Секретный приказ по Выборгской таможне гласит: с нового года фотографировать изнутри и снаружи внедорожники и прочие пикапы. Для чего таможне тысячи снимков госномеров и чемоданов – все лишь догадываются. 47news услышал про запрещенные фотоаппараты, спорную базу данных и фантастический объем благодарности.
В редакции 47news взял и оказался внутренний приказ начальника Выборгской таможни, полковника Александра Ястребова, за №1448 "О фотографировании транспортных средств", подписанный накануне Года Петуха. Его посыл – в повышении эффективности таможенного контроля граждан. Документ касается всех трех автомобильных пунктов пропуска на границе России с Финляндией: "Торфяновка", "Светогорск" и "Брусничное".
Ястребов приказывает:
"...обеспечить фотографирование транспортных средств категории "В" (легковые автомобили. – Прим. ред.) и "С" (грузовики. – Прим. ред.) ...имеющих возможность размещения товаров ...в объеме, превышающем 1 метр квадратный, а также транспортных средств с прицепами".
В приказе детализированно прописано, как должны делаться снимки.
"На фотографиях транспортного средства (ТС) должно быть зафиксировано: вид ТС спереди и сзади с привязкой к местности, с обязательным отображением регистрационного номера... вид сзади и часть багажного/грузового отделения", а также "...внутреннее пространство транспортного средства (салон, багажное отделение, грузовое отделение и отсек) и прицепа при его наличии".
О том, насколько увеличится время прохождения таможенного досмотра, – в приказе ни слова.
Приказ регламентирует хранение файлов с фото.
Снимки должны храниться "...на файловом сервере таможенного поста. ...срок хранения фотографий ...90 суток". Начальство планирует также контролировать подчиненных, чтобы те не забывали делать фото посредством периодического сличения видеозаписей с имеющимися в базе фотографиями.
Микроавтобусы (но не легковые автомобили) стали фотографировать еще два года назад. Говорят, для борьбы с коррупцией. Но каким образом работал механизм, не раскрывалось. В декабре минувшего года приказ, на основании которого производилось фотографирование, был отменен как не соответствующий законодательству. И действительно, 47news не обнаружил в Таможенном кодексе описания процедуры фотофиксации, есть лишь понятие наблюдения. Кстати, на каждую серию фотографий должен быть составлен акт в двух экземплярах. Хотя понятно, что при потоке в сотни машин в сутки ни о каких актах речи не идет чисто физически.
Есть и детали. По данным 47news, таможенники, в большинстве своем, покупают фотоаппараты самостоятельно, поскольку не предусмотрена закупка техники за счет ведомства. Хотя процесс подготовки к фотографированию прописан бюрократически пристально: "Перед применением фотоаппаратуры должностное лицо, уполномоченное лицо... проверяет ее исправность (заряд аккумулятора, наличие годных батареек питания, наличие свободного места на накопителе)". О том, что фотографирование на частные фотоаппараты на границе запрещено, и вовсе лучше не вспоминать.
В народе, который всегда пытливо ищет объяснение необычному, считают, что фотоупражнения таможенников происходят в рамках борьбы с гражданами, которых за небольшую плату нанимают контрабандисты для перевозки разрешенного количества товаров народного потребления. Тем, кому чужды поездки в Суоми, скажем, что один человек может ввезти в Россию не более 50 килограммов товаров стоимостью не более полторы тысячи евро. Таких курьеров прозвали "тушканами".
Зачем нужны тысячи фотографий автобусов, пикапов и внедорожников, чемоданов и баулов в них, не могут ответить и на таможне. "У нас нет ответа на вопрос, зачем происходит фотографирование", – ответили 47news в пресс-службе ведомства.
Полковнику Ястребову журналистам издания дозвониться не удалось, его мобильный был выключен. А они всего лишь хотели уточнить, на каком правовом акте основана упомянутая выше база фотоснимков, кто имеет к ней доступ и по какому алгоритму.
В ФСБ и вовсе посоветовали 47news не поднимать тему фотографирования на таможне. "Вы поймите, этого так просто не объяснить. Но поверьте, это может быть нужно таможенникам. Прихватят они на границе с Эстонией машину с тайником. Посмотрят в базу, а она раз сто уже через Светогорск моталась", – попытались объяснить контрразведчики. На вопрос: "И дальше что?" – не ответили, сославшись на тайну.
Прозвучала еще одна версия, которая показалась 47news фантастической. "Таким образом, у таможенников есть примерное понимание того, сколько товара провезено "тушканами". Соответственно, есть понимание, какой объем благодарности еще не возмещен".