Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Пришла ли Дурову Telegramа

Пришла ли Дурову Telegramа

1 271

Telegram могут заблокировать в России. «Фонтанка» узнала, что мессенджером пользуется «каждый первый» во власти. Однако его владелец Павел Дуров демонстративно отказывается «сотрудничать» с государством.

В начале мая Роскомнадзор запретил на территории РФ мессенджеры BlackBerry Messenger, Line, Imo и аудиовизуальный чат WeChat. Причина блокировки – нежелание их владельцев хранить всю информацию на российских серверах и сотрудничать с российскими властями в рамках «закона Яровой». После «майских указов» стало известно о возможном скором отключении детища создателя «ВКонтакте» Павла Дурова – мессенджера Telegram. Интернет-канал [Фонтанка.Офис] спросил у администраторов Telegram-каналов, интернет-омбудсмена и аналитиков по рынку мессенджеров, страшно ли им. Некоторые из них уже успели создать петицию, причем в адрес самого Дурова, с просьбой «помочь использовать Telegram и развивать его экосистему в России». Сам Дуров, помедлив, сообщил сегодня, что «правительство не получит «ни бита» информации от мессенджера». При этом эксперты замечают, что бурное обсуждение «возможной блокировки» увеличивает капитализацию актива.

Ситуация с Telegram уникальна тем, что сам основатель сервиса немногословен, а его российская аудитория довольно бодра и настроена решительно. В сети уже идет сбор подписей «за свободу» «самого свободного мессенджера». В организации «Роскомсвобода», которая отстаивает принципы независимости и неподконтрольности в рунете, «Фонтанке» сообщили, что письма Роскомнадзора в адрес Telegram были направлены 14 мая. Указанное там время на ответ – «середина июня». Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский назвал «слухами» информацию об обращении ведомства к руководству Telegram с требованием представить сведения для внесения в соответствующий реестр.

Полную версию эфира смотрите на официальном канале «Фонтанки» в YouTube.

«По моим данным, в Telegram действительно приходило уведомление от Роскомнадзора, – уверен основатель сервиса для аналитики и продвижения в мессенджерах Combot Фёдор Скуратов. – Но, зная нелюбовь Дурова к общению с властями, скорее всего, ответа от него не последовало». Сам Павел Дуров на запрос «Фонтанки» не ответил, однако позже заявил, что «ни одно правительство не получило и не получит «ни бита» информации от мессенджера». «Ключи, необходимые для расшифровки данных, разделены на несколько частей и физически хранятся в нескольких других дата-центрах, – пояснили при этом в Telegram. – Все дата-центры находятся в разных юрисдикциях, так что для того, чтобы заставить Теlegram выдать какие-либо данные, потребуется нереалистичный уровень сотрудничества между несколькими государствами».

Кто-кто в Telegram живет

По данным Федора Скуратова, в январе 2017 года Telegram в России насчитывал 6 млн активных пользователей. То есть тех, кто пользуется мессенджером не реже раза в месяц. Сейчас их число достигло уже 7 млн. Число основных российских каналов, чья аудитория превышает 5 тысяч человек, составляет около 500. При этом, как уточнил Федор Скуратов, в денежном выражении рынок их невелик. «Рекламных денег в Telegram – 4 – 5 млн рублей в месяц, это копейки, говоря о цифровой экономике, – уточнил Скуратов. – Но для частных пользователей это неплохой заработок и возможность монетизации слова, а не только картинки».

Немаловажен и тот факт, что рост рекламных средств в последнее время идет там астрономическими по нынешним временам темпами – на 30% в месяц. Правда, в массе своей владельцы telegram-каналов предпочитают говорить о росте аудитории.

«Рост в Telegram очень хороший. За год мы выросли вдвое, причем аудитория есть и та, что не читает ни FB, ни другие соцсети», – говорит Дмитрий Сидоров, редактор телеграм-канала «Красный сион». «Здесь есть и платные посты, и реклама. Но крупных денег там пока нет, – уточняет автор tелеграм-канала «Свидетели и Егоры» журналист Егор Галенко, добавляя: – Но это завтрашний день. У меня прирост от 500 до 1000 пользователей в месяц. И если за год на меня подпишутся 10 тысяч, то я смогу брать за один пост от 5 тысяч до 15 тысяч рублей".

«Мессенджеры – это не средства производства, чтобы там были какие-то колоссальные прибыли, – меж тем считает российский интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. – Речь идёт о технологической новизне продукта и привыкании аудитории. Но Telegram – один из любимых в РФ мессенджеров. Во власти очень большое количество пользователей Telegram. По крайней мере, все, кто контактирует со мной, есть там. Можно сказать, «каждый первый».

Зачем весь этот хайп

Эксперты «Фонтанки» считают, что Павлу Дурову уже в ближайшее время придется принять какое-то решение.

«Думаю, что Павел будет принимать решение в ближайшее время, исходя из маркетинговой целесообразности и из того PR-эффекта, который можно получить, – уверен Дмитрий Мариничев. – В принципе, «анонимность Telegram» можно выгодно продать. Наверное, у каждого человека есть своя цена. Дуров не сдаст в своей принципиальности. Он продаст сервис. Вопрос – кому и как».

«Telegram – демонстративный интернет-оппозиционер», – считает создатель популярного в прошлом QIP, владелец OMMG Technology Сергей Кравцов, уточняя, что продавать бизнес Дуров не станет, ему незачем. «Он уже заработал неплохие деньги на продаже "ВКонтакте", и Telegram – это его хобби, страсть, – поясняет свою мысль Кравцов. – Он целеустремленный и упорный, за что ему респект и уважуха, но это не повод не соблюдать законы». В качестве аргумента соблюдать закон в данном конкретном случае Кравцов называет быстрый рост российского рынка в мессенджер-среде. «Китайские коллеги посидели, почесали репу и вернулись. И я думаю, что они больше не будут нарушать закон», – пояснил он свою мысль.

Напомним, что 11 мая компании Vimeo-LLC, Opera Software AS и WeChat International Pte Ltd представили сведения, необходимые для внесения в реестр организаторов распространения информации, и ограничения были сняты. При этом в случае с Telegram Кравцов призывает «посмотреть правде в глаза»: «Хайп устроили продвинутые пользователи, а остальные сидят в «Одноклассниках», – строг он в определениях продвинутых и не очень пользователей.

Если завтра закроют

Собеседник, близкий к администрации президента, сообщил сегодня СМИ, что «руководители Telegram пока уклоняются от переговоров и отказываются вступать в реестр, но это не означает, что его заблокируют, если это важно для людей». Тем не менее люди, которым это потенциально важно, похоже, не особо пугаются запретительных перспектив.

«Мы ничего не потеряем, кроме удобства, будем использовать VPN, – говорит Федор Скуратов. – Но меня лично вся ситуация не устраивает с идейной точки зрения. Мне не нравятся подковерные интриги между платформой и регулятором». «Если мессенджер закроют в России, куплю себе VPN и всем советую это сделать», – говорит и Алексей, совладелец telegram-канала «Солнечный шторм».

С ним солидарны и пользователи этого канала, которые приняли участие в голосовании специально для «Фонтанки». На вопрос «что вы будете делать в случае блокировки?» 96% читателей канала ответили: «Воспользуюсь доступными способами обхода блокировок». Только 4% готовы «уйти в другие мессенджеры или соцсети».

Редактор другого канала Дмитрий Сидоров настроен философски: «Трава везде прорастет через асфальт. Русская интеллигенция всегда найдет, куда уйти». «В Иране закрыты мессенджеры, и там Telegram популярен более чем, – напоминает Егор Галенко. – В нем сидит практически половина страны».

«В целом в мире около 40 штук клиентских мессенджеров, – сообщил Федор Скуратов. – И все они могут попасть в российский реестр. И далеко не все они даже знают, что такое реестр и Роскомнадзор. И конечно, не будут ничего делать, просто потому, что не понимают, что это».

«Даже реальная блокировка не означает пропадание сервиса из сети, – уверен руководитель «Роскомсвободы» Артём Козлюк. – Опыт Zello (официально заблокированная в РФ интернет-рация, которую активно использовали протестующие дальнобойщики. – Прим. ред.) показывает, что вполне можно продолжать оставаться доступными для своих пользователей, несмотря на блокировки десятков их технических айпи-адресов и доменов».

И всё же по итогам голосования в официальной группе [Фонтанка.Офис] в VK более 60% участников опроса выразили обеспокоенность тем, «как государство регулирует анонимность в сети». Около 18% заявили, что они «честные люди и им нечего скрывать». Каждый пятый вообще не знает, что такое «мессенджеры».

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях