Новые жертвы «Платона» оценивают вероятность введения платы и с малотоннажных машин как 100-процентную. Они уже готовы повышать цены. А петербургские активисты, которые уже гоняли свои фуры в Москву на всероссийскую акцию против «Платона», уверены, что инициатива расширить список машин, с которых начнут взимать плату за проезд по федеральным трассам, закончится новой волной протестов.
23 ноября «Известия» со ссылкой на свой источник сообщили, что Минтранс обсуждает возможность введения сбора за проезд по федеральным трассам с автомобилей массой от 3,5 до 12 тонн. Исследование на этот счет уже заказано экспертам Высшей школы экономики (ВШЭ). Минтранс РФ отреагировал оперативно. На сайте ведомства в тот же день появилось официальное опровержение, но заявление ведомства не успокоило. Подчиненные министра транспорта Максима Соколова признались в нем, что «проводимая в настоящее время научно-исследовательская работа направлена лишь на выявление возможности и целесообразности таких действий».
«Фонтанка» выяснила, сколько петербургских машин станут потенциальными жертвами «разрастающегося» «Платона». Непосредственно в Санкт-Петербурге грузовиков категории N2 (свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн) 13 тысяч 594, сообщили «Фонтанке» в ГИБДД. Это почти в три раза меньше, чем облагаемых сборами сейчас большегрузов массой свыше 12 тонн – таких в Петербурге 38 тысяч 863. По данным Петростата, объем автоперевозок за 10 месяцев текущего года увеличился на 9,8 процента. Всем автомобильным транспортом перевезено 4,8 млн тонн грузов.
Ранее директор Северо-Западного филиала «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор системы взимания платы «Платон») Евгений Пепеляев сообщал «Фонтанке», что Петербург по начислению платы за использование системы «Платон» стал третьим после Москвы и Подмосковья. С ноября 2015 года по сентябрь 2016 года в Петербурге с большегрузов был собран 1 млрд рублей.
По последним данным «РТ-Инвест Транспортные системы», «Платон» в целом по стране на текущую дату принес оператору 16 млрд 753 млн рублей. Это гораздо меньше, чем прогнозировалось. Ожидалось, что результатом запуска системы станет пополнение дорожного фонда более чем на 50 млрд рублей в год.
Но и 16 миллиардов – удар по бизнесу, говорят игроки рынка. «И эти миллиарды грузоотправители каким-то образом должны себе вернуть, что в итоге уже почувствовали россияне. Траты на «Платон» приводят к удорожанию всех видов товаров. С ноября 2015 года цены в магазинах значительно выросли не только из-за инфляции, но, в том числе, и из-за «Платона», – говорит директор одной из транспортных компаний Санкт-Петербурга, пожелавший остаться неназванным.
Петербургские перевозчики, если «платоновские» сборы распространятся и на малотоннажный транспорт, прогнозируют усиление «потребительской катастрофы».
Лидер Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин фиксирует: грузовики до 12 тонн – это главные «лошадки» для среднего бизнеса. «Если плату за проезд начнут взимать и с машин до 12 тонн, это приведет к значительному росту цен на товары первой необходимости. В первую очередь на продовольственные товары, так как таким транспортом пользуются в основном торговые сети», – говорит Бажутин.
Он напомнил «Фонтанке», что такую катастрофическую перспективу противники «Платона» предрекали еще в конце 2015 года. «Мы говорили, что рано или поздно «Платон» накроет всех. Сегодняшняя информация в федеральных СМИ – это пробный шар, который закинули чиновники, чтобы посмотреть на реакцию перевозчиков. Если бурной реакции не последует, то месяца через три стоит ждать появления сначала законодательной инициативы, а потом и окончательного решения по распространению «Платона» на малотоннажный транспорт», – говорит Бажутин.
Представители транспортных компаний, автопарк которых рассчитан именно на «малые» перевозки, согласны с позицией Бажутина. «Если для нас введут «Платон» – это очень критично, все расценки на доставку товаров будут сразу изменены в большую сторону. Пока процент подсчитать трудно, но, повторюсь, инициатива будет для всех губительной», – резюмировала директор транспортной компании ООО ААС Татьяна Грибкова.
Бажутин уверен, что перевозчики, использующие грузовики до 12 тонн, отреагируют на пока еще официально не подтвержденную инициативу правительства. «Они точно начнут присоединяться к нашим периодически проводимым акциям протеста. Сейчас это коснется всех, даже тех, кто год назад был уверен, что их бизнесу «Платон» не угрожает. Логистика такова, что скоро бесплатных дорог не останется», – считает Бажутин.
Все бесплатные дороги, ведущие к городу, – это трассы федерального значения. Соответственно, они покрываются системой «Платон». На ЗСД и платных участках трасс М-11 и М-4 с грузовиков «платоновские поборы» дополнительно пока не взимаются.
По словам Бажутина, в регионе «Платон» пока не распространяется на главную магистраль Санкт-Петербурга – кольцевую автодорогу протяженностью 140,9 км, за которую отвечают федералы.
В пресс-службе Федерального дорожного агентства на вопрос, какие дороги в Санкт-Петербурге включат в систему «Платон», если будет принято решение о распространении «Платона» на грузовики до 12 тонн, вместо ответа поспешили напомнить, что Минтранс данную информацию опровергает. «Со своей стороны, Росавтодор подчеркивает, что никаких поручений от правительства РФ или Минтранса России о распространении системы «Платон» на автомобили массой до 12 тонн не поступало и данная работа в настоящий момент не проводится», – сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Росавтодора.