В наступившем году законодатели ужесточили требования к участникам дорожного движения, но защитили их от злоупотреблений со стороны страховщиков. Полис ОСАГО стал электронным, при этом для получения крупной выплаты в рамках европротокола автовладельцам придется приобрести специальные навигаторы. Кроме того, нам обещаны штрафы за опасное вождение и платный проезд по государственным дорогам.
ГЛОНАСС-«спаситель»
Самые большие неприятности подстерегают желающих в начале 2017 года приобрести новую иномарку: вступает в силу Технический регламент об обязательном оснащении, в том числе легковых автомобилей, системой «ЭРА-ГЛОНАСС» – устройством вызова экстренных оперативных служб. По логике законотворцев, такое оборудование позволит спасателям получить точные координаты места происшествия, обеспечить скорейшее прибытие и спасение пострадавших.
В таможенном ведомстве поясняют, что информация о наличии «аварийной кнопки» вносится в свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Если предусмотренное таким документом оборудование в автомобиле не будет установлено, импортер не сможет получить ПТС.
По некоторым оценкам, нововведение может привести к росту цен на автомобили на 3-4%, хотя стоимость самих навигаторов с установкой невелика – максимум 150 евро. Опрошенные «Водителем Петербурга» автодилеры от прогнозов по этому вопросу уклонились.
Жизнь без спутника
Многим, в том числе петербургским, водителям придется установить аппаратуру «ЭРА-ГЛОНАСС» на давно ввезенные или даже произведенные в России автомобили.
С 1 января ужесточаются требования к использованию так называемого безлимитного европротокола в Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской и Московской областях. Потерпевшие, желающие получить возмещение свыше 50 тысяч рублей, обязаны будут зафиксировать происшествие с помощью специальных технических средств, обеспечивающих «некорректируемую регистрацию данных» с помощью ГЛОНАСС и включенных в Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Правительством России определено, что такое бортовое оборудование должно иметь кнопку экстренного вызова и фиксировать координаты, дату и время происшествия, а также скорость и ускорение транспортного средства по трем осям.
Такие требования были введены еще в начале 2016 года, но обязательное их применение тогда приостановили. В начале ноября Минтранс предложил вновь отложить всеобщую «глонассизацию» на 2018 год, но пока эти поправки не приняты.
Кроме того, с 1 января данные из «ЭРА-ГЛОНАСС» будут в автоматическом режиме передаваться в информационную систему Российского союза автостраховщиков (РСА). Это позволит страховым компаниям самостоятельно проверять представляемые потерпевшими материалы и предупреждать мошенничество.
Установка специального навигационного оборудования в Санкт-Петербурге обойдется владельцу легковушки примерно в 7-9 тысяч рублей, еще около 250 рублей ежемесячно придется платить за обслуживание, трафик и так далее. «Специализированные терминалы при серийном производстве будут стоить около 4-6 тысяч рублей, стоимость может варьироваться в зависимости от наличия дополнительных функций, – полагает директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых. – Но на рынке уже существует большой выбор устройств, которые совмещают в себе несколько функций – и телематических, и видеорегистратора, и некоторые другие. Они могут соответствовать требованиям ЭРА-ГЛОНАСС и подходить для оформления европротокола».
Эксперты и участники рынка неоднозначно оценивают новые требования. «Большинство автомобилей в столицах не оборудованы такой техникой. Норма действующая и правильная, но преждевременная, так как не отвечает техническим возможностям автопрома. Законы должны действовать независимо от того, установил ты систему или нет. Ограничения, связанные с техническими возможностями, в данном случае ущемляют права потребителей страховых услуг», – убежден президент АНО по защите прав страхователей «За справедливые выплаты» Александр Коваль.
В свою очередь страховщики напоминают, что ГЛОНАСС потребуется, только если участник ДТП, которое произошло в одной из столиц и околостоличных областях, хочет в рамках европротокола получить выплаты свыше 50 тысяч рублей. В «Альфа-страховании» пока таких заявлений не получали, а в «Ингосстрахе» оценивают их долю примерно в 3 процента.
Виртуальное ОСАГО
Введение электронных полисов должно защитить автомобилистов от недобросовестных страховых компаний, уклоняющихся от оформления ОСАГО по установленным тарифам под предлогом отсутствия бумажных бланков.
С 1 января такие участники рынка не имеют права отказаться от заключения договора обязательного страхования. Причем заявки потенциальные клиенты могут подавать в том числе через сайт РСА или Единый портал государственных и муниципальных услуг. По желанию заявителя ему должен быть бесплатно выдан и бумажный полис, в том числе по фиксированной цене отправлен почтой.
На оформляющих «виртуальное» ОСАГО автовладельцев возлагается повышенная ответственность: в случае предоставления ими недостоверных сведений для занижения тарифа (например, сокрытие факта ДТП), страховщик вправе не только взыскать разницу, но и де-факто аннулировать полис – предъявить регрессное требование в размере произведенной выплаты.
В «Альфа-страховании» полагают, что спрос на бумажную и электронные версии ОСАГО будет меняться в зависимости от региона. Схожего мнения придерживаются и в «Ингосстрахе». «Дефицит бланков наблюдается в первую очередь в некоторых проблемных регионах, и электронные полисы будут способствовать снижению напряженности. В крупных мегаполисах такой проблемы нет. Но полагаем, что электронные полисы все равно будут востребованы потребителями, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. В пользу этого говорят доступность услуги, удобство оформления и значительная экономия с обеих сторон при выдаче таких полисов. К тому же для потребителя проверить подлинность такого полиса оказывается гораздо проще, чем выданного на бланке. Это можно сделать онлайн через официальные источники, в том числе тот же сайт РСА. Оплата также происходит в момент оформления, и как итог – полис оказывается более защищенным. Это будущее страхование, начало которому положено уже сейчас», – убежден Владимир Храбрых.
Дорогие права и недвижимость
Продвинутым пользователям интернета в наступающем году будет дешевле оформить водительское удостоверение, как, впрочем, и большинство других документов: заказывая и оплачивая их через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) заявитель вправе уплачивать государственную пошлину со скидкой в 30 процентов.
Кроме того, с 1 февраля получить и обменять права можно будет в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
С 1 января легализуется понятие «машино-место». Такой объект недвижимости разрешается регистрировать, продавать и совершать иные сделки. Правда согласно нормативам, утвержденным Минэкономразвития в конце декабря, машино-места должны быть не менее 5,3 на 2,5 метра и не более 6,2 на 3,6 метра.
Наказание для лихачей
В 2017 году должно быть введено наказания за «опасное вождение». Согласно внесенным еще в мае 2016 года поправкам в ПДД, таковым считается неоднократное совершение следующих друг за другом действий, создающих угрозу ДТП: несоблюдение безопасной дистанции или бокового интервала, препятствование обгону, неоправданное резкое торможение, перестроение при интенсивном движении, неуступление дороги при перестроении и ряд иных проступков.
Подготовленный правительством России и уже внесенный в Госдуму законопроект предусматривает введение за такие нарушения административного штрафа в размере 5 тысяч рублей. Это в несколько раз выше санкций, которые могут налагаться за отдельные проступки, признаваемые «опасным вождением» (например, невыполнение требования уступить дорогу пользующемуся преимущественным правом движения автомобилю карается штрафом всего в 500 рублей).
Вдоль по Питерской – за деньги
Другой законопроект, 16 декабря одобренный парламентариями в первом чтении, делегирует региональным властям и муниципалам право вводить плату за проезд по любым участкам автомобильных дорог. Причем тарифы могут быть дифференцированы по категориям транспортных средств, их принадлежности, экологическим классам, наполненности пассажирами, а также по дням недели, времени суток и другим критериям.
Формально, принимая решение о платном проезде, чиновники обязаны «осуществить компенсационные мероприятия»: обеспечить альтернативный проезд, организовать парковки, развить инфраструктуру для движения велосипедов, открыть новые маршруты общественного транспорта, расширить действующую сеть и повысить качество ее работы, принять иные меры.
Эксперты критически оценили инициативу. Даже в думском комитете по земельным отношениям и строительству убеждены, что введение подобного рода ограничений при отсутствии в законе однозначно определенных условий и требований может привести к фактическому созданию платных автомобильных дорог, к необоснованному ограничению прав и законных интересов граждан, возложению на них дополнительной финансовой нагрузки. «При этом непонятно, как нормы о платности проезда по автомобильным дорогам сочетаются с положениями о платных автомобильных дорогах», – констатировали депутаты.
Вот за что теперь точно надо платить, так это за парковку в центре Петербурга. Экспериментальная зона (в границах Кирочной улицы, Лиговского и Невского проспектов и набережной реки Фонтанка) была запущена еще в сентябре 2015 года, но механизма взыскания штрафов с нежелающих платить не было. Добровольно эту обязанность исполняло только 13% пользователей. Но благодаря заключенному с Федеральной службой судебных приставов соглашению Комитет по развитию транспортной инфраструктуры с 1 января 2017 года начнет наказывать должников.