Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Даже ФСБ не удержала Кудрина в тюрьме

Даже ФСБ не удержала Кудрина в тюрьме

8 865
Сергей Михайличенко/"Фонтанка.ру"

Суд дважды выпустил арестованного главного строителя Новых Крестов Кудрина, сославшись на гуманизм. Хотя в основе дела – убийство, не хватило даже ресурса ФСБ. Интригу спустили из Москвы.

Санкт-Петербургский городской суд отменил постановление Петроградского и освободил главу компании «ГСК» Виктора Кудрина из внутренней тюрьмы ФСБ.

Следственный комитет срочно возбудил новое уголовное дело, вышел на арест, но Смольнинский суд также не пошел на изоляцию. В архиве были материалы на следующие обвинения, но это уже рушило всю оперативную игру. Госбезопасность пыталась выяснить у Фемиды, от кого пришло указание. Но получила лишь намек на столицу. Есть предположение, что там мечтают, чтобы Кудрин если сел, то на вертолет.

Две недели назад, 17 апреля, городской суд Петербурга рассмотрел типичную апелляционную жалобу адвоката главы «Государственной строительной корпорации» Виктора Кудрина на изменение меры пресечения. И после решения, по информации «Фонтанки», началась череда нервных телефонных переговоров между Следственным комитетом, судом и Госбезопасностью. Притом в хаотичном порядке. Потому как никто не ожидал, что Кудрин из внутренней тюрьмы ФСБ на Шпалерной опять вернется в свой замок в Юкках. Просто судья Санкт-Петербургского горсуда Константин Борисов отменил постановление коллеги из Петроградского суда Тельновой.

Понятно, что, по версии обвинения, глава компании «ГСК» Кудрин растратил, то есть совершил хищение вверенного имущества на 56 миллионов рублей при исполнении госконтракта с УФСИН на строительство следственного изолятора «Кресты-2». СМИ неоднократно писали, что с 2007 года на счета «ГСК» перечислены более 12 миллиардов рублей, а сроки сдачи объекта неоднократно сдвигались. Ныне же недостача составляет 1 миллиард.

Все-таки 19 марта арест Кудрина был своего рода скорым и политическим решением.

Ведь перед задержанием Кудрина был убит сотрудник УФСИН Николай Чернов. А он проверял контракт на строительство Крестов-2, точнее судьбу сгинувшего миллиарда. (Чернова застрелили во Всеволожском районе 2 марта, обвинение в соучастии предъявили замначальника УФСИН Сергею Мойсеенко). К тому же, по информации ФСБ, Виктор Кудрин планировал перебраться в США, где его поджидали перевезенные семья и активы.

По данным «Фонтанки», сразу после решения об освобождении Кудрина от 17 апреля оперативники ФСБ и Следственный комитет Петербурга предположили, что это не совсем решение судьи Борисова. Безусловно, контрразведчики поинтересовались у руководства городского суда. На что им напомнили о Верховном мнении.

Опять же не тайна, что 15 ноября 2016 года пленум Верховного суда издал постановление N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности". Оно принималось в череде послаблений бизнесу и было призвано «оградить от необоснованного привлечения предпринимателей к уголовной ответственности за неисполнение ими договорных обязательств, когда оно обусловлено обычными предпринимательскими рисками».

Постановление ВС прямо запретило судам сажать под арест подозреваемых по статьям 159 ("Мошенничество") и 160 УК ("Растрата"), если преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, то есть осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли. Оценивать предпринимательский характер преступления поручено самим судам при рассмотрении ходатайства следствия. Однако на практике до Виктора Кудрина петербургские судьи предпочитали считать исчезновение денег с бюджетных строек казнокрадством, а не деловым риском.

Судя по всему, ФСБ не нашла общего языка с судом, так как вечером же 17 апреля Следственный комитет возбуждает еще одно уголовное дело в отношении Кудрина. Теперь уже по части четвертой статьи 159 УК – «Мошенничество в особо крупном размере». В этот раз ему насчитали ущерб еще больше, чем 59 миллионов по первому делу. Так что Кудрин 17 апреля не вышел из внутренней тюрьмы ФСБ. Его там же процессуально задержали на двое суток и вновь вышли на арест. Но уже в Смольнинский суд.

Кстати, это достаточно отработанная практика следствия в случае сбоев с освобождениями из-под стражи.

Но и судья Смольнинского суда не соглашается с арестом. Что при таком накале переговоров воспринимается как вызов. Эмоции подталкивают следствие идти до конца и возбудить еще одно уголовное дело – нужных материалов по строительству Новых Крестов у них достаточно. Но здесь уже тормозят сами сотрудники Госбезопасности.

Дело в том, что, по информации «Фонтанки», Кудрин сидел в доме, примыкающем к Литейному, 4, не молча. А когда бизнесмен такого уровня начинает давать показания, значит, предварительно с ним оговорили условия. Условия при таких сделках всегда принципиально похожие: обвиняемый не только признает вину и возмещает урон, но и указывает на госчиновников, с которыми он делился, за что на суде ограничивается отсиженным. Новое же уголовное дело по мошенничеству, вызванное неожиданной позицией суда, явно не входило ни в планы ФСБ, ни кудринские. Если бы Следственный комитет начал обвешивать Кудрина следующими обвинениями как новогоднюю елку, то Кудрин просто бы отказался от договоренностей и замолчал.

Конечно, главной интригой является та сила, которая смогла сделать петербургским силам предложение, от которого они не смогли отказаться. Как стало известно «Фонтанке», предложение было не местное и интересантов надо искать в Москве. Более любопытное заключается в их мотивациях. Если учесть, что Кудрин дал очень высокие показания, то не исключено, что ему просто создают комфортные условия для встречи с семьей в США. Согласитесь, что сидеть в огромном пустом особняке в Юкках и наблюдать за распрями силовиков – это думать только об одном: как эти силы в конце концов его раздавят.

– Я ни на что не намекаю, но, при его возможностях, он садится в вертолет, прилетает в Беларусь, а оттуда в Грузию, – будто предрек наш собеседник в СК.

Что касается "некудринского" подхода судов, то, например, благодаря Смольнинскому суду под стражей по-прежнему находится бизнесмен Василий Сливкин из дела о пропавшем видеотабло со стадиона на Крестовском острове. Вместе с ним сидит бывший вице-губернатор Марат Оганесян, хотя его адвокаты уже знают 48-е постановление наизусть и охотно цитируют судьям Санкт-Петербургского горсуда восьмой пункт, согласно которому арест по предпринимательскому делу не может быть избран даже тем соучастникам, кто бизнесменом не является.

А в конце декабря 2016 года в Дзержинском суде Петербурга был арестован глава управляющей компании порта «Усть-Луга» Валерий Израйлит. Он обвиняется в хищении средств, выделенных на развитие порта. Дело возбуждено по статье 159, части 4, УК. Израйлит тоже пытался уместить свой эпизод в предпринимательскую сферу.

Также в конце января Смольнинский суд по делу о мошенничестве арестовал бизнесмена Павла Конашенкова. Он руководит компаниями, близкими к Росавтодору.

Трудно не увидеть экономику в деле Евгения Кривцова, которого 20 марта арестовал Петроградский суд. Коммерсант обвиняется в нечестных продажах квартир жилкомплекса «Охта-модерн» на Большеохтинском.

Месяц назад Красногвардейский суд отправил за решетку фактического руководителя компании «Экоградстрой» Андрея Градобоева. Компания участвовала в обустройстве полигона «Красный Бор». Как и "ГСК" Кудрина, он получил все денежные средства, но не смог сдать весь объем работ.

Евгений Вышенков, Александр Ермаков,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях