«Сортавалу» размыло. Грунтовый участок на границе между Карелией и Ленинградской областью и в сезоне 2017 года стал знаменит на всю страну. Федеральная трасса с колеей глубиной до 40 сантиметров действительно впечатляет. Дорожники же призывают потерпеть. И говорят, что трассу можно было бы спасти весовым контролем большегрузов. Пока же приведение ее в порядок – мартышкин труд.
«Сортавалу» размыло. Грунтовый участок на границе между Карелией и Ленинградской областью в сезоне 2017 года стал знаменит на всю страну. Федеральная трасса с колеей глубиной до 40 сантиметров действительно впечатляет. Дорожники же призывают потерпеть. И говорят, что трассу можно было бы спасти весовым контролем большегрузов. Пока же приведение ее в порядок – мартышкин труд.
«Сортавала» прославилась на всю Россию в понедельник, 11 апреля. В тот день в Сети появилось множество записей с трассой в главной роли. Ничего хорошего на роликах увидеть невозможно: в жиже федеральной магистрали вязнут даже большегрузы. Очевидцы говорят, что, побывав сейчас на этом участке дороги, можно значительно обогатить свой словарный запас. Правда, в части обсценной лексики.
Хуже всего выглядит 5-километровый отрезок дороги. Эта проблема – далеко не новая. Дело в том, что трасса располагается между скалами. Естественно, каждый год с них сходит снег и попадает в грунт. Понятен и итог: дорога, тем более не заасфальтированная, страдает. Именно из-за этого вводятся временные ограничения по проезду большегрузов – вес не более 6 тонн. Но, как говорят в ФКУ Упрдор «Северо-Запад», большегрузы следуют по трассе с явным перевесом.
Приличный вид этому участку «Сортавалы» дорожные службы пытаются придать каждый день. И во время оттепели получается так: на трассу кладут щебень и ровняют ее, но дорога не успевает даже устояться – по ней проезжает большегруз (весом больше 6 тонн) и снова выталкивает воду наружу. Так и образуются огромные колеи и земляная каша.
Один из участков дороги, в районе Березово, привели в порядок. Там дорога «в проезжем состоянии». Об этом в эфире [Фонтанки.Офис] заявил начальник отдела коммунального хозяйства администрации Приозерского района Ленобласти Петр Жердицкий. «Такая ситуация возникает каждую весну, осень и иногда даже в начале зимы. Исправить ее может только капитальный ремонт. Есть уже и проект, но сроки его реализации зависят от федерального финансирования», – рассказал чиновник.
«Что это за дороги, что их разбивает 40-тонная фура? – возмущается дальнобойщик Владимир Дерюгин. – Эту трассу начали делать более-менее только сейчас. Раньше где-то иногда ходили грейдеры, сыпали щебенку, подравнивали, но в основном ехать приходилось по грязи. Но 3 километра грунтовки – это примерно как по нашим дорогам съездить в Вознесение или в Вытегру. Там то же самое – практически в любое время года фуры постоянно застревают».
Пункта весового контроля на грунтовом промежутке магистрали между Ленобластью и Карелией нет. И как говорят, быть не может. Нет условий. Для его оборудования нужна, в частности, асфальтированная площадка. Асфальта там нет в принципе. Ближайшая площадка – в Приозерске, и объехать ее невозможно. Но часто там дежурят только сотрудники Ространснадзора, которые не обладают обширными полномочиями, в отличие от тех же инспекторов ГИБДД.
Проигнорировать требование об остановке полицейских попросту невозможно. За проезд мимо представителей надзорного ведомства дальнобойщика в лучшем случае оштрафуют на 500 рублей. Эксперты видят единственное спасение дороги в ужесточении весового контроля. Мол, только штрафы помогут.
«Этот пункт был временным», – рассказали «Водителю» в УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области. По крайней мере, для дорожной полиции. В свое время было принято решение об административном разделении функций инспекторов и Ростехнадзора. Когда «гражданских» только выводили на проверки фур, вместе с ними на трассе дежурила машина специальной роты оперативного реагирования. Таким образом, полиция оказывала силовую поддержку. А потом чиновники решили, что помощь полиции не нужна. Последствия этого мы и видим сейчас.
Кстати, у водителей, следующих по «Сортавале», не то чтобы много вариантов объезда проблемного участка. Формально его можно попытаться обойти по дороге через Кузнечное. Но, как говорят, камнем преткновения является аварийный путепровод над железной дорогой, находящийся в составе объездного пути. Проверки несущей способности этой развязки не было, но водители большегрузов не готовы рисковать.
Это подтверждают и участники дорожного движения. «Я ехал по Сортавале утром в воскресенье, 9 апреля. В Петербург проехал еще более-менее, а обратно – застрял на легковом микроавтобусе. У меня вес машины с грузом – всего 4 тонны. Проблема в безалаберности властей. Я езжу по этой дороге пять лет и вижу это каждый день. Ограничения вроде бы действуют на фуры, но их никто не соблюдает. Никогда не видел, чтобы кто-то это контролировал», – рассказал [Фонтанке.Офис] частный грузоперевозчик Дмитрий Козиган.
Он добавляет: объезд через поселок Кузнечное действительно не подходит для грузовиков. По де-юре дублеру разбитой трассы могут пройти только легковушки и микроавтобусы.
Житель Сортавалы Геннадий Степанов винит Ленобласть и тех, кто должен отвечать за состояние дороги. По его словам, трасса приходит в такое состояние осенью и весной уже около 20 лет. «Этот участок у нас называют «ничья дорога». Она всегда была в таком состоянии. Ситуация усложнилась еще сильнее примерно 7 лет назад, когда на «Сортавале» начали появляться грузовики, которые возят по 60 тонн и продавливают эту грунтовку. За ними никто не смотрит! 15 апреля закроют дороги, и не факт, что не будут ездить. Не большегрузы, так лесовозы, не днем, так ночью. Объезд есть, но там тоже не лучшая дорога», – рассказал он. И добавил: из-за плохой дороги к нему не приезжают гости.
И еще одно: специалисты говорят, что грунтовый участок «Сортавалы» не ремонтировался больше двух десятков лет. Деньги на содержание дороги выделяются исправно. И чаще дорога все же находится в удобоваримом состоянии. Вопрос о том, почему в XXI веке пусть даже часть федеральной трассы – грунтовка, стоит задавать явно не нынешним чиновникам. В ФКУ Упрдор «Северо-Запад» тем временем заверяют, что дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки: деньги на появление нормальной магистрали выделят уже в 2017 году. К 2019-му дорога будет построена. Предполагается, что она станет частью новой «Сортавалы» (сейчас дорога достроена до Сосново).