Владимир Путин открыл ЗСД и обсудил с губернатором строительство новой платной дороги — широтной магистрали с мостом через Неву. Ее возведение оценивается в 140 - 150 млрд рублей.
В Петербурге появился красивый мост, позволяющий Васильевскому острову перестать чувствовать себя отрезанным от "большой земли" в период разводки городских мостов, закончено строительство центрального участка ЗСД. На официальное торжество строителей приехал президент. А затем обсудил с главой города следующую платную дорогу в Петербурге — широтную магистраль вдоль Обводного канала.
Утром 2 декабря тротуар вокруг Президентской библиотеки был самым чистым местом в городе. Гранитные плиты по старинке обработали солью, так что на них не осталось ни крупинки снега. Сугробы вдоль проезжей части энергично вывозили уборщики и самосвалы. К трем часам дня на Сенатской площади ждали кортеж с Владимиром Путиным, участвующим в заседании Совета по культуре и искусству. Здесь же собирали и журналистов для поездки на Западный скоростной диаметр, куда президента месяц назад пригласил губернатор Георгий Полтавченко.
На самом ЗСД к приезду президента готовились еще более основательно. На вантовом мосту через Корабельный фарватер возвели целый городок для торжественного открытия трассы. В ряд на дороге стояли сборные павильоны — для руководства, для прессы, строителей, для обслуживающего персонала. Для церемонии с президентом, конечно же, подготовили отдельную постройку со стеклянными стенами. С высоты в 35 метров главе государства предстояло увидеть масштабную стройку на намыве Васильевского острова, порт и даже будущий небоскреб «Лахта-центр».
Скрашивая ожидание, инженеры и строители, специально отобранные для мероприятия концессионером «Магистраль Северной столицы», позировали на камеры. Вдоль павильонов под порывами ветра пробегали то замминистра транспорта Николай Асаул, то председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков. Гостей на правах хозяина встречал гендиректор «МСС» Алексей Бнатов, попутно решавший насущные вопросы – как и когда дарить вип-гостям закупленные подарки.
Все прелести новой трассы общей стоимостью 210 млрд рублей описал журналистам глава ВТБ Андрей Костин.
«Это самый масштабный в мире проект государственно-частного партнерства в сфере автотранспортных магистралей», – говорил глава банка, позабыв, что у петербуржцев словосочетание «самый дорогой в мире» давно не вызывает гордости.
С юга на север города можно будет добраться меньше чем за 20 минут, легче будет доставить грузы в порт, доехать до аэропорта, перечислял Костин. Увернувшись от вопроса про задержание экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, он комментировал утреннее предупреждение ФСБ всем банкирам страны – заверяя, что ВТБ готов к возможным кибератакам иностранных спецслужб.
Наконец, ближе к 14 часам гости начали мигрировать в самый главный павильон. Алексей Бнатов репетировал на слушателях свой доклад, водя указкой-лазером по макету 11-километрового участка с вантовыми мостами и полутоннелем. Випы были спокойны и даже веселы, когда пришла весть о возгорании в тоннеле ЗСД под Смоленкой.
Новость встревожила только корреспондента «Фонтанки», но мысль о возможных форс-мажорах исчезла моментально, как только в стоящей рядом женщине узнала бесстрашную машинистку крана Тамару Пастухову. Год назад она героически спасла из горящего пилона моста двух рабочих.
Окончательно волнения развеяло появление кортежа. Он стремительно двигался с юга, со стороны Екатерингофки. А значит, ничто в тоннеле президенту не угрожало. Это уже после церемонии выяснилось – не пожар-то и был, там просто тлела обшивка временного кабеля.
Войдя в павильон, президент пожал руки випам, инженерам, рабочим. То же проделал появившийся с ним Георгий Полтавченко, особенно сердечно встретивший Андрея Костина, давнего партнера Петербурга по совместным проектам. Алексей Бнатов погрузил президента во всевозможные цифры — длины, стоимости, расчеты. Они неопровержимо доказывали, каким уникальным и нужным объектом является ЗСД. Строители тоже хотели бы слышать эти важные слова, но случилась накладка – в павильоне вдруг не сработала трансляция звука.
«Ничего не слышно», – высказывал техникам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Но это не исправило ситуацию.
Пока Владимир Путин общался со строителями, за их спинами ловила слова, встав на цыпочки, Тамара Пастухова.
«Сказал вам что-нибудь президент?» – улучив момент, спросил ее корреспондент «Фонтанки». «Нет, только руку пожал. Теперь ее мыть не буду», – засмеялась она.
Поговорив со всеми по кругу, президент похвалил проект:
«Сейчас действующие участки пропускают 3 млн [автомобилей] в месяц, а после ввода центральной части это будет 6 – 7 млн в месяц. Представляете, какой огромный поток пойдет мимо центра города. Это будет, безусловно, улучшать экологическую ситуацию, чтобы в центре было полегче дышать людям».
А затем – торжественно подписал табличку о полном запуске ЗСД. Автограф главы государства повторят гравировкой и установят памятную доску на каком-нибудь значительном и видном месте, пояснили в «МСС».
Владимир Путин умчался обсуждать цензуру и культурное будущее в Президентскую библиотеку.
«Президент поддержал развитие транспортной инфраструктуры региона, в том числе обсуждалось строительство Восточного скоростного радиуса», – резюмировал для «Фонтанки» суть общения с президентом Алексей Бнатов. Ранее о готовности участвовать в стройке широтной магистрали с мостом в створе Фаянсовой и Зольной улиц заявил ВТБ.
Без президента и кремлевского пула на мосту стало пусто. Снег усилился и закрыл виды. Вип-гости начали разъезжаться, а рабочие принялись обсуждать разборку павильонов.
Сквозное движение по Западному скоростному диаметру для горожан планируют открыть в ночь на 4 декабря. До февраля следующего года проезд по центральному участку ЗСД будет бесплатным.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Строительство этого участка длилось 3,5 года и обошлось в 120 млрд рублей. Из них 51 млрд был направлен из федерального бюджета. Остальные средства внес концессионер города - «Магистраль северной столицы». В консорциум вошли Группа ВТБ (50%), Газпромбанк (41,5%). Еще 8,5% долей, по данным «Фонтанки», находится в руках кипрского юриста и экономиста Роиса Потамитиса. Он, предположительно, является лишь номинальным владельцем.
Консорциум будет эксплуатировать трассу и собирать плату с автомобилистов до 2042 года. До 2020-го года бюджет будет компенсировать инвестору недополученную прибыль. Всего, по предварительной оценке. Выплаты составят 17 млрд рублей. Генеральным подрядчиком стройки была турецко-итальянская компания ICA.