Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Украина больше не «ВКонтакте»

Украина больше не «ВКонтакте»

5 788

Президент Порошенко запретил на Украине соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», сервисы «Яндекса» и Mail.ru, антивирусы Касперского и DrWeb и другой российский софт. Кто пострадает от украинских санкций – выясняла «Фонтанка».

Указом от 15 мая президент Порошенко расширил список санкций против России. Теперь опасными и наносящими вред Украине признаны IT-компании, телеканалы, программные продукты и социальные сети, имеющие российское происхождение. Полный перечень предприятий, попавших под запрет, насчитывает 223 страницы и состоит из 466 пунктов. Рядом с каждым наименованием указаны санкции, наложенные на компанию: приостановка деятельности, аресты активов, запреты на передачу технологий, блокировка сайтов и так далее.

Сам «чёрный список» был введён указом Петра Порошенко ещё в сентябре 2015 года. В него вошли предприятия в Крыму, сменившие собственников, добровольческие батальоны и казачьи организации, воюющие в Донбассе, православные фонды, которые предположительно оказывают им поддержку, НКО для работы с соотечественниками за рубежом. В более поздних редакциях список пополняли тремя десятками российских банков и таким же числом авиакомпаний, заводами, портами. Двумя десятками наименований представлены телекомпании и медиахолдинги, причём в число последних попал РБК. Это уже – нововведение последних дней. Указом от 15 мая Порошенко добавил в перечень компании IT-отрасли вместе с украинскими филиалами. В общей сложности их около 80 наименований. То есть пятая часть списка.

Теперь на территории Украины должны быть запрещены бухгалтерские программы 1С, приложения ABBYY для распознавания текстов, антивирусы Касперского и DrWeb, все сервисы «Яндекса» вместе с самим поисковиком и все компании Mail.ru Group, включая соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Эксперты считают, что эта новая часть «списка Порошенко» может нанести Украине больший экономический ущерб, чем остальные четыре пятых перечня.

Как отреагировали в России?

«Очередной шаг в цепи многих шагов, которые нарушают права людей на получение информации, которая интересна населению», – сказал Дмитрий Песков.

«Наплевательское отношение властей… к любым международным нормам права и морали, своим обязательствам в сфере защиты прав и свобод человека стали обыденным явлением. Опасаясь малейших признаков инакомыслия в стране… режим семимильными шагами движется к построению авторитарного государства, в котором свобода слова и беспрепятственный доступ к информации подвергаются жестким ограничениям», – сказано в комментарии на сайте МИД. Дальше идёт печальная констатация того, что режим «готов «закрыть» глаза и уши своим гражданам, лишь бы скрыть от них альтернативную, а не нарисованную украинскими пропагандистами реальную картину дел в стране и за рубежом».

«Высшее руководство страны расписывается в собственной беспомощности перед любой альтернативной информацией, не доверяет собственным гражданам, отрезая их даже от такого бытового диалогового формата, как соцсети», – цитирует ТАСС сенатора Константина Косачева.

Напомним, что российские официальные лица имеют в виду Украину.

Что значат для Украины российские сайты?

По данным TNS-Украина за апрель 2017 года, первые две строчки в рейтинге интернет-ресурсов на Украине занимают Google и Youtube (86,14 и 78,71 процента украинцев). Но дальше идут «подсанкционные» российские сайты.

На третьем месте в рейтинге – социальная сеть «ВКонтакте», в феврале она стояла на второй строчке. По данным за апрель, в ней общаются 78,3 процента украинских пользователей. По подсчётам Factum Group Ukraine, это порядка 405 миллионов посещений ежемесячно. Как сообщили «Фонтанке» в TNS-Украина, 61 процент пользователей «ВКонтакте» на Украине – молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет. Почти половина пользователей живёт на востоке и юге страны, треть – в северной и западной частях. Киевлян, пользующихся «ВКонтакте», 9 процентов, ещё 10 процентов украинских «вконтактников» живут в других центральных регионах.

«Одноклассники» стоят в рейтинге на девятом месте, к этой сети, по данным TNS-Украина, обращаются 46,9 процента украинских интернет-пользователей. Половина из них – люди в возрасте от 36 до 70 лет, преимущественно жители юга и востока Украины. В Киеве таких – всего 7 процентов.

Российские поисковики и почтовые сервисы Yandex.ru и Mail.ru в январе – апреле этого года занимали попеременно четвёртое и пятое места. Ежемесячно, по данным TNS-Украина, эти ресурсы посещают 62-65 процентов от всех пользователей, хотя бы раз в месяц заходивших в Интернет. Разбивка по регионам – такая же, как в случае с соцсетями: половина и больше – восток и юг Украины, 7-8 процентов – жители столицы. Распределение по возрасту равномерное. У Factum Group Ukraine данные несколько отличаются от TNS, она меняет местами в рейтинге "Яндекс" и Mail.ru, оценивая их месячную аудиторию в 270 и 187 миллионов посетителей, соответственно.

Facebook (не подвергнута блокировкам), по данным TNS, на Украине популярнее «Одноклассников», эта сеть шестая в рейтинге. По расчётам SimilarWeb, рейтинг «Одноклассников» выше. Исследователи зафиксировали в российской соцсети 200 миллионов посещений, в американской – 180 миллионов.

Зачем Украине блокировать российские сайты?

Помимо задачи, сформулированной российским МИД, «закрыть глаза и уши своим гражданам», чтобы «скрыть от них альтернативную информацию», у Киева могут быть ещё некоторые практические соображения. На Украине опасаются, что российские соцсети, почтовые и другие сервисы передают данные о пользователях в ФСБ. Руководитель проекта «Роскомсвобода» Артём Козлюк объясняет, почему президент Порошенко имеет право так думать.

– Российские сервисы внесены в реестр организаторов распространения информации, – говорит он. – Поэтому обязаны собирать, хранить и предоставлять российским спецслужбам всю информацию о пользователях и их взаимодействиях. А с 1 июля 2018 года, согласно «пакету Яровой», – ещё и всю внутреннюю переписку, видеозвонки, файлы и так далее. Да – это несёт определённые риски для пользователей: их данные могут оказаться в распоряжении третьих лиц.

При этом вопрос о том, должны ли российские ресурсы раскрывать данные о пользователях-иностранцах, по словам Артёма Козлюка, остаётся формально открытым.

«Отец Рунета», один из основателей LiveJournal, журналист, блогер Антон Носик напоминает, что некогда «Павла Дурова выгнали из "ВКонтакте" за то, что он отказался предоставлять ФСБ данные украинских пользователей».

– Дуров мотивировал отказ тем, что украинская сеть "ВКонтакте" – отдельное юрлицо, действующее по законам Украины, то есть не может передавать конфиденциальную информацию иностранной разведке, не попав под уголовные статьи о госизмене, – говорит Носик. – Но Порошенко и ФСБ – это одинаково пещерный уровень правового сознания. Они не понимают одних и тех же вещей. Это один общий совок на две братских страны.

Как будут блокировать сайты на Украине?

Технологически, считает руководитель проекта "Игры" Mail.Ru Александр Кузьменко, запрещать российские сайты на Украине будут так же, как украинские (и все остальные) в России: через провайдеров. А потом украинские пользователи, как и российские, будут пытаться обойти блокировки. Правда, смогут далеко не все, а тем, кто сможет, тоже не всё понравится.

– Во-первых, пользоваться сервисами для обхода блокировок неудобно, – отмечает Александр Кузьменко. – Во-вторых, придётся мириться с тем, что скорость Интернета снизится. Это очень важно, в частности, для игр: при обходе блокировки вы будете получать задержку, и у вас будут неравные шансы с соперниками.

Основная же причина, по которой массового обхода блокировок не случится, в том, что подавляющая часть людей технически недостаточно подкована.

– Когда в России запретили Rutracker, он потерял три четверти аудитории, – приводит пример Александр Кузьменко.

Что потеряют российские компании?

Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова объясняет, почему будущие потери российских IT-компаний от блокировок на Украине предсказать нельзя.

– Конечно, рекламную выручку они будут терять, – признаёт аналитик. – А доходы у них идут почти только от рекламы, потому что дополнительные сервисы, как, например, «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет» и другие, действуют только в России. Но какую долю выручки они потеряют – неизвестно. У этих компаний есть в отчётах строчка о доходах в России и странах СНГ, но разбивку по каждой стране отдельно они никогда не давали. Известно, например, что 4 процента от всех запросов в "Яндексе" шло с Украины. Что касается "ВКонтакте", то украинские пользователи составляли примерно 10 процентов от всей аудитории соцсети. Но это не означает, что потери выручки будут пропорциональны.

Это зависит и от числа рекламодателей, и от стоимости рекламы, а она на Украине ниже.

Антон Носик оценивает потери российских компаний от блокировок как ничтожные.

– На Украине нет интернет-рынка, чтобы прокормить собственные сайты, – объясняет он. – Для России украинский рынок совершенно карликовый. Там нет денег.

Зато сокрушительные потери, по словам «отца Рунета», понесёт инициатор санкций – сама Украина.

Что потеряет Украина?

Антон Носик напоминает, что указ президента Порошенко запретил украинцам не только ходить в соцсети и на сайты сервисов "Яндекса". Под санкции попали десятки российских компаний – производителей программного обеспечения.

– Это системные интеграторы в Харькове, в Николаеве, в Сумах, в Киеве, в Херсоне, – объясняет Антон Носик. – Офшорное программирование – самая живая отрасль украинской экономики. Тысячи молодых украинских айтишников, сисадминов, программистов создавали софт, который потом использовался на российском рынке. Зарплату они получали от крупных московских корпораций. Теперь деятельность этих компаний на Украине прекращена, счета заблокированы, эти люди теряют работу. Это чудовищный удар по украинской экономике.

Но этим ударом беды Украины, продолжает Антон Носик, не ограничатся. Уход российских соцсетей и поисковиков опасен, по его словам, не тем, что кто-то потеряет доход от рекламы. А тем, что уходит сама реклама.

– Украина – это 40 миллионов человек, из которых 20 миллионов сидят в Интернете, – продолжает блогер. – И эти 20 миллионов – всё более или менее платёжеспособное население страны. Весь украинский ретейл продаёт свои товары и услуги через рекламные площадки в Интернете. Сеть "ВКонтакте" – это, на минуточку, 77 процентов украинских пользователей. Это рекламная площадка для украинских бизнесов, продающих цветы, вареники, банковские услуги – что угодно. Несколько миллионов сделок в день в электронной коммерции Украины совершается благодаря рекламе на этих ресурсах, в частности – контекстной. Вы где-нибудь видели такое количество контекстной рекламы, как на "Яндексе"? А где, по-вашему, продаёт билеты украинский туристический бизнес? Через контекстную рекламу. И вот всех их отрубили от 70 процентов покупателей.

Будет ли запрет работать?

Антон Носик уверен, что IT-компании из указа Порошенко скоро исчезнут.

– В этом месте коса должна найти на камень, – считает он. – Этот идиотизм тоталитарных запретов, мотивируемый тем, что «у нас в стране война», должен закончиться. Сейчас они реально перегнули палку. Это сокрушительный удар по украинской экономике. Поэтому я исхожу из того, что этот указ будет отменён.

Артём Козлюк считает, что даже если существует опасность утечки данных об украинских пользователях российским спецслужбам, всё равно этот вопрос должны решать сами пользователи.

– Пользователь сам может принять решение, уж если на то пошло, каким спецслужбам доверить информацию о себе – западным, российским или украинским, – считает глава «Роскомсвободы». – Каждый сам может выбрать программное обеспечение или источник информации. Ограничивать его в законных правах глупо и безответственно. Независимо от страны, блокировки сайтов вредны и для развития интернет-технологий, и для развития гражданского общества, и для экономики.

Как отреагировали украинцы?

«В принципе, только сейчас делают то, что давно надо было сделать, – пишет в ЖЖ пользователь Борис Битнер (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены. – Прим. ред.). – Я ушел из Вконтакте, Одноглазников, никогда не имел почту на домене ру… Есть очень хорошие альтернативы Др.Веб и Касперскому. В России давно ограничен доступ ко многим украинским ресурсам – и ничего. Россияне выжили. Я думаю, и мы прекрасно выживем».

«Заблокировали соцсети без всякого обсуждения, указом президента, то есть вопросы свободы слова и цензуры у нас решает теперь один человек, – пишет там же pauluskp. – Украина уже давно по факту превратилась в Россию под сине-желтыми флагами, а теперь уверенной поступью идет в ДНР».

«Любопытно, чем наши бухгалтеры заменят 1С, – написал «Фонтанке» украинский пользователь. – Потому что аналогов у нас нет».

«Антивирус мне жалко, у меня др. веб платный, я им оч. довольна», – пожаловалась другая украинка.

«Антивирус мне уже посоветовали наш, украинский, сказали – «Бимба» ничуть не хуже», – успокаивает знакомую третья.

Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях