Две первые недели ноября стали для петербургских водителей особыми. Пришла зима с её сугробами, заснеженными дорогами и 10-балльными пробками. Такие показатели, как «низкое сцепление» и «недостатки зимнего содержания», а значит, плохая уборка, прочно вошли в отчеты ГИБДД с мест аварий. Эти «недостатки» стали причиной смерти одного человека и госпитализации 25. «Водитель Петербурга» изучил статистику ДТП и понял, как на неё влияет погода.
За минувшие две недели, с 31 октября по 13 ноября, в Санкт-Петербурге случилось более 6,5 тысячи ДТП, из них 171 – с пострадавшими. Погибли четыре человека, все взрослые; пострадал 221 человек, в том числе 18 детей. Повреждения получили почти 13 тысяч автомобилей. Такова статистика УГИБДД по городу и области, предоставленная «Водителю Петербурга» отделом пропаганды УГИБДД.
Статистика – сухая дисциплина. Но для того, чтобы удивиться ноябрьским показателям, не надо даже включать воображение. Инспекторы ГИБДД, выезжая на место аварий, оценивают дорожные условия и фиксируют выявленные недостатки (в случае их наличия). Так вот, 20 человек, в том числе трое детей, пострадали в 87 ДТП, которые были спровоцированы, в том числе, низкими сцепными качествами покрытия. Ещё 43 аварии случились в условиях недостатков зимнего содержания дорог – один человек из-за этого погиб, травмы получили 25, в том числе пять детей. Это большие цифры, учитывая, что число прочих недостатков (неровное покрытие, отсутствие освещения, ограждений, дорожных знаков и пр.) обычно не переваливает за десять.
Две недели, о которых идёт речь, особые. Именно на них пришлось начало не календарной, а реальной зимы. Когда для того, чтобы выехать с парковки, нужна лопата – куда ещё реальнее? За эти две недели пробки в Петербурге трижды достигали максимума, вообще-то, редкое явление, и каждый раз – во время снегопада: 2, 7 и 10 ноября.
В эти дни активизировались не только снегоуборочные службы, но и дорожная полиция. В целях минимизации заторовых ситуаций руководство ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти приняло решение об увеличении числа наружных нарядов ДПС на 30%.
Итак, начнём сравнивать. 31 октября, в понедельник, в городе зафиксировано 393 ДТП, погиб один человек, ранено 9. Вторник, 1 ноября, – 416 ДТП, 18 пострадавших. Среда, 2 ноября, – 627 ДТП, то есть как минимум на 50% больше! Погиб один человек (по иронии судьбы, в столкновении со снегоуборочной машиной на КАД, фото, видео), 26 пострадали. Статистику в тот день сделали вечерние часы, как раз когда пошёл снег и сбылись предсказания синоптиков о гололедице, а многие к тому времени ещё не успели переобуться. С 17 до 18 часов было 75 ДТП (накануне в то же время 24), с 18 до 19 – аж 137 (накануне 39), с 20 до 21 – 64 (накануне 26).
Это был первый и самый главный день Х. После погода свирепствовала жёстче, но такого числа аварий уже не было. Видимо, урок прошёл не зря.
3 ноября, после 10-балльных снежных пробок, было 595 ДТП. Снег продолжал идти. Потом начались выходные. 4 ноября – 355 ДТП, 5 ноября – 330 ДТП, 6 ноября – совсем затишье, 250 ДТП.
Новая неделя открылась пробками почти с утра – из-за снега и кортежей чиновников, к вечеру город «взял» «десятку». Цифры дня – 578 ДТП, 17 пострадавших. Вечером и ночью была метель, она спровоцировала рост ДТП в обычно тихие часы: с 20 до 21 – 53, с 21 до 22 – 29, с 22 до 23 – 19, с 0 до часа ночи – 10, с часа до 2 – 8, с 2 до 3 – 9. Во вторник, 8 ноября, мы проснулись в феврале: доброе утро, заснеженный город. Выпало около 20 сантиметров снега. Петербург встретил утро в пробках, уже к 8:30 было 9 баллов. Пик аварийности пришёлся на 9-12 часов (48, 48 и 59 ДТП в каждый час). С 13 до 16 – соответственно, 34, 47, 39 и 33. Потом, вопреки обычной картине, аварий стало меньше. Итог 8 ноября – 573 ДТП, 21 пострадавший.
9 ноября – 451 ДТП, 14 раненых. А 10-го числа снова штормовой снегопад, 10 баллов и 569 ДТП с 9 пострадавшими. Пострадавших, заметим, меньше: видимо, сказались низкие скорости на заснеженных дорогах. Водители явно стали осторожнее, многие (по данным нашего опроса – почти треть) вообще решили не садиться за руль, как и советовали ГИБДД и МЧС. Действительно, центр города казался свободнее.
Далее число аварий в день, как и количество снега в городе, стало снижаться (12 и 13 ноября – выходные):
11 ноября – 546 ДТП и 15 пострадавших,
12 ноября – 456 ДТП и 13 пострадавших,
13 ноября – 428 ДТП, 16 пострадавших и двое погибших (Начали гонять что ли? По крайней мере, мужчина, разбившийся о грузовик на ЗСД, вряд ли выдерживал скоростной режим);
14 ноября, понедельник, – 534 ДТП и 11 пострадавших.
Таким образом, статистика аварийности демонстрирует зависимость от погодных условий, но не прямую. Вот сильные пробки (и сейчас мы в очередной раз доказали это утверждение аналитиков «Яндекса») связаны с осадками напрямую: машины начинают ехать медленнее. С ДТП всё сложнее. В заторах да при плохом сцеплении с дорогой вероятность, например, на секунду потерять управление, конечно, растёт, поэтому аварий, как правило, становится больше. Но человек – существо обучаемое. Если ему каждый день давать снег, он научится водить аккуратнее. Кстати, завтра, 16 ноября, синоптики обещают гололедицу.