Подаренный Петербургу Яхтенный мост - это не просто переправа, необходимая для проведения ЧМ-18. Это символ перемирия со Смольным и презент, на который дорожники ждут ответных жестов. На пешеходный мост через Большую Невку скидывались крупнейшие дорожники региона. В общей сложности 1,8 миллиарда рублей положили в корзину ОАО «Метрострой», ЗАО «Пилон», ЗАО «АБЗ-Дорстрой», ЗАО «ВАД» и ЗАО «ПО «Возрождение». Мы изучили портфель заказов каждого из меценатов, чтобы измерить благодарность городских властей за такой щедрый и своевременный подарок.
Подаренный Петербургу Яхтенный мост – это не просто переправа, необходимая для проведения ЧМ-18. Это символ перемирия со Смольным и презент, на который дорожники ждут ответных жестов.
На пешеходный мост через Большую Невку, тестирование которого начнется 14 апреля, скидывались крупнейшие дорожники региона. В общей сложности 1,8 миллиарда рублей положили в корзину ОАО «Метрострой», ЗАО «Пилон», ЗАО «АБЗ-Дорстрой», ЗАО «ВАД» и ЗАО «ПО «Возрождение». Ради стройки они объединились в ассоциацию «Открытое пространство». «Фонтанка» изучила портфель заказов каждого из меценатов, чтобы измерить благодарность городских властей за такой щедрый и своевременный подарок.
По официальной версии Смольного, ключевые игроки рынка сами обратились к губернатору Санкт-Петербурга и «выразили готовность построить объект за счет собственных средств и затем передать его в дар городу». Но уже тогда собеседники «Фонтанки» усмехались этому добровольно-принудительному порыву. Сегодня участники этого спонтанного конгломерата не отрицают, что руководство компаний понимало, какие дивиденды им может принести меценатство. «Коллективно это не обсуждалось, но каждый по умолчанию знал, что в последующие годы, при объявлении миллиардных госконтрактов, мы будем находиться, так скажем, в зоне комфорта. И, вероятно, без работы исполнители ключевых заказов Смольного не останутся», – говорит наш собеседник.
«Фонтанка» уже писала, что суммы вложений у каждого из членов ассоциации разные. Это неслучайно. «Оценили портфель госзаказов каждого инвестора в 2015 году и согласились отдать часть процентов от прибыли», – говорит топ-менеджер одной из компаний.
Справедливости ради стоит отметить, что все участники ассоциации «Открытое пространство» – это действительно лидеры рынка. И их квалификация позволяет исполнять крупнейшие заказы, так что на свой кусок дорожного пирога они всегда могли рассчитывать. Не сказать, чтобы эти куски наглядно выросли в тех же пропорциях, в каких компании потратились на мост.
Со стадионом, но без депо
«Метрострой», который вложился больше всех (1,1 млрд руб.), в 2016 году, согласно данным системы СПАРК, почти в девять раз сократил свой пакет заключенных госконтрактов. В 2015 году подрядился выполнять контракты на 88 млрд, а в 2016-м сумма едва перевалила за 10 миллиардов. Дело в профильности работ и длинном цикле их производства.
В 2015 году компании досталось строительство Невско-Василеостровской, Красносельско-Калининской и Лахтинско-Правобережной линий. На эти три лота и приходится подавляющая часть всех конкурсов, где победителем оказался «Метрострой» (в одном случае он был единственным участником, в двух других соперника отстранили на стадии допуска).
В том, что именно «Метрострой» роет «подземку», ничего странного нет, и работы даже по заключенным контрактам ему хватит еще надолго. Зато в 2016 году «Метрострою» достался непрофильный объект – речь о стадионе на Крестовском острове, который пришлось достраивать за «Трансстроем». Вкупе с обустройством Приморского парка Победы это и составляет почти весь объем госконтрактов за 2016 год.
При этом «Метрострою» не удалось получить контракт на достройку многострадального депо «Южное» за 5,4 млрд рублей после ухода «Трансстроя». Повторный конкурс Смольный объявил в виде запроса предложений, выиграло ЛенСпецСМУ. Между тем у города были все основания для другой формы – конкурса с ограниченным участием. Тогда условием допуска стал бы опыт выполнения работ в отношении особо опасных и технически сложных объектов, и участие ЛенСпецСМУ вообще было бы под вопросом. А если бы компания прошла, заявка ЛенСпецСМУ не могла бы выиграть за счет опыта выполненных работ (закон запрещает смешивать условия допуска и критерий оценки).
Можно было бы предположить, что Смольный экономил время: минимальный срок подачи заявок при запросе предложений – 5 дней, а при полноценном конкурсе – 20 дней. Однако Дирекция транспортного строительства (ДТС) в данном случае дала 11 дней, что заставляет усомниться в спешке.
«Метрострой» говорит, что очень рассчитывал на этот контракт еще в 2016 году, когда его отдали «Трансстрою». Компания надеялась загрузить свое профильное подразделение по депо ЗАО «Управление 20». После проигрыша его штат пришлось сократить. Повторный конкурс уже не был таким принципиальным для «Метростроя». Единственное, компания никак не рассчитывала уступить под предлогом недостатка опыта – ведь городские депо раньше строила именно она.
«Пилон» и «АБЗ-Дорстрой»: мосты и тюрьмы
Потратившее на Яхтенный мост 426 миллионов ЗАО «Пилон» главные контракты успело получить еще в 2015 году: Серный мост с реконструкцией Песочной набережной и работы по реконструкции Тучкова моста (с пролонгацией работ и финансирования до 2018 года). Всего 12 миллиардов рублей по итогам 2015 года.
За 2016 и 2017 годы в «копилке» «Пилона» два заключенных контракта – на капремонт набережной Фонтанки (517 млн рублей) и на Гореловский путепровод (889 млн рублей). Но были у крупнейшего мостостроителя Петербурга и проигрыши. Это пресловутая дорога к СИЗО «Кресты-2», за которую билось все «Открытое пространство» за исключением «Метростроя».
От этого контракта на 4 миллиарда рублей, напомним, на разных этапах отлучили всех, кроме «АБЗ-Дорстрой», который кинул в общую корзину 170 миллионов. От «тюремной дороги» все послушно отступились, кроме ПО «Возрождение», которое, оспаривая итоги конкурса, обратилось с жалобой в антимонопольную службу.
«АБЗ-Дорстрою» дорога к Крестам-2 сегодня очень нужна: с новыми строительными заказами у компании пока не густо. По словам гендиректора компании Леонида Гиндина, участие в строительстве Яхтенного моста никак не сказалось на позициях «АБЗ-Дорстроя». «Никаких преимуществ или, наоборот, дискриминации в качестве подрядчика мы не ощущаем», – заявил Гиндин.
Что касается пока приостановленной госзакупки по выбору подрядчика для строительства дороги к строящемуся СИЗО, то вряд ли 170 миллионов, выделенные на мост, сильно поспособствовали получению контракта на 4 миллиарда. Однако заказчик в лице Дирекции транспортного строительства не поленился вступить в длительные судебные споры с ФАС и ПО «Возрождение».
Благодаря наложенным обеспечительным мерам, город все же заключил контракт с «АБЗ-Дорстроем», работы запустили – но в начале апреля 2017 года суд по иску «Возрождения» вновь запретил вести строительство до окончательного решения. Так что сейчас на руках у «АБЗ-Дорстроя» по итогам 2016 года контракты с ДТС на строительство развязки на Зеленогорском шоссе за 450 млн рублей, а также ремонт дорог в Московском районе и в южных административных районах в целом примерно за полтора миллиарда.
«ВАД» надолго застрял в Крыму
109 миллионов рублей, которые ЗАО «ВАД» вложило в строительство Яхтенного моста, собеседник «Фонтанки» предлагает оценить не только с точки зрения экономического бонуса дорожникам. Компания и так считается в профессиональной среде непревзойденным «королем госзаказа».
На счету «ВАДа» реконструкция участков трассы «Скандинавия» (ремонт магистрали, разбитый на пять этапов до 2028 года, оценивается в 78 млрд рублей. – Прим. ред.), трассы «Кола». Сейчас крупнейшие заказы петербургского ЗАО находятся за пределами региона и связаны с работами в Крыму (включая строительство автомобильного подхода к мосту через Керченский пролив со стороны Крымского полуострова). По примерным подсчетам нашего источника, только долгосрочные крымские контракты за несколько ближайших лет принесут «ВАДу» около 150 миллиардов рублей.
«Крым – это хорошо, но отрываться от Петербурга, думаю, было бы стратегически неправильным решением. На некоторое время «ВАД» ушел из Петербурга, не брал даже контракты по ремонту дорог города. В 2016 году, видимо, решил вернуться. Для чего «ВАД» успешно вошел в ремонтную кампанию-2016», – так оценивает источник решение дорожного гиганта.
Последние два года для «ВАДа» петербургская Дирекция транспортного строительства, насколько можно судить, не главный источник заработка. В 2015 году, когда портфель новых заказов компании, судя по СПАРКу, составил 30 миллиардов рублей, на закупки петербургской Дирекции транспортного строительства пришлось лишь 6 миллиардов. Это вторая очередь набережной Макарова и реконструкция «Скандинавии» до границ с Ленобластью.
В 2016 году «ВАД» получил в Петербурге контрактов на сумму менее полутора миллиардов. Это ремонт дорог на севере города на 1 миллиард и ремонт Софийской улицы – 400 миллионов. Со вторым конкурсом, впрочем, обращает на себя внимание способ заключения контракта.
В свое время он попал в поле зрения «Фонтанки». В материале «Дороги Петербурга отремонтируют по-сердюковски» речь шла о 4 лотах, которые распределялись фактически без конкурса в виде закупки у единственного поставщика. Кроме «Орион плюса» и «А-проекта» в списке счастливчиков оказался и «ВАД», а ссылался Смольный на такие причины как «аварии, иные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновение необходимости срочного медицинского вмешательства».
Антимонопольщики сочли заключение контрактов незаконным, ДТС продолжает судиться. Но «ВАД» без дела не остался. Основной объем заказов у компании приходится на ФКУ «Управление автомобильной магистрали «Кола», по контрактам с которым она работает на трассе Р-21, и на Северо-Западное управление Автодора, которое поступательно объявляет конкурсы на реконструкцию участков трассы «Скандинавия».
«Возрождение»: Нам сложно
«Возрождение» дало на мост меньше всех – 55 млн рублей, и оно же, по интересному стечению обстоятельств, активнее остальных сегодня бьется за контракты в судах. Помимо дороги к Крестам-2, предметом спора стала Южная улица в Лахте.
Владелец компании Игорь Букато добавил «Фонтанке», что это всего лишь вопрос занятости коллектива компании. «Кто-то не идет в суды, считая это бесперспективным, но все меняется, – говорит Букато. – Если мы считаем, что нас незаконно отстраняют – что нам остается?». При этом о дискриминации в отношении компании предприниматель говорить не спешит, предлагая подождать решений судов. Генеральный директор ПО «Возрождение» Сергей Новиков добавил: «Да, нам непросто, но мы, как можем, пытаемся конкурировать».
С размером вклада в Яхтенный мост Игорь Букато такое положение компании не связывает. Он напоминает, что «Возрождению» предлагали стать инвестором строительства еще до создания «Открытого пространства». По расчетам компании, себестоимость строительства должна была составить чуть более миллиарда. Однако концессионная схема возврата вложений оказалась мало проработанной, и «Возрождение» отказалось, зато согласилось поучаствовать вместе с другими компаниями на безвозмездной основе. «В любом случае я не жалею об этом, несмотря на случаи, когда со мной, как я считаю, несправедливо поступают, – резюмирует Букато. – Это не связанные вещи».
В 2016 году, согласно СПАРКу, компания выполняла для ДТС только работы по строительству развязок у Поклонной горы (примерно 1,6 млрд рублей) и 10-миллионому ремонту на Советском переулке. В текущем году у компании все еще остаются шансы на дорогу к Крестам-2, а вот оспаривать конкурс на строительство Южной улицы в Лахте «Возрождение», скорее всего, больше не будет. Каждая новая заявка связана с финансовым обеспечением, а значит с расходами, и предприятие пытается рассчитывать собственные силы.
К тому же со дня на день должно стать известно имя подрядчика на реконструкцию перрона в Пулково за 1,8 млрд рублей, им вполне может оказаться «Возрождение». Кроме того, у всех компаний остается вариант заявиться на конкурс по ремонту городских дорог, который разделен на три лота, как и в прошлом году.
Участник строительного рынка, пожелавший остаться неназванным, считает, что чиновники и дорожники, договариваясь о строительстве Яхтенного моста, послали друг другу совершенно четкие сигналы.
Смольный дал понять, что «эпоха» московских подрядчиков, которым при вице-губернаторе Марате Оганесяне доставались самые «вкусные» контракты (включая стадион «Зенит-арена»), уходит. Дорожники, в свою очередь, показали, что готовы «простить», но при этом рассчитывают на полную загрузку. «При этом все понимают, что стадион -долгострой нанес Смольному репутационный ущерб, что москвичи не оправдали надежд. Публичная демонстрация готовности дорожников служить городу была в тот момент необходима региональному правительству», – говорит наш собеседник.
Еще один источник «Фонтанки» считает, что со сдачей Яхтенного моста объявленное перемирие закончится. И участники «Открытого пространства» уже теряют привилегированное положение.
Опыт генподрядных работ все чаще стали наращивать «Орион плюс», «А-Проект», ЗАО «Трест». Как сообщала «Фонтанка», успехи «А-Проекта» дорожники связывают с тем, что она подконтрольна экс-замминистра финансов Дмитрию Панкину (компания стала победителем конкурса на достройку продолжения Обводного канала за 500 млн рублей, откуда ушел обанкротившийся «Мостострой-6»).
Что касается «Ориона плюс», то еще недавно портфель заказов компании не превышал сумму в 200 млн рублей в год. В 2016 году «Орион плюс» уже ремонтировал дороги Петербурга почти наравне с ЗАО «ВАД».