За безопасностью в метро дополнительно проследят 500 новобранцев без новых полномочий - за 20,5 млн в месяц.
Службу безопасности метрополитена увеличивают в полтора раза. На каждую группу металлоискателей поставят по 2 человека, их зарплату заложат в стоимость жетона, — но никаких новых полномочий сотрудникам так и не дают.
О том, что в Службу контроля на метрополитене (СКМ) до конца года вольются еще 513 человек, стало известно из ответа губернатора Георгия Полтавченко на обращение петербургских парламентариев. Сейчас в СКМ состоит порядка тысячи человек, – так что рост заметный, в полтора раза. Новых сотрудников расставят по вестибюлям метрополитена, глаз должно стать больше, — но не полномочий. Новобранцы СКМ будут следить за показаниями металлодетекторов. Эксперты сомневаются в эффективности и того, и другого, но обучить спецов по выявлению злоумышленников сейчас вообще невозможно — нет утвержденных методик.
513 человек — именно столько потребуется на усиление собственной службы транспортной безопасности метрополитена. Как рассказал «Фонтанке» глава петербургской подземки Владимир Гарюгин, с учетом сменной работы (пока работает метрополитен) в итоге должно приходиться по два человека на линейку рамок металлоискателя в одном вестибюле. Сейчас на HeadHunter можно найти объявление метрополитена о приеме на работу инспекторов по станциям. Зарплата от 40 тысяч рублей при 12-часовом сменном графике: выходит по 20,5 млн рублей ежемесячно – только на новобранцев. Разумеется, для этого потребуется дополнительная бюджетная субсидия от города. По данным Гарюгина, в текущем году меры безопасности в тарифе на проезд будут составлять 3 рубля (в прошлом году – немногим более 2 рублей из стоимости проездного или жетона).
Пока новых сотрудников не набрали, метрополитен работает тем, что есть: к работе в зоне турникетов, где не требуется дополнительное обучение, привлекли из других подразделений — 230 кассиров, дежурных по отправлению и др.
В своем ответе на депутатский запрос Георгий Полтавченко отчитался и о материальной стороне дела: с 2010-го по 2015 год на закупку различных средств безопасности в метро было потрачено 2,1 млрд федеральных рублей и почти 230 млн из бюджета города. В 2016 году Петербург добавил еще порядка 11 млн рублей, заложив на 2017-й 190 млн рублей.
Понятно, что запрос депутатов стал следствием теракта в метро 3 апреля, но расширение штата — логичное продолжение всего цикла работ по оборудованию вестибюлей рамками (порядка 360 штук) и сопутствующей инфраструктурой. По трагическому совпадению, этот цикл был закончен за считаные дни до взрыва, 31 марта. Именно с этого дня рамки стало невозможно обойти не имея соответствующих противопоказаний, что не спасло пассажиров поезда на синей ветке.
Ранее «Фонтанка» писала о том, как организована работа СКМ в данный момент. На каждом из 74 вестибюлей должны дежурить по три сотрудника, которые следят за рамками металлодетекторов, рентгеновскими установками и турникетами. Проблема в том, что полтысячи новобранцев получат все те же ограниченные полномочия, что и нынешние сотрудники СКМ. Т.е. права на досмотр пассажиров у них не будет, а попросить кого-либо положить сумку на ленту рентгеновской установки они могут на тех же основаниях, что и любой человек. Единственное — сотрудник может запретить подозрительному лицу проход в метрополитен.
«Нам всем остается ждать момента, когда заработают мероприятия, прописанные в ФЗ -16 о транспортной безопасности. Вот там есть понятие досмотра, повторного досмотра и т. п., – говорит директор Института проблем безопасности и устойчивого развития Виктор Ананьев. – Почти все соответствующие документы уже прошли утверждение в Минюсте. Сейчас руководители Минтранса и ответственных ведомств пытаются определиться, как организовать работу. Думаю, это перспектива одного-двух лет».
«СКМ пока не аккредитована как подразделение транспортной безопасности, – объясняет заместитель председателя правления ассоциации «Транспортная безопасность» Азат Абдульманов. – После аккредитации они получат право на все виды физического воздействия и досмотровые мероприятия, предусмотренные законом».
По информации ГУП «Петербургский метрополитен», сейчас в стране только начинают появляться организации, которые могут провести соответствующую аттестацию службы безопасности. На железной дороге их меньше, чем в любом другом виде транспорта. На сайте Росжелдора вывешен соответствующий реестр, в нем всего 4 организации из Воронежа, Батайска, Екатеринбурга и Москвы.
Отдельный вопрос, что получат СКМ-щики по итогам аттестации — только новые полномочия или еще и новые навыки. Сейчас инспекторы должны проходить месячное обучение в технической школе предприятия. Для сравнения, срок обучения ЧОПовцев, по словам экспертов, составляет 260 часов.
Изменит ли ситуацию с безопасностью в метро некая образовательная, лицензионная или еще какая программа? Инспекторы, которые дежурили на «Академической», когда туда 3 апреля зашел смертник Джалилов, исполняли свои обязанности ненадлежащим образом, – один отвлекся на игру в телефоне, другого и вовсе заменяли два стажера (проверка по ним продолжается).
В Минтрансе и метро много лет говорят о необходимости использования профайлинга – т. е. выявления преступных намерений человека на основе наблюдений за ним. Вот только обучение этим техникам — дополнительные траты, время, да и на 40 тысяч в месяц потом такого человека не возьмешь. Профайлер не может отрабатывать смену в 12 часов; как правило, их используют в аэропортах, привлекая на конкретные один-два рейса.
А главное — сейчас профайлеров для метро и железной дороги в принципе невозможно подготовить. Аттестация проводится по восьми категориям, однако методики по пяти из них сейчас отозваны Минюстом в связи с доработкой. Речь идет в том числе о проведении наблюдения и собеседований с пассажирами (фактически профайлинг), досмотре, группах быстрого реагирования, технической эксплуатации. А по доступным трем категориям готовы выпускать только «ответственных за обеспечение транспортной безопасности» и «иных работников», не попавших ни в один из разделов.
Два дня спустя после теракта в Петербурге федеральное правительство издало постановление о формировании или привлечении круглосуточных подразделений транспортной безопасности на метрополитене, которые будут включать в себя специально оснащенные, мобильные, круглосуточные группы быстрого реагирования. Ранее инспекторы жаловались, что на несколько станций иногда приходится по одному полицейскому, в чьем присутствии возможен досмотр пассажира.
«Я порядка 25 лет обращаюсь в различные ведомства, чтобы как-то изменить эту ситуацию, – рассказывает Владимир Гарюгин. – Однако пока никакого увеличения числа полицейских не увидел». «В период усиления добавили курсантов, военную часть, – рассказывает источник редакции, – поэтому кажется, что у нас хватает полиции в метро. А по расстановке по-прежнему – один сотрудник на один вход. Для сравнения: в Москве от 5 до 7 человек на станцию. Так что в конечном итоге все упирается не в численность СКМ, а в численность полицейских в подземке».
По мнению подполковника запаса ФСО Николая Полунина, проблема не в ведомственной принадлежности охраны, а в том, что стратегические решения в этой области решения принимают чиновники, взаимодействующие с бизнесом.
«Я как специалист не вижу никакой стройной концепции, где были бы обсчитаны затраты, необходимая техника (не рамки, а газоанализаторы, тепловизоры и т. п.), – подчеркивает эксперт. – На вопросах безопасности, как и на всем другом, просто пытаются заработать, пролоббировать ту или иную продукцию, то или иное расширение. Вместо начальника отделения стать начальником отдела, вместо майорской должности получить полковничью».
Полунин, который сам много лет работал с металлодетекторами, считает, что эта технология не рассчитана на поток.
«В аэропорту на проверку одного человека иногда приходится 3-5 минут, в метро в пиковые нагрузки за это время могут пройти несколько сотен человек, – говорит эксперт. – Вот вам и процент надежности работы метрополитена. Нам говорят, сколько выявили за год ножей, пистолетов и прочего, благодаря рамкам (800 единиц огнестрельного оружия, 259 различных ножей, более 500 «травматов». – Прим. ред.) Но остается только гадать, сколько в итоге в метро пронесли».
«Чтобы создать систему защиты, нужны деньги, люди и технологии, – говорит почетный сотрудник МВД России, эксперт по безопасности Сергей Петров. – Вопрос с людьми они решают, а вот с технологиями – беда. Есть современные средства обнаружения опасности на базе распознавания запахов, материалов разной природы. Например, продвинутые приборы позволяют за счет разницы температуры определять металлические и неметаллические предметы, скрываемые на теле. В том числе, этим занимаются и петербургские ученые».
По словам Петрова, видеоаппаратура также умеет распознавать подозрительные маневры того или иного человека.
«Технологии, которые позволяют обходиться без тотального досмотра, есть, – говорит Азат Абдульманов. – Просто рамка и «ручник» – это самый дешевый вариант».
Доверить дело машине — идея не новая. В ходе начатой внеплановой проверки метрополитена, как заявили представители Ространснадзора на форуме «Безопасность на транспорте», особое внимание уделяют именно подготовке личного состава.
«Мировой опыт показывает, что человеческий фактор является ключевым, когда происходят подобные события (теракты. — Прим. ред.)», – пояснил замглавы службы Владимир Черток.
Источник «Фонтанки», близкий к управлению полиции на метрополитене, напоминает, что изначально СКМ был в значительной мере укомплектован за счет бывших сотрудников этого управления, однако затем личный состав поменялся, взаимодействие теперь не такое тесное.
«О чем бы ни шла речь — СКМ, народные дружины и т. п. – надо помнить: у нас есть объект, который находится под охраной именно полиции на метрополитене, – говорит эксперт. – Это не просто парк, куда наряд периодически заходит и проверяет внешнюю обстановку. А у нас полицейских из метро привлекают на обеспечение массовых мероприятий, футбольных матчей, — а после этого спрашивают с СКМ. Это как спрашивать с кондуктора, который не смог пресечь драку в автобусе».
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»
3 апреля 2017 года на перегоне станций метро «Сенная площадь» - «Технологический институт» сработало взрывное устройство. На данный момент в числе погибших 16 человек, включая смертника, более 70 получили травмы. Автором теракта считается 22-летний уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Он же, по версии следствия, незадолго до самоподрыва заложил бомбу на станции «Площадь Восстания».
После подрыва в Петербурге прошли масштабные задержания уроженцев Средней Азии. В настоящее время задержаны 16 человек по уголовным делам, возбужденным по статьям 205 «Терроризм» и 205.1 УК «Содействие террористической деятельности».