
Серия против «Локомотива» получилась для СКА, если судить по счету 4-0, уж слишком простой. Но на деле в каждом матче были моменты, из которых петербуржцы выбирались лишь благодаря везению. «Фонтанка» подводит итоги финала Западной конференции КХЛ.
Финал конференции получился очень странным. Не было ни одного матча, в котором преимущество СКА было бы неоспоримым. Наоборот, в каждой игре была равная борьба, а в некоторых, как, например, в первой, «Локомотив» казался даже сильнее. В каждой из последующих игр были целые периоды, когда ярославцы настолько легко переигрывали соперника, что было ощущение – сейчас-то они свое не упустят. Упустили.
Фортуна была благосклонна к СКА в этой серии. Петербуржцы сами это отмечали неоднократно. Даже в том же, казалось бы, самом провальном по счету матче для «Локомотива» в первом периоде Коскинен, уже будучи отыгранным на правой штанге, наудачу выбросил клюшку влево и шайба, летящая в никем не прикрытые ворота, угодила ровно в нее и отскочила в сторону. Счет в тот момент был 0:0, и как бы все пошло дальше, реализуй Мосалев свой момент, теперь можно только догадываться. В той же игре во втором периоде при счете 1:1 все тот же Мосалев попал в крестовину ворот. В первом и третьем матчах, завершившихся в овертаймах, победные шайбы забрасывали хоккеисты СКА, хотя в обоих случаях опасные моменты были и у «Локомотива». Такие эпизоды в большом количестве можно найти в каждой игре.
«Главное – надо было реализовывать свои моменты. В каждой игре у нас была куча шансов, чтобы забить, переломить ход. Может быть, просто где-то мы торопились, может, было какое-то невезение. В этих играх удача была не на нашей стороне. Реализуй мы все моменты – серия пошла бы совсем по-другому», – говорил после поражения в серии нападающий второго звена «Локомотива» Егор Коршков. Достаточно стандартные фразы проигравшей стороны, но в этот раз они верны как никогда.
Переломным был третий матч — самая драматичная и боевая игра серии во всех смыслах. 82 штрафные минуты в общей сложности — почти столько же, сколько в трех других матчах, вместе взятых (84). Травма основного вратаря СКА Микко Коскинена и выход в самое пекло «холодного» 21-летнего Игоря Шестеркина. «Локомотив» хладнокровно вел в этом матче до 52-й минуты с минимальным преимуществом и в целом контролировал ход встречи, но потом случился Гусев (подробнее о том, что это такое, ниже) и все полетело к чертям.
Ярославцы вообще пропустили в концовках (третьих периодах и овертаймах) непозволительное количество шайб: 8 из 13. С учетом того, что в предыдущих сериях такого не было, можно сделать вывод, что их физическая форма по сравнению со СКА была хуже. Но удача и физическая форма не единственное, за счет чего петербуржцы вышли во второй в своей истории финал Кубка Гагарина.
Во-первых, это игра в неравных составах. Напомним, что в превью этой серии мы отмечали, что «Локомотив» одна из лучших команд всего сезона и этого плей-офф конкретно по данному компоненту. Особенно впечатлял процент реализации большинства (35), который в теории гарантировал 1 – 2 шайбы в каждом матче. Однако в противостоянии со СКА ярославцам удалось забить лишь один гол в большинстве из 15 попыток. Это прямое следствие отличной работы тренерского штаба СКА, сумевшего нейтрализовать едва ли не главное оружие противника (91,7% нейтрализации). В отличие от «Локомотива», армейцам удалось сохранить свой высокий процент реализации большинства: перед финалом Западной конференции было 28,8%, в самом финале — 27,9%.
Во-вторых, это вратарская линия. В прошлом мы неоднократно критиковали Коскинена, и делали это небезосновательно. Для нас, как и для большинства болельщиков СКА и экспертов, так и осталось непонятным решение оставить в запасе Игоря Шестеркина, блестяще проведшего регулярный сезон, и отдать в плей-офф звание первого номера Коскинену. Точнее, Харийс Витолиньш после серии с «Динамо» попытался объяснить, что плей-офф это не место для 21-летних вратарей, но прозвучало неубедительно.
Тот самый суперсейв Коскинена во второй игре с «Локомотивом» отпускает ему большую часть грехов, которых у него почти в каждом матче есть по несколько штук, но общей ситуации не отменяет: Коскинен слишком часто ошибается. В финале, если он останется на воротах, это может сыграть решающую роль. Шестеркин же, выйдя на замену в конце третьего матча и сыграв полностью в четвертой встрече, оставил очень хорошее впечатление, отыграв надежно, без нервов и лишней суеты.
С одной стороны, здорово, что в СКА такая пара вратарей, где бэкап может в любой момент выйти и без потери в качестве заменить первый номер. С другой — перед финалом Кубка Гагарина перед тренерским штабом СКА будет стоять непростая задача: кого ставить в ворота. Есть ощущение, что, несмотря ни на что, играть опять будет Коскинен. Если, конечно, позволит здоровье.
В-третьих, это Никита Гусев. После отъезда Артемия Панарина в НХЛ в тройку к Шипачеву и Дадонову кого только не пробовали. Пазл сложился, когда в 2015 году пришел Гусев. На настройку химии ушло какое-то время, но с самого начала сезона-2016/17 он уже был полноценной шестеренкой в этом механизме. И все-таки он продолжал находиться немного на заднем плане на фоне Шипачева и Дадонова.
В этом плей-офф Гусев окончательно встал с ними в один ряд. Всего на его счету сейчас 14 (6+8) очков в плей-офф и 5-е место в списке бомбардиров, где первые четыре занимают игроки магнитогорского «Металлурга». В серии с «Локомотивом» Гусев забил всего дважды, но какие это были голы! Один начал камбэк СКА в первой игре (счет стал 3:4). В том же матче Гусев стал главным творцом победной шайбы в овертайме: накрутив защитников на правом фланге, Никита бросил – и шайба от пятой точки Херсли отлетела в ворота. Второй его полноценный гол позволил сравнять за 8 минут до окончания третьего периода в третьем матче.
Теперь о минусах. Он, по сути, один, и это игра первого звена. Как теперь понятно, потеря Дацюка оказалась критической для первой пятерки. Эта проблема тянется столько, сколько в СКА играет Ковальчук. Долгое время под него никак не удавалось собрать более или менее цельное звено. Приход Дацюка в этом сезоне во многом решил эту задачу. Для начала Дацюку отошла капитанская повязка, вместе с которой Ковальчук словно сбросил камень с плеч. Потом между ними и в меньшей степени Сергеем Плотниковым образовалось взаимопонимание. Так в СКА наконец появилась еще одна (кроме звена Шипачева) убийственная сила. Травма Дацюка в плей-офф все вернула на круги своя: Ковальчуку вернулась капитанская повязка, а вместе с ней и катастрофически низкая эффективность. Вот статистика Ильи в серии с «Локомотивом»: 1 гол, 0 передач, «-1», 21 бросок. Из-за его непосредственных ошибок СКА пропустил две шайбы от ярославцев, одну из которых они забросили, играя в меньшинстве. С учетом того, что Дацюк выбыл до конца плей-офф, перед Знарком в преддверии финала Кубка Гагарина стоит серьезная и трудноразрешимая задача, как это все исправить в кратчайшие сроки.
1-я игра. 4-й гол в ворота СКА, Ковальчук и Кетов выходят на замену в момент контратаки «Локомотива». Ковальчук изначально находится ближе к убегающему Мосалеву, но остается на месте и наблюдает со стороны, как Кетов со всех ног пытается догнать соперника и предотвратить гол.
Полностью фрагмент смотрите на официальном канале КХЛ.
3-я игра. 1-й гол в ворота СКА. Армейцы разыгрывают большинство. Ковальчук закрывает синюю линию на левом фланге. Защитник «Локомотива» Никита Черепанов выбрасывает шайбу, у Ковальчука не получается ее остановить. Снаряд подхватывает Локтионов и убегает в контратаку 2 в 1.
Полностью фрагмент смотрите на официальном канале КХЛ.
Соперник СКА пока не определен. Но с высокой долей вероятности можно сказать, что это будет магнитогорский «Металлург»: в финале Восточной конференции «Магнитка» пока обыгрывает «Ак Барс» 3-0. 30 марта у них четвертый матч в Казани. В любом случае первый матч финала Кубка Гагарина пройдет 8 апреля.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»