18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
06:05 26.09.2018

Бронка без Михальченко и налегке

Загрузка нового порта “Бронка” в первый год составила менее 10 процентов. На амбициозный проект могло повлиять уголовное преследование миллиардера Михальченко.

Бронка без Михальченко и налегке

Илья Выдревич

Порт «Бронка» пережил первый год работы. «Фонтанка» засняла заснеженные и пустые причалы терминала, в строительство которого инвестировано уже около 25 миллиардов рублей.

Основной акционер – миллиардер Дмитрий Михальченко – до своего ареста обещал  перетянуть в Ломоносов  большую часть контейнеров из Большого порта Петербурга. Но что-то пошло не так, и новый порт-миллионник пока переваливает неправдоподобно мало грузов.

Цифра-катастрофа: за первые десять месяцев новый  порт «Бронка» перевалил 29 тыс. TEU. Эту информацию «Фонтанке» подтвердил исполнительный директор ООО «Феникс» (оператор морского перегрузочного порта «Бронка») Алексей Шуклецов. «До конца года перевалим 32 – 33 тыс. TEU», – прогнозирует Шуклецов.

Ровно год назад при запуске мегапроекта анонсировались совсем другие цифры. Порт «Бронка» намеревался стать лидером контейнерного рынка, нарастив ежегодную перевалку сначала до 1 млн 500 тыс. TEU, затем до 1 млн 900 тыс. TEU (такой показатель ожидается к 2025 году, при запуске третьей очереди. – Прим.ред.).

На текущий момент (запущена первая очередь порта. – Прим. ред.) техническая пропускная способность «Бронки» – 500 тыс. TEU в год. Судя по статистике, озвученной топ-менеджером Шуклецовым, порт не «взял» даже 10 процентов от заявленных цифр.

Любители конспирологических версий на условиях анонимности рассуждают: главная проблема «стройки-века» – мажоритарный инвестор проекта Дмитрий Михальченко. Весной, напомним, совладелец и генеральный директор холдинговой компании «Форум» Дмитрий Михальченко был арестован по подозрению в контрабанде.

Бронка без Михальченко и налегке

«Арест Михальченко, еще недавно одного из самых влиятельных бизнесменов Санкт-Петербурга, – вопрос политический. Перспективы «Бронки» теперь туманны, неизвестно, не последует ли у актива смена собственников. Грузоотправители в такой  нестабильной ситуации опасаются «заходить» на территорию опального олигарха. Они не понимают, с кем договариваться и кто в «Бронке» сейчас главный», – рассуждает источник "Фонтанки", близкий к отрасли.  

Однако директор по направлению "Аналитика и логистика" «Морстройтехнологии» Александр Головизнин фиксирует:  недозагруженность «Бронки» – вопрос исключительно экономический. 

По его оценке, объем контейнерных перевозок в портах Санкт-Петербурга в 2015 году сократился почти на 30 процентов. Средний уровень загрузки контейнерных терминалов Балтийского моря составляет около 42 процентов.

При таком грузопотоке с проблемой недозагруженности сегодня сталкиваются все портовые терминалы, даже лидеры рынка – ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (аффилирован с судоходной компанией MSC), терминалы GlopalPorts (ЗАО «Первый контейнерный терминал», АО «Петролеспорт», «Моби Дик»).

«В 2015 году в этом сегменте  было сильное падение, в текущем году рост чуть более 1 процента. Новому терминалу «Бронка» и его инвесторам серьезно не повезло, они появились на рынке в кризис, когда снизилась покупательская способность населения. Соответственно, снизился и экспорт товаров в Россию», – говорит Головизнин.

С оценкой Головизнина согласны даже прямые конкуренты «Бронки». Генеральный директор ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал» (УЛКТ) Андрей Богданов уточнил для «Фонтанки», что УЛКТ, при пропускной мощности 400 тыс. TEU, переваливает не более 100 тысяч TEU.

«По итогам 2016 года планируем перевалить от 80 до 85 тыс. TEU. На 2017 год закладываем небольшой рост – в пределах 2 процентов», – говорит Богданов.

Исполнительный директор ООО «Феникс» Алексей Шуклецов, комментируя пустые причалы порта «Бронка», не разделяет пессимизма коллег и считает старт проекта удачным.

«Порт запустился на низком рынке, и на низком рынке мы показали лучший результат. Вспомните – «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» с мощностью 700 тыс. «теусов» в первый год работы показал 2,5 тыс. «теусов». 8,5 тыс. «теусов» в первый год сделала  Усть-Луга», – говорит Шуклецов.

Планы мажоритария порта «Бронка» Дмитрия Михальченко Алексей Шуклецов комментировать отказался. «Моя задача – наращивать грузооборот. Никаких признаков того, что у порта может измениться состав учредителей, лично я не наблюдаю», – оценил топ-менеджер.  

Сторонние эксперты пока позитивно оценивают дальнейшие перспективы «Бронки». Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что «не стоит принижать значение «Бронки» для транспортной отрасли. «Как ранее говорил министр транспорта РФ Максим Соколов, с вводом в эксплуатацию "Бронки" увеличился прирост морских перегрузочных мощностей портов страны. Это отразилось и в статистике. Так, по данным Минтранса РФ, за 10 месяцев 2016 года объем перевалки грузов в портах Балтийского бассейна составил 195,7 млн тонн (увеличение на 2 процента). Порт «Бронка» внес свой вклад, и очевидно, что перспективы у порта есть», – оценивает Баранов.

Между тем петербургские участники рынка настроены не так оптимистично. «О "Бронке" говорили как о порте, который способен заменить мощности Большого порта Санкт-Петербург, где сосредоточено 90 процентов от всего контейнерооборота города и области. Чудо не произошло и не произойдет, даже если конъюнктура рынка улучшится и грузооборот начнет расти. Грузоотправители и грузополучатели не ощутили конкурентных преимуществ «Бронки» – место расположения, глубоководность, транспортную  инфраструктуру. Операционные расходы у всех стивидоров примерно одинаковые, проблем с транспортной доступностью нет ни у кого. Глубоководность «Бронки» пока также не востребована – такие суда к нам не заходят. Чтобы «Бронке» оттянуть на себя хотя бы часть клиентов, придется жестко демпинговать», – на условиях анонимности рассуждает брокер крупной транспортно-логистической компании Санкт-Петербурга.

«С точки зрения логистики и технического оснащения наши возможности уникальны – это признают даже конкуренты, – парирует Шуклецов. – Но на низком рынке главным конкурентным преимуществом является цена услуг. У нас цены сопоставимы с другими.  Бонусы клиентам даем, но не демпингуем. Имеем тот результат, который имеем».

Справка: ООО «Феникс» образовано в 2007 году и является дочерней компанией ЗАО «Холдинговая Компания «Форум», подконтрольного Дмитрию Михальченко. В три очереди строительства порта «Бронка» (Ломоносов) будет вложено около 60 млрд рублей, в том числе около 16 млрд рублей – транш федерального бюджета на дноуглубительные работы.

Катерина Кураева, для «Фонтанка.ру»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...