Госсекретарём США может стать кавалер российского ордена Дружбы, полученного из рук президента Путина. Можно ли начинать радоваться новой перезагрузке в отношениях двух стран – выясняла «Фонтанка».
Ответственным за внешнюю политику Америки Дональд Трамп хотел бы назначить «друга России» и «друга Путина». Именно так американские газеты отрекомендовали утром во вторник, 13 декабря, кандидата на должность госсекретаря США Рекса Тиллерсона.
На прошедших выборах Тиллерсон не был сторонником Дональда Трампа. В ходе праймериз он поддерживал Джеба Буша. Но Трамп номинировал его на четвёртый (по порядку замещения) пост в государстве со словами: Тиллерсон – «воплощение американской мечты», сочетает в себе «упорство, богатый опыт и глубокое понимание геополитики», цитирует избранного президента The Washington Post.
Рекс Тиллерсон родился в простой техасской семье, окончил университет и с дипломом инженера 40 лет назад пришёл на работу в Exxon. Это у него единственная «запись в трудовой книжке». Если не считать карьерного продвижения внутри компании, где он прошёл путь от рядового труженика, простого инженера-технолога, до генерального директора. В 2017 году Тиллерсону исполнится 65 лет, и ещё недавно он поговаривал об уходе на пенсию. Если назначение на должность госсекретаря состоится, это будет первая в его жизни смена работы.
Тиллерсон – умеренный республиканец. В отличие от радикальных товарищей по партии, он, например, признаёт опасность глобального потепления и необходимость борьбы с ним. Приветствует Транстихоокеанское партнёрство, с которым Трамп обещал покончить. И можно догадаться, что вероятный госсекретарь США – человек верующий: в религиозном журнале The Congregationalist за июль 2014 года упоминается о пожертвовании Рекса и Ренды Тиллерсон. Впрочем – скромном: в пределах 5-10 тысяч долларов.
Главой ExxonMobil Тиллерсон стал в 2006 году. Это одна из крупнейших в мире нефтедобывающих компаний, её капитализация – 356,2 миллиарда долларов. Для сравнения: капитализация «Роснефти» – 51 миллиард долларов. Зарплата Тиллерсона в 500 раз превышает среднемесячный доход американцев. В прошлом году, когда из-за упавших цен на нефть прибыль компании снизилась вдвое, он урезал зарплаты других топ-менеджеров на 0,9 процента, а собственную – на 15 процентов. Состояние Тиллерсона The Washington Post оценивает в 218 миллионов долларов в акциях ExxonMobil плюс 69,5 миллиона долларов пенсионных накоплений. Но пенсия, как уже было сказано, видимо, откладывается.
Друг России
В 1998 году Тиллерсон был назначен вице-президентом одной компании, входящей в ExxonMobil, и президентом другой. Здесь, собственно, начинается рассказ о «друге России». Вторая компания называлась «Эксон Нефтегаз Лимитед». Для тех, кому непонятно слово Neftegas, официальный сайт ExxonMobil разъясняет: Тиллерсон «отвечал за холдинг в Каспийском море в России, а также за операции на Сахалинском шельфе». С тех пор его бизнес связан с нашей страной.
В 2008 году Тиллерсон приехал в Петербург на Международный экономический форум и встретился с премьер-министром Путиным. Нефть стоила 130 долларов за баррель, все телезрители твёрдо знали, что здесь – островок стабильности посреди надвигающегося экономического кризиса.
Оказывается, со стороны «островок стабильности» видели по-другому. «Даже после восьми лет стараний Путина взять под контроль экономику и его попыток восстановить хоть часть советской геополитической мощи Россия была довольно слабым игроком, – описывает ситуацию Politico Magazine. – Прошло всего пять лет с тех пор, как нефтяной магнат Михаил Ходорковский был брошен в тюрьму, и два года с момента, когда Кремль бесцеремонно вытолкал Royal Dutch Shell из прибыльного газового проекта на острове Сахалин». Всё это вполне трезво оценивал Тиллерсон – «друг России» с 10-летним опытом. Публично, со сцены, он сказал: Россия «должна улучшить работу своей правовой системы и судопроизводство», потому что «сегодня там нет уважения к верховенству закона», – приводит его слова The New York Times.
"Безобразное" выступление в Петербурге сошло Тиллерсону с рук. В 2011 году глава ExxonMobil подписал соглашение с «Роснефтью». Которую американская сторона оценивала так: «российский нефтегазовый гигант, выросший из отнятой империи Ходорковского и управляемый бывшим приятелем Путина по КГБ Игорем Сечиным». Но по соглашению с этим гигантом американцы получали доступ к российскому арктическому шельфу с богатейшими залежами нефти и газа в обмен на технологии, которых не было у «Роснефти». Тиллерсон показал себя как прекрасный дипломат.
В 2013-м зарубежных участников соглашения президент Путин наградил орденами Дружбы. Не только Тиллерсона, но и его коллегу – главу итальянской компании Eni. Всё шло отлично. Exxon вложила в предприятие 650 миллионов долларов. В 2014-м на очередном форуме в Петербурге намечалось подписание новых контрактов: на геологоразведочные работы в Сибири и производство сжиженного газа на Дальнем Востоке. И тут случились Майдан, присоединение Крыма и санкции. Тиллерсон не рискнул ехать в Россию сам, однако сделки не отменил – послал на подписание заместителя. Потом из-за санкций от сотрудничества с «Роснефтью» всё-таки пришлось отказаться. На этом Exxon потеряла миллиард долларов. Это не катастрофа для компании с чистой прибылью 16,2 миллиарда. Но неприятно. Поэтому Тиллерсон – убеждённый противник санкций. Во всяком случае, был им, пока санкции влияли на его бизнес.
«Если я сказал «да» – это кое-что значит»
Рекс Тиллерсон – ещё один предполагаемый член администрации Трампа, который, как и сам избранный президент, совсем не имеет политического опыта. Американист, журналист Михаил Таратута считает, что это тот случай, когда опыт в бизнесе стоит политического.
– Тиллерсон – фигура мирового масштаба, – говорит Таратута. – Он имел контакты с очень многими игроками на мировой арене – президентами, премьер-министрами. Просто по долгу службы он заключал с ними крупные сделки. В таких масштабах это часто сопровождается дипломатией. Тиллерсон известен как великий коммуникатор – человек, способный устанавливать связи и отношения между людьми. Для госсекретаря это очень хорошее качество.
«Российские» связи и отношения Тиллерсона могут сослужить ему скверную службу. Кандидатуру госсекретаря утверждает Сенат. Номинанта должны поддержать 50 человек. Демократы, как ожидается, объединятся против Тиллерсона. У республиканцев всего 52 голоса, при этом многие из них уже высказались против «друга Путина».
Как пишет The New York Times, за Тиллерсона активно агитируют бывшие госсекретари Кондолиза Райс и Джеймс Бейкер и бывший глава Пентагона Роберт Гейтс. Именно последний предложил избранному президенту обратить внимание на главу ExxonMobil. Сторонники Тиллерсона обращают внимание оппонентов: человек, который устанавливал связи с Россией, а вдобавок – с правительствами Саудовской Аравии, Катара и Йемена, наверняка способен «твёрдо стоять на своём в деловых отношениях» с такими странами.
Михаил Таратута считает, что Тиллерсон, в отличие от многих американских политиков, свободен от предубеждений в отношении России: как против неё – так и за.
– Он работал в России, он устанавливал контакты со многими людьми, – говорит журналист. – Это предполагает атмосферу дружелюбия и доброжелательности. Таково нормальное поведение бизнесмена. Он хорошо понимает, что такое Россия. Он прекрасно понимает цену и Путину, и режиму, который Путин установил. Но одно не исключает другого: сотрудничать можно. Прежде всего, он, конечно, будет сотрудничать в интересах Америки. Но когда две наши страны лаются, страдают ведь и некоторые третьи страны, так что это будет в интересах всего мира. Это будет нормальный госсекретарь.
The New York Times напоминает, что говорил сам Тиллерсон об отношениях с Россией ещё в прошлом году, когда выступал в бизнес-школе Texas Tech:
«Есть одна вещь, которую должны знать обо мне российские власти: я очень предсказуем. И они знают: если я говорю «нет» – это значит «нет». И разговоры этого не изменят. «Нет» всегда будет означать «нет». За эти годы мы заслужили уважение друг друга. Поэтому если вы говорите «да» – вы знаете, что будете следовать этому. Это кое-что значит».
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»