«Финские дети действительно другие»
Минувшей зимой научный сотрудник Эрмитажа Екатерина Лопаткина с мужем и сыном уехала жить в Финляндию. Решение было принято после того, как мальчик отправился в первый класс, где его начали, говоря простым языком, «травить» одноклассники.
«Сразу стало понятно, что ему придется пройти через тот ужас системы, через который проходила я, - вспоминает Екатерина. - Когда мой ребенок вернулся с выстриженной прядью волос, я поняла: всё, хватит».
Уезжала семья прямо посреди учебного года - благо, такая возможность была: у мужа Екатерины финские корни, и это дало основания для переселения.
По приезде в страну им удалось снять приемлемую по цене квартиру в центре Хельсинки, ребенок сразу же пошел в школу. Причем ту, где преподавание ведется на финском языке, — хотя по-фински он не говорил, как и его родители. Первое время пара помогала сыну переводить домашние задания, хотя в Финляндии считается, что родители не должны участвовать в образовательном процессе.
Одноклассники дружелюбно приняли новичка, дети смогли общаться, даже разговаривая на разных языках. Не поддались они и на известный детский соблазн дразнить сверстника за то, что тот стал носить очки. Наоборот, учительница уже подготовила класс к такому событию в жизни их товарища, и ребята встречали мальчика с новым аксессуаром аплодисментами.
На вопрос, почему в финских школах обстановка намного миролюбивее, чем в российских, - ведь дети рождаются одинаковыми, - жители Финляндии пожимают плечами. Кто-то поясняет, что в случае возникновения конфликта в классе к ситуации подключается психолог, который выясняет причины поведения хулиганов и помогает найти выход. Но дело не только в этом.
«Финские дети действительно другие, - сперва задумавшись, признает педагог русского языка в хельсинкской школе Татьяна Анттила. - Здесь нет коллективизма, школьники не «шпаргалят» и не подсказывают друг другу. Я помню, как однажды «заложили» ученика, который воспользовался шпаргалкой. Здесь это не принято. Если вы спросите школьника, как он учится относительно товарищей - хуже или лучше, он честно ответит: «Не знаю». Результаты работ не оглашаются на весь класс, а выдаются каждому ребенку на руки».
Приятные сюрпризы от финской системы образования ждали Екатерину и дальше. Так, когда ее пригласили на родительское собрание к сыну, оказалось, что никто не собирается жаловаться на ребенка или о чем-то просить - ей просто хотят рассказать о его успехах.
«Мне описали, какие задачи поставил ребенок, как он их успешно добивается и чему он научился», - рассказала она.
Желающих менять мир к лучшему достаточно
Финская школа отличается от российской не только в плане атмосферы. Она очень либеральна и основывается на доверии к учителям и к ученикам. В стране в начале 1990-х годов были отменены школьные инспекции. Учителя вправе выбирать учебники и вводить новые методики преподавания.
Не случайно именно в Финляндии несколько лет назад родился проект HundrED, платформа, на которой учителя из разных стран делятся своими идеями, как улучшить образовательный процесс, - на конкретных примерах: от устройства игровой площадки до борьбы с травлей в классе.
«В школах по всему миру вводят множество замечательных инноваций, но об этом никто не знает, - рассказывает Саку Туоминен, основатель и генеральный директор компании. - Даже если это происходит в Хельсинки, зачастую об этом не знают в других городах. Мы занимаемся поиском инноваций, исследуем, работают они или нет, отбираем лучшие, объясняем их и распространяем, а также развиваем вместе с авторами».
Сейчас проект аккумулирует идеи из 135 стран, в том числе из России. Ежегодно в октябре на сайте публикуются 100 лучших инноваций, отобранных из общего числа присланных (а их только к началу лета было уже 600). Авторам идей за них не платят. Не платят и те, кто эти идеи узнает и «забирает» себе. Саку Туоминен поясняет, как такая бескорыстная система работает: «Людей, которые хотят менять мир к лучшему, достаточно».
В начале октября сайт будет перезапущен, учителя всего мира смогут связываться друг с другом напрямую, чтобы задавать друг другу уточняющие вопросы по внедрению идей, а карты помогут отследить, куда «пошла» идея из той или иной страны, и где она сейчас используется. Сейчас сайт работает только на финском и английском языках, ввести русский планируют в 2018 году.
Вся среда - образовательная
Еще одна характеристика финского образования, которой гордятся в стране, - общедоступность. Оно бесплатно для учеников, школы содержатся местными властями или объединениями муниципалитетов, причем поддержку получают и частные образовательные учреждения. Поборов не предусмотрено: дошкольникам и ученикам начальных классов учебники, питание и даже транспорт до школы - в случае, если ребенок живет далеко, - предоставляются бесплатно. Старшие школьники и студенты учебники покупают за свой счет, но имеют право на бесплатное горячее питание. Бесплатны и вузы, причем до 2017 года учиться в Финляндии бесплатно могли и граждане стран, не входящих в Евросоюз и Европейское экономическое пространство.
Дети с особенностями развития учатся вместе со здоровыми. Школу и родителей «особых» детей периодически навещает врач, и, если возникает потребность в дополнительной помощи, ребенок на какое-то время переходит на учебу в спецшколу.
Одной из таких школ является центр обучения и инструктажа «Валтери. Рускис» в Хельсинки. Это одна из шести школ системы «Валтери» в Финляндии. В настоящее время в ней обучается 55 учеников, ещё около 200 школьников заведение курирует в муниципальных школах. Преимущественно это дети с церебральным параличом и врожденным пороком развития, каждый четвертый использует альтернативные способы коммуникации, то есть не может говорить, у 40% - эпилепсия, у каждого третьего - ограниченное зрение. Есть и дети с другими нарушениями.
Здание «Валтери. Рускис» оборудовано с учетом потребностей каждого - от звукопоглощающих стен (громкие звуки вызывают беспокойство у некоторых категорий «особых» учащихся) до направляющих тактильных полос в коридорах для слабовидящих. Разработано навигационное приложение для смартфона, которое определяет местоположение ученика в школе и рассказывает ему вслух на выбранном языке, как дойти до нужного места, в какой момент и куда повернуть. Ученикам помогают приспособиться к самостоятельной жизни - такова цель занятий. Учебный план составляется для каждого индивидуально.
Большое значение уделяется физкультуре: здесь есть бассейн, спортзал со стенкой для скалолазания и даже сборным искусственным льдом и тренажерный зал. Еще одно пространство для физического развития - игровая площадка перед школой, где дети могут качаться на качелях, взбираться по конструкциям, играть на ксилофоне, копаться в песочнице. В игровой комнате даже игрушки предусмотрены особенные, например, увеличивающий экран, который помогает изучать предметы. Его также можно направить в панорамное окно и «приблизить» происходящее на уличной площадке.
Принцип школы: любая среда — образовательная среда, и обучение происходит не только в классе. В частности, одним из обучающих мероприятий является обед. Обычный обед здесь состоит, к примеру, из овощного супа-пюре, салата, для которого ингредиенты школьник выбирает сам, булочки с маслом или сыром, киселя, чая, варенья. Дети, имеющие проблемы с пережевыванием пищи, могут взять заранее перемолотый салат-пюре из тех же ингредиентов.
Такое меню не обходится дорого для городского бюджета: средняя стоимость школьного обеда в «Валтери» - 1,2 евро, средняя стоимость по всей Финляндии — 2,76 евро. Бесплатные обеды ежедневно получают около 900 тысяч детей.
К правильному питанию приучают начиная с формы тарелок, поделенных на три сектора: половина - под овощи, четверть - под гарнир и четверть - под мясо или бобовые. Также учитываются религиозные и нравственные предпочтения учащихся — для вегетарианцев стараются всегда привозить альтернативные варианты горячего.
Пребывание в «Валтери» является для школьников временным (хотя если дорога из дома до спецшколы и обратно занимает больше трех часов в день, ученику предоставляют жилье). Впрочем, в совсем тяжелых случаях ребенок может проучиться здесь всю жизнь — учебное заведение рассчитано на воспитание ребят от 5 до 18 лет, школа предоставляет занятия 20 языками, так как по финским законам школа обязана предоставлять ребенку возможность заниматься родным языком, а в той же «Валтери» много иммигрантов: у порядка 20% учащихся родной язык — не финский и не шведский. В том числе есть иммигранты и из России: воспитать полноценным членом общества «особого» ребенка в Финляндии гораздо проще, чем в нашей стране: там для этого создаются все условия.
Школы — для учеников, а не для уборщиц
К самостоятельной жизни в Финляндии приучают не только детей с особенностями в развитии. В общей школе Сауналахти (микрорайон в Эспоо) половина этажа отведена под классы, которые в советских школах называли бы «классами труда»: здесь есть большая кухня с восемью электроплитами, раковинами, микроволновками и другой утварью, где учат готовить. Есть швейная мастерская, классы со станками для работы по дереву и по металлу.
Архитектор Вайне Никкиля создал настоящее произведение искусства, снаружи больше напоминающее концертный зал: изогнутая полукругом крыша создает внутренний двор, где дети могут заниматься спортом на площадке, играть и просто сидеть на ступеньках в хорошую погоду, в том числе и под навесом. Кстати, в этой школе есть весьма необычное помещение, существование которое в российских школах трудно было бы себе представить: каминный уголок на небольшую компанию, где учителя с учениками могут посидеть у зажженных поленьев на разогревшихся кирпичных скамейках с покрывалами, и, например, почитать вслух книжку. Здесь у каждого класса есть своя раздевалка, с персональными отделениями для каждого, причем у младших перед ящичками постелен зеленый коврик, напоминающий траву, - чтобы не становиться босыми ногами на пол.
Ковры в Финляндии в учебных пространствах в принципе любят: как поясняют в компании Martеlа, занимающейся дизайном в том числе и школьных пространств, ковры поглощают звук, позволяя ученикам в классах-оупенспейсах не мешать друг другу. У россиян, когда они слышат о таком решении, обычно появляется вопрос: но ведь в помещениях ковры будут собирать пыль и грязь, и убирать их неудобно?
«Мы для кого школы строим - для учеников или для уборщиц?» - с улыбкой спрашивает Арья-Лииса Каасинен, директор по планированию рабочих пространств.
Реформа принципов образования началась в Финляндии два года назад, в итоге 20% финских школ сейчас относятся к новому типу.
Школьное пространство теперь стараются делить не на классы и коридоры, а зоны разной функциональности - для концентрации в тишине и для совместного выполнения заданий и общения. Есть зоны «обучения путем действия» (например, для занятий музыкой), социального обучения, зоны осмысления и тишины. Сиденья в школах предполагаются самые разные - от модных в последнее время табуретов в виде седла до гимнастических шаров. Частую смену положений тела принято поощрять, даже появилась поговорка: «лучшая позиция - следующая». Кстати, в Финляндии в ходу даже особые «умные» стулья, которые подают сигнал, если считают, что человек слишком много времени провел в одной позе. Но такие в школах пока не применяются.
Самоуважение и ответственность связаны
При всей либеральности финской образовательной системы, она весьма успешна: в последнем рейтинге PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, тест, оценивающий грамотность школьников и умение применять свои знания на практике) страна заняла пятое место в мире, пропустив вперед Сингапур, Японию, Эстонию и Тайбей. В предыдущем рейтинге Финляндия была и вовсе первой. Для сравнения, Россия - 32-я.
Причем в финском образовании нет тупиков: если ученик плохо окончил этап среднего общего образования (9 лет), он может остаться еще на год, чтобы лучше подготовиться к обучению в школе второй ступени (довузовское образование), за которой следует бакалавриат. Порядка 70% тех, кто остаются на дополнительный год в Финляндии, — дети иммигрантов.
«Но перед тем, как разрешить ученику такой вариант, с ним обязательно проведут беседу, чтобы понять, действительно ли он замотивирован, - рассказывает Хелена Аутио-Мелони, менеджер агентства по российско-финским связям, чей сын как раз проходил через образование в дополнительном классе. - Его спрашивали, действительно ли он хочет измениться, понимает ли, что это нужно ему самому».
Подобный подход используют на протяжении всего образовательного процесса: если ребенок не делает домашние задания, ему объясняют, что получение образования - в его интересах. Бывает, не помогает, и тогда ученик не делает уроки какое-то время, но потом осмысляет происходящее и старается догнать своих сверстников.
«Самоуважение и способность управлять собой имеют тесную связь», - считает Кристиина Волмари, руководитель отдела информации и анализа Главного управления образования Финляндии.
«Важно не стигматизировать: мы говорим о детях «белочки» и «зайчики», а не «лучшие» и «отстающие», - объясняет она. - Первый настоящий экзамен ученик сдает в 19 лет: если ученики будут постоянно сдавать тесты - они под них и будут учиться, а в образовании нужна свобода».
То же касается и учителей: в Финляндии 60% преподавателей признались, что чувствуют, что общество ценит их работу. Для сравнения, в Швеции, которая занимает в рейтинге образования PISA близкое к России 28-е место, об этом заявили только 5% учителей.