В России хотят создать единый реестр электромобилей, который позволит их владельцам пользоваться льготами. Пока, впрочем, льготы не особо помогают увеличить парк электрокаров. Возможно, интерес подогреет представленный в Москве новый «Приус». Тем временем в лидеры электромобильной промышленности вырывается Китай.
В России предлагают создать единый реестр электромобилей. Он позволит автовладельцам избегать штрафов за неоплаченную парковку и продолжать пользоваться городскими льготами. Об этом изданию m24.ru рассказал первый заместитель председателя комитета по государственному строительству и законодательству Госдумы Вячеслав Лысаков.
Сейчас городская парковка в Москве и Петербурге для владельцев электрокаров является бесплатной.
«Пока электромобилей в России немного, и нужно повышать мотивацию граждан их покупать. Для владельцев электромашин действуют льготы. Их часто трудно внешне отличить от обычного авто, поэтому людям приходят штрафы. Полезен будет федеральный реестр электрических автомобилей как временная мера, пока количество таких транспортных средств не стало масштабным», – сказал Лысаков.
Завкафедрой транспортной телематики и робототехники МАДИ Владимир Власов считает, что электромобиль действительно внешне сложнее отличить от обычного авто. «Камера, например, не сможет отличить, какой двигатель у машины. Авто же внешне не отличаются. У одного – двигатель, а у другого – электродвигатель, но они не видны. Еще у электрокаров вместо бензобака розетка, но и она закрыта под люком. Так что различать их можно только по регистрационным знакам», – отметил он.
В Москве зарядить электрокар можно бесплатно в сети станций проекта МОЭСК-EV, которые разработали данную программу в 2011 году. Также в городе есть несколько платных зарядок, которые предоставляют коммерческие компании. Согласно постановлению правительства, зарядные устройства для электрокаров включены в перечень минимально необходимых услуг, поэтому зарядиться теперь можно на обычных автозаправочных станциях. Кроме того, владельцам электромобилей предлагали дать налоговые льготы.
В 2016 году в России, по данным «Автостата», было реализовано 83 электрических автомобиля, что на 28,3% меньше, чем в 2015 году (116 электрокаров).
Порядка 60% от объема проданных электрокаров (50 штук) встали на учет в столичном регионе (Москва и Подмосковье). Еще 10 автомобилей нашли хозяев в Санкт-Петербурге. Девять электрокаров отправились в Приморский край, по два — в Татарстан, Краснодарский край и Новосибирскую область. По одному электромобилю приобрели жители Мурманской, Пензенской, Кировской, Курганской, Иркутской, Амурской, Томской областей и Чувашии.
Самым популярным электрокаром на российском рынке в 2016 году стала Tesla Model S. Всего за 12 месяцев в России было продано 39 таких автомобилей. Таким образом, на долю этих электрокаров приходится 47% от общего объема.
Несмотря на такой медленный рост, в правительстве прогнозируют, что к 2020 году объем рынка электрокаров в нашей стране может составить 200 тысяч машин.
Возможно, на эту картину повлияет начало продаж в России нового «Приуса».
Toyota представила новый Prius на закрытом мероприятии в Москве. Как сообщает пресс-служба компании, поставки гибридного хэтчбека начнутся в марте. Цены на Toyota Prius объявят ближе к старту продаж.
Prius четвертого поколения дебютировал на автосалоне во Франкфурте в конце 2015 года, а на глобальном рынке появился в 2016 году. Дизайн автомобиля выполнен в той же футуристичной стилистике водородной модели Mirai, работающей на топливных элементах. Силовая установка нового Prius состоит из бензинового мотора объемом 1,8 л (98 л.с) и электромотора (72 л.с), а суммарная отдача составляет 122 лошадиные силы, напоминает Autonews.
Новый Prius стал первым автомобилем концерна Toyota, построенным на глобальной архитектуре TNGA. Аббревиатура, которая расшифровывается как Toyota New Global Architecture, описывает новую философию разработки и производства, в соответствии с которой все новые модели фирмы разных классов будут собираться из набора стандартных модулей. Представитель Toyota ранее пояснил корреспонденту Autonews, что, помимо совершенствования технической базы самих автомобилей и свободы дизайнерской мысли, использование новой платформы упростит проектирование и позволит перераспределить средства и ресурсы на разработку новых моделей и развитие технологий.
Toyota поставляла Prius в Россию с 2009 года. Летом 2016 года Toyota распродала дилерские запасы Prius третьего поколения и временно приостановила продажи своего гибрида. Всего за это время было продано около 900 машин.
Между тем по итогам 2016 года стало понятно, что всемирным лидером в области разработки, производства и внедрения электромобилей будет Китай, а не США, как казалось ранее: в прошлом году на рынке КНР было продано свыше 400 тысяч электромобилей и гибридов, тогда как в США – «всего» 160 тысяч. На большинстве других рынков число электромобилей пока растет медленно: глобальный бум начнется не ранее, чем через три года, пишет DW со ссылкой на исследование Центра автомобильного менеджмента (CAM) в немецком Бергиш-Гладбахе.
Стремительный же рост рынка электромобильности, начиная с 2020-х годов, может привести к кардинальным изменениям в цепочках создания добавленной стоимости и в расстановке сил в мировой автомобильной промышленности, предупреждают ученые.
Главным производителем электромобилей может стать Китай: уже сейчас абсолютное большинство продаваемых на рынке КНР электромобилей – это продукция местных компаний. При этом китайское правительство собирается уже с 2018 года обязать всех работающих в Китае автопроизводителей выпускать как минимум 8% электромобилей – или платить штрафы.
Как отмечают немецкие ученые, система квот может стать серьезной проблемой для работающих в Китае иностранных автопроизводителей, особенно для тех, кто пока мало занимался разработкой электромобилей. Для крупнейшего на китайском рынке зарубежного автостроителя – концерна Volkswagen – новая система стала бы «вызовом», признался в середине января глава китайского подразделения немецкого концерна Йохем Хайцман. Ведь до сих пор VW на территории Китая электромобилей вообще не производил.
Однако до 2020 года немецкая компания запланировала наладить на своих предприятиях в Китае выпуск 15 моделей с альтернативными двигателями. Начало этой широкомасштабной экспансии будет положено уже в 2017 году: Audi со своим местным китайским партнером FAW начнет выпускать модель A6 с гибридным мотором.
О производстве электромобилей в Китае задумался и Daimler, который в ближайшие десять лет намерен под новым брендом Mercedes EQ разработать для глобального рынка 10 моделей с гибридными или электрическими моторами. Серийный выпуск первой из них должен начаться в Германии до 2020 года.
Концерн Renault-Nissan планирует через два года начать выпуск недорогого электрокара для китайского рынка.
В Европе спрос на электромобили по-прежнему невысокий. По данным исследования CAM, в прошлом году в Норвегии было зарегистрировано 45 тысяч новых легковых и коммерческих машин, использующих электрические двигатели, в Великобритании – 37 тысяч, во Франции – 29 тысяч, а в Германии, которая является крупнейшим автомобильным рынком Европы, – 25 тысяч.