Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Строительство Обманутые подрядчики надеются на Путина

Обманутые подрядчики надеются на Путина

3 192
Александр Подгорчук/Коммерсантъ

Малый строительный бизнес говорит о массовых неплатежах застройщиков и называет себя "обманутыми подрядчиками". Как и дольщики, спасение видят в письме, которое пишут Кремлю.

Удельный вес средних и малых компаний в Петербурге к 2017 году упал до 6 – 8% – вместо 38% в двухтысячных. Такие данные приводят в Союзе строительных компаний. По данным экспертов, основная причина массового разорения малого строительного бизнеса — неплатежи, которые достигли пика именно в последние два-три года, после того, как санкции закрыли для банков, а следовательно и для бизнеса, возможность кредитоваться за границей, получая доступ к «длинным деньгам».

Как сообщало в начале года Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК), число банкротящихся подрядных организаций на фоне кризиса неплатежей выросло на 17%. Это значит, что в одну из стадий банкротства в 2016 году вошли 3,2 тысячи российских компаний-подрядчиков (2,1% от общего числа участников рынка), что на 17% выше показателя 2015 года. «Если сейчас 90% всех банкротов — представители микро- и малого бизнеса с выручкой менее 800 млн рублей, то в наступившем году некоторая доля может быть замещена средним и крупным бизнесом», — прогнозирует гендиректор РАСК Николай Алексеенко.

Неплатежи, казалось бы, давно ушедшее воспоминание о заре российского капитализма, вновь стали обыденностью. С контрагентами просто не рассчитываются; в результате после одного-двух таких случаев у небольших подрядных компаний вымывается оборотный капитал, и они вынужденно прекращают деятельность. «Это эпидемия, которая разваливает строительный комплекс: неплатежи повальные, под любыми предлогами, а за ними и массовые банкротства субподрядчиков — как правило, небольших компаний, – рассказывает директор Союза Лев Каплан. – Бизнес идет в арбитраж, но от него тоже нет толку, приставы не могут ничего сделать. Это ужас. Мы будем Путину писать открытое письмо: раньше были обманутые дольщики, а теперь вот у нас обманутые подрядчики по всей стране. Мы вынуждены каждый день заниматься неплатежами и поисками работы для маленьких компаний, которые просто вымирают. Но это непосильно для общественных организаций! У нас нет способов воздействия на недобросовестных заказчиков».

В СМИ периодически всплывают истории о судебных процессах по поводу неплатежей подрядчикам. Так, в апреле завершился трехлетний судебный процесс между девелоперской компанией «ЛенСпецСтрой» и строительной фирмой «Тепломонтаж». Как писал «Деловой Петербург», подрядчик не только отбился от претензий «ЛенСпецСтроя» более чем на 1 млрд рублей, но и сам взыскал с девелопера около 300 млн рублей долга за выполненные работы. Впрочем, когда ободренный успехом подрядчик попытался обанкротить девелопера, его ждал сюрприз – за три года, пока длился суд, владелец «ЛенСпецСтроя» Дмитрий Астафьев вывел из группы компаний фирму, участвующую в суде, и больше за нее не отвечает. Так что в компании не уверены, что получат положенные по суду 300 миллионов. «Большинство подрядчиков «ЛенСпецСтроя», за исключением подконтрольных ему организаций, оказываются в нашем положении. На первом этапе сотрудничества работы им оплачиваются. Затем заказчик под различными предлогами получает отсрочку оплаты, а после выполнения подрядчиком большинства работ отказывается платить», – говорит Александр Соболев, гендиректор ЗАО «Тепломонтаж».

В «ЛенСпецСтрое», в свою очередь, говорят, что «Тепломонтажу» ничего не должны. «Все денежные средства были им выплачены», – заявил «Фонтанке» юрист компании Роман Веремеев. «В процессе судебного разбирательства в арбитраже, в первой, второй и третьей инстанции, были допущены грубейшие нарушения. В том числе даже арифметические ошибки. Если даже с калькулятором посмотреть решение суда — эти суммы не сложатся. Мы считаем, что это «Тепломонтаж» их подгонял и навязывал судье. Если эти ляпы устранить, то «Тепломонтаж» еще нам должен останется, – считает Веремеев. – Но наши доводы ангажированными судьями не были услышаны. Так что мы подали иск в Верховный суд».

Более того, в компании утверждают, что «Тепломонтаж» пытается с помощью процедуры банкротства совершить рейдерский захват «ЛенСпецСтроя». Судя по всему, конец этой тяжбы еще далеко. Впрочем, эта история — исключение, а не правило.

ЗАО «CУ-11», строившему на улице Солдата Корзуна первую очередь спортивно-оздоровительного комплекса «DeFiS», повезло меньше — и этот случай, как говорят игроки рынка, совершенно типичный. По словам гендиректора Вячеслава Бычкова, компании должны 30 миллионов рублей за общестроительные работы; 10 млн задолжал заказчик (фирма «DeFiS») и 20 млн — застройщик, СК «Двадцатый трест». «Помимо меня застройщик должен еще 10 – 15 подрядным организациям, общая сумма долга — около 100 млн, – рассказывает Бычков. – Нет, коллективных исков у нас не подают. Да, люди увольняются, раз им не платят. Я должен в бюджет, должен за аренду, должен по зарплате, должен субподрядчикам... Я думаю, что это одна из схем ухода от оплаты: заказчик не заплатил мне, судится со мной, но, по сути, он не заплатил десяткам компаний, которые я взял на субподряд. И все люди там под угрозой потери работы».

По данным системы СПАРК, совладельцем ООО «СК «Двадцатый трест» является депутат ЗакСа единоросс Сергей Никешин. Также законодатель фигурирует как совладелец в целом ряде аффилированных компаний с юридическим адресом на Краснопутиловской, 65а. Любопытно, что руководство «СУ-11» уже обращалось к депутату за помощью. «Комплекс «DeFiS» строился по программе Никешина — как депутата от Кировского района, – рассказывает Бычков. – Я обращался к нему с официальным запросом, в депутатскую приемную — с просьбой организовать встречу с застройщиком и попытаться повлиять на ситуацию. Знаете, что ответил депутат? Что «этика депутата не позволяет ему вмешиваться во взаимоотношения хозяйствующих субъектов».

Помощник депутата Анна Бардаускене, впрочем, какие-либо отношения законодателя с «Двадцатым трестом» отрицает, утверждая, что «все давно передано в доверительное управление», а сам он не берет трубку.

«Многие, чтобы спасти бизнес, пытаются как-то его дробить: это что-то вроде работы бригадным методом, – рассказывает Максим Ротцы, гендиректор ЗАО «УНР-41». – А как еще выживать? Так хотя бы меньше рисков». У лифтовой компании «Спецтрест 27» дела идут не лучше. Анатолий Швец, замдиректора компании, рассказывает, что в общей сложности ей должны 85 миллионов рублей. Все это — долги по уже давно выполненным работам, часть из них уже оспаривается в арбитраже. «Это просто издевательство, – возмущается строитель. – У нас нет длинного кредитного портфеля, нет спонсора, мы подрядчики: работу сделали, получили деньги, расплатились с поставщиками и рабочими. Сорок лет на этом рынке работаем и такого не видели. Все пережили, и бандитов, и кризисы, но такого, как сейчас, — никогда не было».

В банковской сфере причиной неплатежей считают не злой умысел крупных застройщиков, а снижение платежеспособного спроса — в основном на жилье. «Крупные застройщики получают кредиты без проблем, так как в банках ликвидности достаточно – и даже более того, иногда некуда инвестировать, – рассказывает глава Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович. – Другое дело, что застой и экономический кризис — это постоянный тренд на снижение спроса. А если квартиры не покупают, то и у крупных застройщиков оскудевает денежный поток. Отсюда и неплатежи субподрядчикам. Кто-то, может быть, придерживает продажи, ожидая изменений цен, но в целом нет спроса, неоткуда и подрядчикам платить. Если помните, некоторое время назад такое было с торговыми сетями. Пока в закон о торговле не ввели поправку, ограничившую срок расчетов с поставщиками, ретейлеры тоже месяцами тянули с расчетами, были крупные скандалы. Тут, я думаю, похожая ситуация. И причина одна и та же. Из разговоров о выходе из кризиса платежеспособный спрос не вырастет, а без него такое будет происходить во всех сферах экономики».

Крупный бизнес проблему либо не комментирует, либо отрицает само ее наличие. Так, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Вячеслав Семененко считает, что разговоры об этом «кем-то спровоцированы». «Я особых изменений в этой сфере не вижу. Да, некоторые застройщики взяли моду придерживать платежи. Но ведь это коммерческие взаимоотношения. И те, кто на них идет, должны понимать условия, на которые они соглашаются, – убежден строитель. – Любой застройщик не будет рисковать хорошими связями, на которых можно строить бизнес. Малые компании всегда жаловались, что им что-то не хватает. Есть хорошие, устойчивые малые компании, которые за годы бизнеса сформировали хорошие отношения с заказчиками и генподрядчиками. Есть те, кто, возможно, хватается за все подряд, за любого заказчика, и потом получает проблемы. И есть те, кто 20 лет на рынке, и все эти 20 лет жалуется, что малый бизнес обижают. Да никто не обижает. Малый бизнес, в отличие от большого, должен обладать большей устойчивостью. Потому что это та собака, которая должна всегда себе находить пропитание. Не хочешь быть малым, развивайся, становись большим».

Эксперты из сферы консалтинга, впрочем, менее оптимистичны. «Все так, и не только в строительной сфере. Ухудшается экономическая ситуация в целом, падает спрос, повышается себестоимость строительства (а в коммерческой недвижимости порядка 30% себестоимости — это иностранные материалы и конструкции, то есть это все привязано к валюте). Девелоперы запускали эти проекты и считали по ним экономику в одной экономической реалии, а начинали строить в другой — после 2014 года, например. Кредитное плечо от поставщиков и подрядчиков является типичным способом в такой ситуации минимизировать свои расходы и затраты, – рассказывает директор департамента услуг для арендаторов Colliers International в Петербурге Игорь Темнышев. – Есть такие примеры, да, когда крупные компании ведут осознанную политику — не платить по долгам. Это во всем так – вы посмотрите на наши госкомпании, например, которые всегда тянут с отсрочками платежей и никогда не платят авансов. Вспомнить хотя бы космодром Восточный — все компании не виноваты, а виноват тот самый подрядчик в самом низу, который делает работу за цену ниже себестоимости и ему еще и не оплачивают это. Но виноват он, и он идет в тюрьму».

И все же в целом на рынке не склонны бить тревогу слишком сильно. Признаком реального кризиса в отрасли игроки считают банкротства крупных застройщиков, находящихся на «верхушке» бизнес-пирамиды, — а их пока не наблюдается. «Говорят «большой шкаф громко падает», – поясняет замдиректора Группы компаний «Аверс» Дмитрий Свительман. – Когда пара реально крупных компаний банкротятся — вот это плохо. Вот у нас в неделю закрывается пара банков – этого никто уже не замечает: плохо, когда грохаются большие. Да, в кризис мелкие компании страдают больше, но, с другой стороны, кто-то уходит, а кто-то и появляется на рынке. Те, кто был более осторожен, выигрывают, а амбициозные могут и проиграть. Никакого катастрофического мора среди малого бизнеса не произойдет: хоть он и страдает первым, но он и адаптируется первым».

Елена Зеликова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях