О бизнесе
Россия и Финляндия - основные рынки для "Фацера", поэтому бизнес во многом зависит от экономической ситуации в этих странах, утверждает Кристоф Вицум. "Если переводить результаты в евро, то мы получаем меньше прибыли от бизнеса в России, чем раньше, - призаётся президент компании. - Но если посчитать в местной валюте, то мы увидим, что бизнес в России растет" (В 2015 году выручка компании по сравнению с 2014-м увеличилась на 9,9%, до 17 145 448 рублей. - Прим.Ред.)
Спрос в России на хлебобулочную продукцию, по словам Вицума, остается на прежнем уровне, однако сейчас он переходит из премиум-сегмента в средний - потребители стали выбирать более дешевые сорта. "Нам, конечно, сложно вкладывать средства в производство в России, потому что оборудование для него, в основном, заграничное. Платить в валюте дорого. В этом году рост в России будет довольно скромным. Даже если в тоннах результаты остаются прежними - в деньгах это будет меньше.
«Фацер» - самая большая компания российской хлебобулочной промышленности, которая выпускает почти 200 тысяч тонн хлеба ежегодно. 3 завода находятся в Петербурге и один в Москве. В России на компанию работает почти 3 тысячи человек - это более 20% от всех сотрудников. Сейчас "Фацер" исследует возможность строительства нового завода в Петербурге. Решение о расширении производства будет вынесено к лету 2017 года.
О вкусах россиян
Весь хлеб, который "Фацер" продаёт на российском рынке, производится в России. Финны научились специально для русских делать пряники. Что-то приходится адаптировать. "Разработка новых продуктов для России производится в России нашими российскими сотрудниками. Они нам говорят, что и как лучше сделать. Эти люди смотрят, что делается на других рынках и выбирают то, что подходит для России. С небольшой адаптацией или без доработок," - рассказывает Витцум. Руководство тоже местное: "Мы хотим, чтобы у нашей работы там был русский привкус, чтобы бизнес вели люди, которые понимают жизнь в этой стране".
С хлебобулочными изделиями сильно не экспериментируют - в этом плане обе нации довольно консервативны. "Хлеб - очень традиционный и важный продукт, как для россиян, так и для финнов. Новинки, которые мы представляем на рынке, не революционные, а эволюционные. Они базируются на уже сложившихся вкусовых предпочтениях. Мы ранее сталкивались с тем, что, если предлагать какой-то совершенно новый продукт, кардинально отличающийся от того, что люди привыкли есть - он не будет хорошо продаваться", - поясняет Витцум.
О налоге на сладости
В следующем году в Финляндии отменяют налог на сладости. В "Фацер" этому, безусловно рады: "Он был несправедлив, потому что им облагалась только часть продукции, содержащей сахар. И мы видели, что спрос на продукты, облагаемые этим налогом, снижался. А спрос на продукты, содержащие сахар, но не попадавшие под него, - увеличивался. Если бы был просто налог на сахар для всех - это было бы более справедливо. Но мы не верим в такое точечное налогообложение. Вначале введут налог на сахар, потом на соль, потом на упаковочный материал, потом еще на что-то… и этому не будет конца. Мы верим в честную конкуренцию". Президент компании считает, что отмена налога наверняка снизит стоимость сладостей, но при этом подчёркивает, что конечную цену всё же определяют розничные сети.
Основатель компании Карл Фацер родился в 1886 году. Его родители приехали в Финляндию из Швейцарии и занялись выделкой меха. Скорняжное дело Карла не привлекало. Он хотел быть кондитером. Постигать азы этого мастерства он отправился в Петербург. Поработав в известных столичных кондитерских, Карл Фацер переехал в Берлин, а затем в Париж. В 25 лет он вернулся в Хельсинки и открыл там Французско-русскую кондитерскую, которая быстро стала популярной. В 1894 году Карл открыл первое финское производство шоколадных плиток. При этом мастеров на свою небольшую фабрику он пригласил из России. В числе первых кондитерских изделий «Фацер» были карамельки «Kiss-Kiss», которые выпускаются до сих пор.
Выпечкой хлеба Карл Фацер начал заниматься примерно тогда же, когда открыл свою первую кондитерскую. Но дело долго не развивалось. По-настоящему этот бизнес развернулся только во второй половине 20 века.
Сейчас компания «Фацер» работает в 8 странах и экспортирует свою продукцию в более чем 40 стран. В 2015 году выручка от ее реализации составляла 1,58 млрд евро. Хлебобулочное подразделение в компании самое большое. Оно работает в Швеции, России, Финляндии и странах Прибалтики. Второе по объему подразделение занимается предоставлением услуг питания. Все кондитерское производство «Фацер» находится в Финляндии.
Правнучка Карла Фацера Майлен Фацер начинала свою работу в семейном бизнесе с хлеба, но затем отправилась в Швейцарию изучать шоколад. Вот уже более 25 лет она является признанным экспертом по шоколаду и какао-бобам. Майлен сама ездит в Африку на фермы, где выращиваются какао-бобы, и ведет переговоры с поставщиками.
- Как вы относитесь к различным модным шоколадным веяниям? Например, сейчас стал популярен так называемый «сырой шоколад».
- Я не любительница сырого шоколада потому, что масло, которое в нем используется, производится не из какао, а из кокосов. К тому же, в нем прожарка бобов какао не достигает той температуры, которая нужна для избавления от сальмонеллы. Так что есть риск заболеть. По работе мне приходится пробовать сырые какао-бобы, но дома я их не ем.
- А как насчёт экзотических наполнителей? Например, перец или экзотические фрукты?
- Мы довольно традиционны. У нас нет крайностей. Разработана новая серия, где используются четыре шоколада из разных стран. Там есть шоколад с лакрицей и шоколад с малиной. Их можно считать экзотическими наполнителями. Вообще эта тема требует глубокого изучения.
- Вы используете пальмовое масло?
- Важно, чтобы все здесь было прозрачно и честно. В шоколад мы его не кладем. Там только какао-масло. Пальмовое масло может использоваться как малая часть начинки. Его также используют в выпечке.*
*Кстати, в Финляндии этот продукт не считается вредным. 47 % используемых в Европе жиров - пальмовое масло. Оно уже твердое и не требует дополнительной обработки, что позволяет избежать образования вредных канцерогенов. В Финляндии этот продукт не считается вредным, но от него стараются отказываться по другой причине - европейцы озабочены сохранением лесов Амазонки, которые вырубают для выращивания пальм, что плохо сказывается на экологии планеты.
В центре для посетителей Fazer Experience в Вантаа есть портретная галерея семьи Фацер. Среди прочих можно там видеть и изображение Карла Маннергейма. И это вовсе не просто дань уважения почитаемому в Финляндии политику. Карл Фацер и Карл Маннергейм долгие годы дружили. Фацер даже числился советником по торговле. Они часто виделись. Маннергейм жил в доме, арендованном у семьи Фацер. Они вместе занимались разведением фазанов, которых до этого в Финляндии не водились. Оба очень любили охоту. Во время одной из них, в 1932 году, Карл Фацер и умер. В это время радом с ним был Маннергейм
Киндер-сюрприз наоборот. В Петербурге не на Пасху свои изделия императорскому дому поставлял не только знаменитый ювелир. Его тезка - кондитер Фацер так же был знаменит своими пасхальными яйцами. Назывались они Mignon и впервые появились на прилавках в 1896 году. Работа по их изготовлению так же требовала ювелирной точности. Из настоящего яйца через маленькое отверстие удалялось содержимое. Затем оно мылось, сушилось и заполнялось шоколадной нугой. Таким образом, вручную яйца Mignon делаются и по сей день
Добавим, Fazer попал в список 20 крупнейших финских предприятий, инвестирующих в Россию. Исследование «Самые влиятельные финские компании в России» и созданный на его основе лонгрид «Бизнес с финской ДНК» от «Фонтанка.ру» и «Фонтанка.fi» можно прочесть здесь.