Массив данных, которые собрали о своих пользователях Apple, Google и Facebook, не даёт покоя российским властям. Что предпримет Большой брат, рассказала петербуржцам Наталья Касперская.
Резкий скачок в развитии технологии big data (анализа больших массивов данных. — Прим. ред.) сделал человечество обитателями дивного нового мира, который не снился антиутопистам в страшном сне. Такой вывод напрашивается из открытой лекции президента ГК InfoWatch Натальи Касперской «О пользе и вреде больших данных», которую она прочитала 12 декабря в Европейском университете.
Мало того, что дети цивилизации совершенно сознательно предоставляют свои персональные данные огромному числу государственных органов (только у Пенсионного фонда данные о 149 млн россиян), а также банкам (224 млн клиентов) и мобильным операторам (256 млн абонентов), так еще и совершенно неосознанно неведомо кому в подробностях рассказывают то, что наивно продолжают считать своей частной жизнью.
«Наблюдателей очень много. Во-первых, сами соцсети, во-вторых, приложения на мобильном устройстве высасывают данные из соцсетей», – пояснила Наталья Касперская. Еще страшнее смарт-ТВ. «Вы пришли домой, смотрите на него (телевизор. – Прим. ред.), а он смотрит на вас. Куда он это слил, вы не знаете. А если хакер это получил, он еще продать может», – добавила эксперт. Аналогичным образом могут действовать умные часы, автомобили и прочие устройства.
Цели анализа могут быть любые — но, прежде всего, коммерческие. Зная информацию о пристрастиях пользователя, ему проще продать какой-либо товар и услугу. Но этим применение технологий анализа big data не исчерпывается. «Говорят, что кампания Трампа базировалась на том, что электорат разделили на несколько десятков групп, и каждой было донесено свое сообщение», – рассказала Наталья Касперская, отметив, что не считает это единственной причиной победы нынешнего президента США.
Такого рода информация о поведении и действиях в Интернете, которую Наталья Касперская предлагает именовать большими пользовательскими данными, по словам эксперта, не попадает под закон о защите персональных данных, поскольку точно не идентифицирует человека, а только позволяет вычислить его косвенно. Стало быть, ее сбор никак не регламентирован, а пользователь никак не защищен. Использование специальных анонимизаторов и программ для блокировки жучков спасает, но далеко не от всего.
«Большой брат, про которого писал Оруэлл, давно пришёл в наш дом и смотрит на нас большим оком», – отметила она. Однако, что еще хуже, большинство информационных систем, которые собирают такие данные, — не отечественной разработки.
Возможно, именно по причине технологического отставания российское правительство одним из первых в мире задумалось о проблеме регулирования рынка больших персональных данных. К слову, оценкой рисков и возможностей, которые несет нам дивный новый мир, занимается возглавляемая Натальей Касперской подгруппа «Интернет + Общество» рабочей группы помощника президента РФ Игоря Щеголева. До конца года она должна представить дорожную карту по этой теме. В ходе лекции Наталья Касперская приоткрыла завесу тайны и рассказала о том, какие способы регулирования являются, по мнению рабочей группы, целесообразными.
Хорошая новость — от идеи приравнять большие пользовательские данные к персональным, которую изначально выдвинули чиновники, было решено отказаться. «Иначе все поисковые запросы нарушали бы закон (о защите персональных данных. — Прим. ред.)», – пояснила эксперт.
Итак, первый этап — выработка терминологии и исследование. «Чтобы понять, что ограничивать, надо знать, как это устроено. Насколько глубоки риски для разных типов данных, мы не знаем», – пояснила Наталья Касперская. Во-вторых, изучить мировой опыт. Правда, тут все плачевно. «Штатам задумываться нечего, свою технику они уже навязали. Китай пытается решить запретительно. ЕС мечется – то нашим, то вашим, у них нет какой-то позиции», – подытожила эксперт. В-третьих, нужно, чтобы сами участники отрасли выработали для себя этический кодекс. И, наконец, государство должно принять ряд законов, которые создадут «равные условия для всех операторов БПД», а точнее, заставят иностранных ИТ-гигантов поделиться информацией о пользователях с российскими властями.
По словам Натальи Касперской, в отличие от иностранных ИТ-гигантов, цели и мотивы которых совершенно неведомы, главная цель государства — забота о гражданах. Например, большие массивы данных от пользователей соцсетей позволили бы более эффективно предугадывать эпидемии, настраивать систему образования, снижать безработицу, подчеркнула она.
Одним из таких механизмов может стать законодательное регулирование пользовательских соглашений. «Сейчас, если говорить кратко, они сводятся к тому, что вы разрешаете нам все без ограничений, и мы делаем что хотим. Как правило люди говорят да, так как в противном случае не получат услугу. Надо сделать шаблон. Например, душу продавать нельзя, а историю поисковых запросов можно», – пояснила Наталья Касперская.
А вот попадания этой информации в руки своих же спецслужб опасаться не стоит, считает эксперт. «Свои и так все получат, не сомневайтесь», – заявила она, отвечая на вопрос из зала, вероятно, вдохновленный слухами, что антивирус «Лаборатории Касперского», которую Наталья Касперская возглавляла до 2007 года, передает информацию в ФСБ.
Отвергла она и опасения в том, что чрезмерное регулирование задушит развивающийся рынок больших данных. Основными игроками являются такие гиганты, как
Apple, Samsung, Google и Facebook. Но по своей воле они вряд ли будут делиться такого рода информацией. «Хотелось бы, чтобы данные шли не в Samsung, а в Минздрав. Поэтому надо договариваться, а кроме государства некому», – заключила она.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
Наталья Касперская родилась в 1966 году в Москве. Окончила Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ) по специальности «Прикладная математика». В 1997 году учредила компанию «Лаборатория Касперского» и стала ее генеральным директором. За 10 лет под руководством Натальи «Лаборатория Касперского» превратилась в одного из крупнейших игроков ИТ-рынка с оборотом в полмиллиарда долларов. В 2007 году Наталья Касперская возглавила компанию InfoWatch, разрабатывающую инновационные решения в области защиты корпораций от наиболее актуальных внутренних и внешних угроз.