Десятки незарегистрированных карет перемещаются по городу. Депутаты петербургского ЗакСа не готовы мириться с этой картиной. Они собрались в Таврическом дворце, чтобы обсудить, как навести порядок среди заполонивших Петербург гужевых повозок и пьяных наездниц.
Депутаты городского парламента снова занялись делом. В пятницу, 16 декабря, на последнем в году заседании комитета по законодательству Законодательного собрания Петербурга народные избранники встретились в резиденции Межпарламентской ассамблеи и месте нахождения первых российских государственных дум, чтобы обсудить в числе прочего регулирование перевозок гужевым транспортом.
Проблему эту, по словам главы комитета по законодательству Дениса Четырбока, унаследовавшего свою должность от Виталия Милонова, парламентарии прорабатывают с начала созыва и даже создали специальную группу.
«Сейчас правовое регулирование гужевых перевозок – транспорта с использованием тяги животного – не установлено, нет требований об ответственности страхования, нет правил для извозчиков. А ведь в России таким видом транспорта пользуются не только в селе, но и в городе; наверное, даже Сергей Анатольевич (Соловьев. – вице-спикер парламента. – Прим. ред.), как житель Адмиралтейского района, часто пользуется этим способом передвижения», – объяснил важность темы Четырбок и добавил историческую справку: еще в 1794 году извозчики имели два нагрудных номера, один личный, другой – определял район города, где они работали, а полиция имела право провести проверку технического состояния экипажа; в 1812-м появились первые требования в извозчикам, прообраз современных ПДД.
В 21-м веке в ПДД лишь записано, что водить карету или повозку можно с 14 лет, и, несмотря на все попытки урегулировать как-либо еще этот вопрос, воз и ныне там.
Историю нормативов гужевых перевозок дополнил его коллега Алексей Цивилев. Он отметил, что несколько лет назад правительство Петербурга издало постановление о регулировании гужевого транспорта: в нем для перевозчиков были предусмотрены экзамены, для лошадей – медицинские справки и номера, маршруты поездок нужно было согласовывать. Однако постановление просуществовало полгода и затем было отменено как не соответствующее федеральному законодательству.
"Сейчас на сайте Минтранса размещен проект закона о гужевых перевозках. В частности, там прописано разграничение между повозками и индивидуальными наездниками (сейчас много развелось таких попрошаек с пивом – у них, по статистике, гораздо больше аварий, чем у официальных компаний, пользующихся каретами). Законопроект дает широкие полномочия субъектам, и это правильно, ведь одно дело где-то в деревне телега, а в нашем городе, например, повозки традиционно большие – 7 метров, и не везде есть тормоза. 14-летнему парню поручать управление такой опасно. Субъект должен сам принять решение, с какого возраста можно управлять лошадью".
"Правда, в законопроекте плохо прописано страхование животного, да и вступает он в силу с 1 января 2017 года, а до сих пор не внесен, а все потому, что получил отрицательное заключение экспертного сообщества», – добавил Цивилев. В рамках своих трудов по изучению регулирования гужевого транспорта парламентарий даже запросил вице-губернатора Игоря Албина, и тот ему сообщил, что в Смольном самостоятельно инициировать никаких законопроектов не будут, мол, это на совести федеральных властей.
«В начале декабря мы собирались в кулуарах Большого зала Мариинского дворца, приходили 18 экспертов, чтобы обсудить этот вопрос. Все вместе мы сошлись на том, что разрешать водить повозки нужно только с 18 лет, должны быть права, должны быть номера у повозок и лошадей, должны быть определены зоны города, где могут ездить эти повозки, и им нужно выделить обособленные места для стоянки», – резюмировал единоросс.
На этом, впрочем, обсуждение не закончились, коллеги депутата по комитету по законодательству проявили неподдельный интерес к вопросу. Например, вице-спикер Сергей Соловьев, потенциальный пользователь карет как житель Адмиралтейского района, поинтересовался у Цивилева, можно ли как-то наказывать нерадивых извозчиков, которые съезжают с маршрута. В ответ Цивилев ему сообщил, что мер таких не предусмотрено, хоть компании в Петербурге сейчас и согласовывают маршруты передвижения в 6 комитетах Смольного (даже в комитете по природопользованию!). Четырбок спросил, предлагает ли Цивилев создать единый «гужевой комитет» для этого. «Надо ввести принцип одного окна, например в комитете по туризму», – ответил законотворец.
В ходе дискуссии выяснилось и то, что среди членов комитета по законодательству присутствуют как сторонники радикальных мер (депутат Сергей Купченко был возмущен отсутствием правил настолько, что предложил вовсе запретить гужевые перевозки по дорогам и оставить только в парках: «К автомобилистам вон какие требование, а к ним – ничего»), так и знатоки международного регулирования конного транспорта.
«Все кареты в Европе стоят на специальных точках, они оборудованы номерами, у извозчиков присутствуют права. Два шага влево от утвержденного маршрута – нарушение лицензии», – сделал справку единственный коммунист в комитете по законодательству Александр Рассудов. Он же вспомнил историю, которая должна была показать присутствующим, как важно устранить законодательные пробелы: «Как-то в Курортном районе лошадь задела автомобиль. Отдел полиции и отдел ГИБДД не знали, к кому это отнести. Лошадь движется? Движется, а значит, ГИБДД. С всадником? Без. Как же, без водителя – значит, полиция. В результате они решили, что раз автомобиль тоже без водителя (а он покатился под горку в результате толчка лошади), значит, все-таки ГИБДД. Такие ситуации недопустимы. Люди не знают даже, кто должен рассмотреть конфликтную ситуацию».
Результатом получасового обсуждения стало обращение в Минтранс. «Вопрос неоднозначный, но для Санкт-Петербурга проблема знакома, ведь с мая – десятки незарегистрированных карет перемещаются по городу. Надо уточнить у министерства все-таки сроки подготовки проекта и спросить целесообразность введения запрета на перемещения гужевых повозок по дороге», – заключил Четырбок. Помимо этого, рьяного борца с гужевым транспортом депутата Купченко решили направить в музей карет, депутат Цивилев даже обещал провести его туда бесплатно.
"У нас есть еще и музей водки, давайте и ее изучим", – раздалось из зала, однако пока предложение так и повисло в воздухе.