Татьяна Навка художественно переосмыслила Холокост. От жюри она получила высший балл, от мужа - комплимент, от пользователей Сети - критику, от евреев - благодарность.
В выходные шоу Первого канала «Ледниковый период» стало вторым по обсуждаемости после смерти Фиделя Кастро. Жена пресс-секретаря президента РФ и фигуристка Татьяна Навка станцевала в лагерной робе со звездой Давида на груди. Интерпретация оскароносного фильма «Жизнь прекрасна» получилась дискуссионной. Спортсменка освистана даже аудиторией Первого канала, но положительно отмечена представителями еврейского сообщества.
Девятый день шоу «Ледниковый период» на Первом канале был посвящен мировому кино. Пары выбрали узнаваемые бестселлеры «Леон», «Убить Билла», «Мистер и миссис Смит», «Завтрак у Тиффани». Завершали прокат олимпийская чемпионка по фигурному катанию и жена пресс-секретаря президента Татьяна Навка с партнером Андреем Бурковским, актером и выходцем из КВН.
В подводке к выступлению ведущие Алексей Ягудин и Алла Михеева рассуждали, что название номера Навки могло бы стать девизом всего «Ледникового периода».
«Апокалипсис сегодня?» – с фирменным кокетством спросила Алла. «Жизнь прекрасна», – ответил Ягудин.
Перед показом слово дали и Татьяне Навке. «Мы, конечно, в предвкушении. У нас кино-"Голливуд". Мы взяли музыку из фильма «Жизнь прекрасна». Это про концлагерь», – произнесла фигуристка, заламывая руки.
И номер начался. Герои в арестантских робах с желтыми звездами Давида представили жизнерадостную пантомиму. В конце выступления героя расстреляли, лицо героини отобразило боль.
Все судьи поставили по высшему баллу за артистизм и технику. Навка и Бурковский ликовали и обнимались. После выхода шоу в эфир они отметились в своих аккаунтах Instagram: «Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов «Жизнь прекрасна»! Покажите этот фильм своим детям, обязательно. P. S. Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого, надеюсь, они никогда не узнают!» – написала Татьяна Навка.
Бурковский от пояснений воздержался: «6.0. 6.0 )))».
Фильм «Жизнь прекрасна» снят в 1997 году. Повествует о концентрационных буднях еврея, его жены-итальянки (добровольно последовала за супругом) и их пятилетнем сыне. Еврей убедил ребенка, что ужасы лагеря Освенцим (Аушвиц) – это игра и нужно следовать правилам. Ребенок принимает условия и спасается. Отца расстреливают. Фильм получил три «Оскара», в том числе за музыку. На церемонии вручения в 1999 году режиссер Роберто Бениньи прыгал по стульям, вскакивал на сцену и восторженно обнимал Софи Лорен.
После ТВ-шоу последовала реакция. Пользователь Durevestnik написал: «Навка показала всем, как весело проводили время заключенные в фашистских концлагерях. А кто с этим не согласен, тот фальсификатор истории» .
Информационный всплеск докатился до Кремля. Дмитрий Песков нашел случай похвалить жену. Корреспондент московского отделения AP Наталья Васильева написала в твиттере: «Я спросила Пескова о танце Татьяны Навки. Он ответил: "Я горжусь женой – все, что могу сказать"».
Навку в робе обсуждали за рубежом активно. Самые популярные прилагательные, применяемые к танцу, – «оскорбительный», «отвратительный», «неуместный», «бездарный».
В полемике поучаствовал и американский комик Майкл Айан Блэк (Michael Ian Black). Он отпустил тонкую шутку в адрес номера: «Он мог бы показаться оскорбительным, если бы со всей бережливостью не были воссозданы танцы на льду эпохи Аушвица».
Когда пользователи твиттера ему написали, что русские фактически освободили Аушвиц и потеряли 22 млн человек во Второй мировой войне, Блэк ответил: «Никто не подвергает сомнениям невероятную жертву России в войне. Может быть, это просто неуместно показывать в танцах на льду».
Израильское издание Haaretz также отметило неоднозначность использования темы Холокоста в развлекательных программах: «Холокост на льду: жена помощника Путина вызвала споры катанием в робе узницы концлагеря».
Немецкий Spiegel ограничился описанием номера Навки, ее социальным статусом (жена представителя Кремля) и сообщением о том, что выступление «вызвало критику со стороны США».
На реакцию в отечественных соцсетях большое влияние оказала подготовка аудитории. Татьяна Навка своими пояснениями в Instagram сумела сгладить реакцию. Хотя без диспута не обошлось.
«Когда там побываешь, такие номера не придет в голову делать», – считает подписчик Навки bahtinov.design.
«Элитка» уж не знает, как изощриться», – не мог пройти мимо igor.mironov.9615.
«Рисовать карикатуры на трагедии, например как в журнале Charlie Hebdo, – это нормально, а сделать номер на льду, который не предполагает желание посмеяться или кого-то обидеть – это кощунство?» – защитила пару anna_karelina1990.
Поклонница Svetlanaleg53 хотела сделать Татьяне Навке приятно, а получилось двусмысленно: «Вы невероятно сочетаетесь с образом. Браво».
Вслед за ней многие также отметили, что полосатое Татьяне Навке к лицу.
В официальной группе «Ледникового периода» в соцсети «ВКонтакте» исторические аллюзии остались незамеченными. Холокост не обсуждался вовсе, чуть-чуть покритиковали британскую прессу, и все. Хорошее о номере сказали только 48,8 % проголосовавших (235 человек).
«А мне показалось, что это эксплуатация темы», – выразила мнение поклонница шоу Юлия Калашникова.
«Танцы Навкой не проживаются изнутри», – не верит жене пресс-секретаря Ирина Борзик.
Под роликом в Youtube Навке и постановщику Илье Авербуху тоже досталось.
«Кощунственное издевательство над памятью миллионов замученных...» – уверена Jewgenia Komarova.
Пользователь Maya Paz решила ответить и за других тоже: «Вы плюнули в лицо каждого еврея. Этот номер выглядит так же нелепо, как дискотека на могиле родителей».
С ними подискутировала Victoria Razhkovetsky: «Великолепное прочтение (фильма. – Ред.) талантливыми авторами и исполнителями этой трехминутной постановки. Люди тронуты до глубины души».
На сайте Первого канала выпуск «Ледникового периода» вызвал отрицательные отзывы.
«Совершенно неподходящая тематика для развлекательного шоу. После фильма выходишь с комом в горле. А тут – улыбки, аплодисменты и оценки за технику и артистизм. Испытал только недоумение, как одни могли такое придумать, а другие – весело аплодировать», – пишет зритель Pavel Riazanov.
Mihael Ratinsky обратил внимание, что шоу состоит не только из номера, в котором допустимо художественное переосмысление, но и публики. И ее реакция весьма спорна: «Вы с ума посходили! Улыбочки в робах с желтыми звездами! Зал, взрывающийся аплодисментами... Ни вкуса, ни такта, ни понимания... Бездарная режиссура».
Председатель еврейской общины Петербурга Марк Грубарг сказал в эфире интернет-канала [Фонтанка.Офис]: «Выбор темы не является запретным. Но художественное произведение оценивается по тому, несет ли оно качественную нагрузку, будит ли оно людей. Как большое значимое произведение я этот номер оценить не могу. Особых эстетических впечатлений катание не вызвало. Удалось ли героям вызвать ощущение трагизма у аудитории? Это вопрос. Но сейчас многие ищут точки разногласия, которые не являются концептуальными».
Чемпионка Олимпиады-1998 по фигурному катанию Оксана Казакова поддержала Навку: «Программа вызвала у многих людей слезы. Ребята не преподали тему (Холокоста) в комичном ключе. Фигурное катание – это искусство. Мы с помощью танца можем передать эмоции, проблемы и страх».
Режиссер Карен Шахназаров участвует в жюри. Он тоже поставил 6.0. Вот его оценка: «Этот фильм очень хорошо помню и люблю, он выдающийся. Никогда не было, чтобы об ужасах нацистских лагерей в искусстве говорили таким образом, чтобы была лирика, юмор, непоколебимая сила человеческого духа. Ребятам удалось передать дух этой картины, суть ее».
Глава Северо-Западной общественной организации евреев-инвалидов, бывших узников фашистских концлагерей и гетто Павел Рубинчик, который был в минском гетто, признался «Фонтанке», что фильм не смотрел, а потому может сказать только о номере: «Катание, пируэты, лирика – это хорошо, но они не вяжутся с тем, что было на самом деле. Нам просто хотелось попить и поесть и иногда желалось смерти. К сожалению, я не почувствовал трагизма в выступлении».
Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин оставил запись в Facebook: «Шокирован ли я? Я в ужасе! В ужасе от реакции на этот номер. Вы хотите поговорить об эстетических дилеммах, о максиме Адорно? Это после километров пленки китча "про Холокост"? После "Списка Шиндлера" и "Мальчика в полосатой пижаме"? "Жизнь прекрасна" вас тоже до тошноты возмущала? Ни фига – вам Навка под хвост попала. И это вы используете память жертв Холокоста в своих корыстных целях. А ей – поклон. Как всякому, кто готов надеть желтую звезду в память о них» .
Блогер Антон Носик написал в ЖЖ: «Для сегодняшней цивилизации Холокост – не более чем исторический сюжет, поставляющий вдохновение для книг, фильмов, научных исследований и, как теперь выяснилось, танцев на льду. Танцевальный номер по мотивам фильма я оценивать не готов, хорош он или плох, я просто ничего не смыслю в хореографии. Но однозначно в нем нет никакого оскорбления ни для еврейского народа, ни для жертв Холокоста. Это всего лишь художественное обращение к теме, которая за последние 70 лет стала общемировой».
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»