Когда авторынок выедет из кризиса, почему «АвтоВАЗ» отправляет своих сотрудников работать в Сбербанк и как суровые российские зимы тормозят развитие электрокаров и беспилотных автомобилей. На эти и другие вопросы в последний день Петербургского международного экономического форума ответил президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
- По итогам пяти месяцев 2017 года «АвтоВАЗ» нарастил продажи на 10,5%, до 112,8 тыс. машин. А в мае прирост к прошлому и вовсе составил 22,6%. Можно ли говорить, что кризис для вас закончился?
– Это очень чувствительный вопрос. В начале года прогноз роста рынка, который разделяли его участники, был на уровне 4%. Мы выросли больше, чем рынок, что означает, что мы увеличили свою долю. Из того, что мы услышали на форуме, рост ВВП и снижение ставок (кредитования – прим. ред) – это положительные сигналы. Из общения с нашими дилерами мы также видим, что потребители просят больше автомобилей – возникают даже сложности с поставщиками комплектующих, что парадоксально, если смотреть на ситуацию, которая складывалась в прошлом году.
- Существующих мер господдержки, на ваш взгляд, достаточно, чтобы автопром почувствовал себя уверенно?
– В первом полугодии продолжались прошлогодние меры господдержки. К примеру, по программе обновления парка мы продали около 50% машин и около 25% – по программе субсидирования кредитов. С 1 июля вступят в силу новые меры, от которых мы ожидаем ускорения рынка в определенных сегментах – это семейные автомобили, легкие коммерческие автомобили, автомобили для малого бизнеса и газомоторные. Общий рост рынка в 2017 году может составить от 5 до 10% к прошлому. Это больше, чем то увеличение, которое прогнозировала Ассоциация европейского бизнеса в январе 2017 года. Если совместить меры поддержки и рост рынка как таковой, этого будет достаточно.
- Как заявления о росте продаж соотносятся с вашими словами о том, что до конца года «АвтоВАЗ» сократит около 2 тыс. сотрудников? Спроса не хватает, чтобы привести предприятие к прибыли?
– У нас все еще есть избыточная численность персонала. Мы решили, что позволим каждому, кто решит добровольно уйти на пенсию или просто уйти, сделать это по соглашению сторон. Следующий шаг – запустить индустриальный парк, резидентами которого могут быть поставщики или другие предприятия. Например, уже ведет свою деятельность на площадке компания «Металлист-Самара», Сбербанк откроет осенью свой колл-центр в задании бывшей коммерческой дирекции. У нас будет возможность перевести около 2 тысяч человек в индустриальный парк в течение этого года. Но это будет добровольный переход с сохранением уровня оплаты труда и социальными гарантиями.
- На Петербургском экономическом форуме много обсуждений было посвящено обратной стороне прогресса. Например, повышая автоматизацию, предприятия вынуждены сокращать персонал. Грозит ли это «АвтоВАЗу»?
– Мы понимаем последствия автоматизации, потому что мы уже проводили такие процессы внутри альянса Renault. Сейчас линия Kalina автоматизирована на 70%, другие – меньше чем на 10%. Но у нас нет планов повышать автоматизацию линеек, кроме как с точки зрения улучшения качества и условий труда.
- Возможны ли дополнительные сокращения штата или после перехода 2 тысяч сотрудников численность персонала станет оптимальной?
– Это план на конец 2017 – начало 2018 года. Что будет в 2018 году, будет зависеть от ситуации на рынке.
- Какую сейчас долю в продажах «АвтоВАЗа» занимает экспорт? На какой показатель вы планируете выйти в перспективе, скажем, ближайших трех лет?
– На данный момент мы близки к 10%. План – увеличить эту долю до 20%. Но на это будут влиять валютные курсы. Сейчас 25% экспорта – это Казахстан, Белоруссия занимает около 10%. Мы запустили продажи Vesta в Германии и Венгрии, в Ливане. На Кубу поставим первые автомобили в июле. Сейчас мы обсуждаем новые возможности на 2018-2019 годы. Будем развиваться в СНГ, Ближнем Востоке, Латинской Америке, возможно, в некоторых странах с левосторонним движением.
- Ранее вы заявляли, что к 2025 году «АвтоВАЗ» выпустит восемь новых машин и еще восемь получат обновления. Чего можно ждать в 2018 году?
– В этом году мы подтвердили запуск Vesta универсал и Vesta универсал Cross. В следующем году можно ждать еще три модели – и новых, и обновленных. Если вы посмотрите на концепт-кар, который мы представляли на Московском автосалоне, то некоторое представление [как будет развиваться модельный ряд дальше] можете получить.
- Вы запустили проект обновления ваших дилерских центров. Как новый дизайн согласуется с развитием модельного ряда?
– План к концу года иметь 50% от дилерской сети в обновленном варианте. Это поможет увеличить долю рынка и улучшить мнение наших покупателей. Это откроет нам дверь для развития продуктовой линейки и выхода в более высокие ценовые сегменты.
- Видите ли вы перспективы в создании электрокаров? Готов ли, на ваш взгляд, к ним рынок, инфраструктура?
– Эти технологии будут развиваться в России в ближайшие 15-20 лет, но довольно трудно сказать, как быстро пойдет. Это будет зависеть от технологии развития аккумуляторов. Например, у Renault Zoe автономной работы аккумуляторов хватает на 400 км. Но в местах, где слишком холодно или слишком жарко, время работы снижается. В России с ее экстремальными погодными условиями развитие электротранспорта, возможно, начнется с автобусов и другого городского транспорта.
Также будет оказывать влияние государство. Во Франции электромобили тоже в значительной мере поддерживаются государством через субсидии – когда вы обмениваете обычную машину на электромобиль вам компенсируют до 10 тыс. евро.
В прошлом Lada сделала около сотни электромобилей Lada Ellada, а также пару прототипов Vesta как электромобиля. Так что, когда рынок к этому придет, мы будем готовы, но это не является первоочередной задачей. Ближайшим приоритетом являются автомобили с системами услуг подключения Lada Connect и доступные умные системы помощи при вождении.
- Есть ли у вас разработки в области беспилотных автомобилей?
– Ситуация схожа с электротранспортом. В Японии и других странах сделать систему автономного вождения легче, чем в России, где уровень снега достигает 40 см. Думаю, это будет постепенный план, который начнется с систем помощи при вождении. В Москве они могли бы использоваться на кольцевых дорогах, когда вы всегда на одной полосе и это всегда «остановка-движение-остановка-движение». Но они должны быть доступными. Потому что, если это будет дорогая система, и не полностью автономное движение, люди не захотят приобретать такой автомобиль.
- Ранее появлялась информация о простое совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» из-за проблем с поставками комплектующих. С чем это было связано? Отразилось ли это на самом «АвтоВАЗе»?
– Насколько мы знаем, были проблемы только с одним поставщиком. Мы им («GM-АвтоВАЗ») поставляем кузова и некоторые элементы агрегатов. Из-за их остановки, нам пришлось остановить производство этих элементов. Но для собственного производства не было такой проблемы.
- Следите ли вы за судьбой машин на вторичном рынке. Самые продаваемые подержанные машины, по данным «Автостата», это ВАЗ-2107 и ВАЗ-2114.
– Достоинство моделей Lada в том, что они легки в обслуживании и ремонте. У нас есть дефицит комплектующих старше 10 лет, но российские автолюбители очень креативны. Как и жители Кубы, они могут собрать одни «Жигули» из двух-трех старых.