18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
15:22 16.10.2018

Город

14.04.2017 15:34

Как подарок строителей оказался капканом

Смольный заочно показал ФИФА Яхтенный мост к стадиону на Крестовском острове. А бизнесу напомнил, что ждет от него таких же подарков и в будущем.

Как подарок строителей оказался капканом

Илья Выдревич

Представители Оргкомитета чемпионата мира и комитета Смольного по развитию транспортной инфраструктуры собрались, чтобы зафиксировать очевидное — мост готов. Главный адресат этого послания, впрочем, не в Петербурге. Календарную реперную точку еще до начала работ обозначил Чарльз Ботта, главный консультант FIFA по проектированию и строительству стадионов. Глава КРТИ Харлашкин даже приблизительно цитирует Ботту — и над стадионом в очередной раз возникает тень Виталия Мутко: «14 апреля eleven o'clock хочу увидеть мост».

Как подарок строителей оказался капканом

Об окончании стройки говорит не только вид сооружения. На входе у шлагбаума охранник сурово что-то говорит про необходимость надеть каску — но в итоге из группы проходящих через переправу голову прикрывают лишь те, кто имеет реальный шанс попасть на газетные фото.

Официальную церемонию открытия наметили на последний уик-энд мая, когда пройдет и день города и массовый велопробег. Пока что подготовлен акт готовности к проведению тестовых мероприятий. В частности, болельщиков запустят на мост 7 мая, когда «Зенит» проведет свой второй тестовый матч на новом стадионе.

К тому времени надо будет уложить верхний слой асфальта — как говорят чиновники, работы на полдня. Мост пешеходный, но при необходимости можно запустить автомобильное движение, весовых ограничений нет. Поэтому и центральная часть будет выглядеть как обычная проезжая с соответствующей разметкой, хотя светофоры не предусмотрены. О том, как покрасить пешеходные и велосипедные дорожки, Харалашкин, стоя на съезде к Яхтенной улице, рассуждает вслух: с одной стороны, цвет «Зенита» – синий, с другой — велодорожки города будут красными. К тому моменту, как комиссия переходит мост, решение уже готово. Велодорожки и правда сделают красными, они будут расположены за бордюром с правой стороны, если смотреть от стадиона. Синяя пешеходная зона будет на противоположной «обочине», хотя на самом деле идти можно будет везде. Пропускная способность — 30 тысяч человек в час. В общем, дизайн нежданно-негаданно оказался еще и политически грамотным — в цветах Донбасса.

Смольный не устает подчеркивать: 1,95 млрд рублей в строительство добровольно вложили пять крупнейших дорожных подрядчиков города, отдав часть свой чистой прибыли: «Метрострой», «Пилон», «ВАД», «АБЗ-Дорстрой» и «Возрождение». Для этого компании объединились в специальную группу «Открытое пространство». На вопрос корреспондента о том, что будет с неосвоенными средствами, если таковые обнаружатся, КРТИ отвечает каламбуром: «Открытое пространство не закрывается». Организацию планируют дополнять за счет новых дорожников и девелоперов, которые готовы делать городу подарки и в дальнейшем.

Силой, по словам чиновников, никого не загоняют, но добровольные заявки уже несут сами. Здесь главе комитета приходится подчеркивать: «Я не шучу». Слишком уж красноречивы гримасы журналистов, которые не сильно верят в социальную ответственность, даже стоя на дареном мосту. Конкретных проектов, на которые компании готовы отдавать заработанное, чиновники не называют. Зато название одного нового участника кружка дарителей озвучивают, и здесь без сенсаций: «Орион Плюс». Наблюдателей скорее удивляло, почему компания с самого начала не подключилась к Яхтенному мосту.

«Не было задачи собрать всех, – говорят в Смольном. – Брали тех, кто уже обеспечил себя долгосрочными контрактами и мог спланировать свою экономику по прибыли, а то как компания зайдет в проект, не зная, выиграет ли она госзаказ. 44-й закон никто не отменял».

За тот год с лишним, в течение которого строился Яхтенный мост, «Орион Плюс», что и говорить, заработал право войти в клуб благотворителей: увеличил объем контрактов с Дирекцией транспортного строительства в 4 раза — до 4,7 млрд рублей.

Выигрыш контракта, к слову, никого ни от чего не страхует, и участники «Открытого пространства» знают это не понаслышке. Ранее вице-губернатор Игорь Албин именно на примере Яхтенного моста презентовал модель, которую в целом можно назвать «Благотворительность вместо откатов».  Речь идет о добровольных отчислениях в некоммерческие организации.

Сами чиновники, разумеется, о переводе откатов из теневой области в публичную не говорят. Албин подчеркивал, что борьба с коррупцией не входит в его полномочия. Правда, он же говорил об условии: «Если вы участвуете в этой АНО — ни одна живая душа не имеет права к вам подойти. Вы не должны никому давать взятки».

Есть откаты или нет, но конкурсные процедуры, как справедливо заметил Харлашкин, никто не отменял. При нынешнем подходе к составлению конкурсной документации компании могут отрывать друг у друга контракты через антимонопольную службу. Последний пример – приостановка аукционов на нанесение дорожной разметки  (общая стартовая цена почти полмиллиарда).

Та же судьба теоретически может постигнуть и куда более весомые лоты, ценой в полтора Яхтенных моста, — текущий ремонт городских дорог.  Объявлено три аукциона, каждый примерно на миллиард. При этом к участникам предъявлены дополнительные требования: опыт работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства. Между тем есть апелляционное определение Верховного суда от 29 ноября 2016 года, фактически запрещающее такое требование. Так что заведомое распределение лотов между "ВАД", «Орион Плюс» и «АБЗ-Дорстрой», которое предсказывали источники «Фонтанки», может как минимум быть отложено.

А проявлять социальную ответственность все равно придется.

Николай Кудин, "Фонтанка.ру"

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор