Открытие западной ветки хельсинкского метро в январе этого года не состоялось, так как работы снова не успели закончить в срок. Кроме того, для завершения масштабного проекта специально созданная для этого компания Länsimetro потребовала еще 100 млн евро, а общая сумма строительства выросла до 1186 млн евро. Таким образом, стоимость западной ветки возросла от первоначально заявленной в 2012 году почти на 40%. Когда метро откроют на самом деле, никому не известно. Судя по новостям на сайте Länsimetro, в январе компания все еще устанавливает систему вентиляции и продолжает буровые работы в туннелях.
Свое начало история финского долгостроя берет еще в 2006 году - именно тогда город Эспоо решил соединиться подземкой со столицей Суоми. В 2011-м Хельсинки поддержал идею города-спутника и согласился расширить столичный метрополитен путем присоединения к нему второй, 14-километровой западной ветки. К 2015 году она должна была связать станцию "Руохолахти" (Ruoholahti) и город Эспоо и перевозить ежедневно до 100 тысяч человек. Для этого на первом этапе планировалось открыть восемь новых станций: две в Хельсинки и шесть в Эспоо. На второй стадии, к 2020 году, ветка проросла бы еще на 7 км вглубь города-спутника.
Деньги на масштабный проект быстро нашлись - кредит был получен в Европейском инвестиционном банке: Хельсинкская транспортная компания HSL получила 250 млн евро на обновление поездного состава и общую модернизацию подземки и отдельно 450 млн евро было выделено специально созданной для строительства западной ветки компании Länsimetro. Общая стоимость проекта первоначально оценивалась в 714 млн евро, и недостающие средства были выделены из бюджета республики.
В 2012-м, в год 30-летия столичного метрополитена, стройка века началась. Однако уже в мае того же года на станции "Лауттасаари" (Lauttasaari) западной ветки метро произошел пожар резиновых покрытий. Никто не пострадал, но весь район был окутан темным дымом. Авария не сбила настроя, и стройка продолжилась.
В 2014 году транспортная компания столицы, курирующая проект, обвинила корпорацию Siemens, которая должна была поставлять составы для подземки, в несоблюдении контракта. В итоге руководство HSL расторгло соглашение с немцами, а город отказался от идеи полностью автоматизированного метро.
Länsimetro, тем не менее, рапортовало о стахановских темпах строительства: к февралю 2016 года внутренняя отделка станций должна была быть завершена, а на западной ветке планировалось пустить первые локомотивы в тестовом режиме. Но уже в марте цена проекта выросла на несколько сотен миллионов, до 1088 млн евро, из-за того, что потребовались дополнительные работы по строительству инфаструктуры, которые не были заложены в первоначальный проект.
Торжественное открытие все так же было назначено на август 2016 года, однако за несколько месяцев до этого компания Länsimetro заявила о переносе мероприятия на неопределенный срок. Причиной в этот раз были названы проблемы с безопасностью. Вскоре была назначена новая дата открытия - январь 2017-го.
Осенью 2016-го на новой линии метро даже начались испытания без пассажиров, однако удачно они прошли только на стации "Университет Аалто". По сути, ничего не было готово.
Кроме того, компания Länsimetro при тогдашнем гендиректоре Матти Коккинене (Matti Kokkinen) погрязла в судебных процессах. От них требовали минимум 10 млн евро из-за несоблюдения условий контракта. Судились с заказчиком метро их же партнеры - строительная корпорация YIT, инженерная фирма A-Insinööri и занимающаяся планированием и строительством транспортных магистралей Destia. Сор из избы никто не выносил, однако субподрядчики метро на условиях анонимности рассказали бизнес-изданию Talouselämä о том, что у руководства Länsimetro была очень высокомерная позиция по отношению к исполнителям работ. Также из-за огромного числа участников у проекта наблюдались явные проблемы со скоростью принятия решений и координацией действий разных звеньев.
В итоге за несколько месяцев до открытия генеральный директор Länsimetro Матти Коккинен был уволен, а на его место пришел человек из финской железнодорожной компании VR - Вилле Сакси (Ville Saksi). Однако смена менеджмента дело открытия метро не сильно сдвинула - в январе новые поезда по новой ветке не пустили.
Вилле Сакси выразил уверенность, что старания не напрасны, так как пассажиропоток новой ветки составит не 100 тысяч в день, как планировалось, а все 170 тысяч человек. На проект надеются и в администрации Эспоо: подсчитано, что подземка должна привлечь в город новых жителей, и к 2050 году население города-спутника вырастет на 400 тысяч человек.