Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество О русской ли нации замолвили слово? (видео)

О русской ли нации замолвили слово? (видео)

990
Евгений Курсков/Интерперсс

При обсуждении «абсурдной попытки уничтожения русских», или закона о российской нации, выяснилось, что видные деятели путают сами понятия «русский» и «российский», «национальность» и «нация».

На заседании Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ заведующим кафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы, экс-министром по делам национальностей Вячеславом Михайловым была озвучена идея разработки законопроекта под условным названием «О российской нации и управлении межэтническими отношениями». «Хорошее предложение», – сказал президент Владимир Путин. И началось. Обсуждение в обществе.

Как выяснилось в ходе обсуждения в эфире интернет-канала [Фонтанка.Офис], многие общественные деятели, рассуждая о национальной идентичности, считают синонимами слова «российский» и «русский».

Правда, один из идеологов «русского мира» Егор Холмогоров понимает разницу, и закон о «российской нации» назвал опасной идеей. «Предлагается вроде бы попытаться растворить все нации России. Но давайте будем реалистами, не будет татарская или чеченская нация растворяться в русской. Это приведет к попытке запретить слово «русский», - сказал он, добавив, что ввод этого термина в обиход приведет к отчуждению русских.

А вот политик и публицист Ирина Хакамада смешивает «российский» и «русский» в своей речи и старается понять, по советской или европейской модели национальной идентичности идет Россия. «Это очень полемично – русская нация. Мы идем навстречу националистам или европейцам? Если европейцам, то под этим словом понимаем принадлежность к государству, которое является оформителем определенной нации на определенной территории с определенными другими нациями. А может быть, это путь сталинский, то есть единая общность и идеология, и демонстрация, что между нами особых различий нет», – считает она.

Директор Российского этнографического музея Владимир Грусман определяет для себя «российскую нацию» строго по учебнику: «Понятие нация представляет собой исторически сложившийся конгломерат, исторически сложившуюся общность народов, которые принадлежат и к разным языковым группам, и к разным этносам, и к разным национальностям. Но это люди, которые живут в рамках российского государства, которые являются гражданами Российской Федерации. Поэтому, в моем понимании, российская нация — это те люди, которые являются гражданами нашей страны».

Автор идеи академик Михайлов предполагает, что закон о российской нации будет разработан на основе существующей «Стратегии государственной национальной политики до 2025 года», в котором термин «российская нация» употребляется только в контексте населения России, состоящего из 193 национальностей и говорящего на 277 языках. Также в стратегии признаётся, что актуальны до сих пор проблемы ксенофобии, расизма и религиозного экстремизма. Авторы стратегии объясняют это просчётами руководства страны, формированием открытого общества и рыночной экономики. В числе факторов, которые повлияли на атмосферу в обществе, называются имущественное неравенство, стереотипы и правовой нигилизм. К стратегии прилагается и план действий на ближайшие три года. В нём ответственным за законотворческую деятельность значится Федеральное агентство по делам национальностей.

Политик Виталий Милов предположил, что «под соусом межнационального мира усилится борьба с экстремизмом». Писатель Герман Садулаев назвал идею принятия нового закона нелепой «фальшивкой, обманом и отвлечением внимания от реальных экономических и межнациональных проблем». «Нация не создается решением чиновников и принятием законопроекта. Это абсолютно дутый повод, имитация бурной деятельности в то время, что никакой работы не ведется, в том числе на межнациональном уровне. У нас с прошлого года существует Федеральное агентство национальностей. Кто эти люди? Чем они занимаются? Никто вам не скажет, потому что никто не знает. Сейчас они будут разрабатывать какой-то очередной потёмкинский законопроект», – сказал Садулаев.

Его поддержал историк и режиссер Евгений Понасенков, назвав возможный закон фокусом, свидетельствующем об «умственном кризисе режима» и «судорогах режима». «Российский народ как никогда разобщен по политическим, идейным и экономическим особенностям. Это состояние судорог или предсудорог режима, причем из трагедии, переходящей в комедию. Когда вымирают деревни, мы находимся в политической изоляции и все вокруг передрались, самое время разбираться в том, что такое российская нация, да еще на уровне закона, жандармов», – считает Понасенков.

Писатель Александр Проханов считает, что главная задача закона о «российской национальности» – сплотить разваливающуюся многонациональную страну, и обозначил несколько формул, которые он надеется увидеть в новом законе. «Первая формула будет говорить о том, что все народы, населяющие нашу страну, абсолютно равноправны и соединены в эту символическую державную или, говоря старомодным языком, имперскую общность. Общность, в которой нет малых народов, больших народов, второстепенных, главных. И каждый народ, даже самый крохотный... нанайский народ, живущий на Амуре, он несёт на себе бремя поддержания нашего государства. И это создаст в народе ощущение ответственности перед державой, с одной стороны. А с другой стороны, уравняет их, снимет комплекс неполноценности, ощущения, что малые народы – национальные меньшинства», – сказал публицист.

Также в новом законе Проханов хочет увидеть такие формулы, как «общность задач», «выравнивание условий национального проживания».

К слову, сам академик Михайлов еще не знает, кто и когда должен будет разработать предложенный им закон. Но уверен, что его создание как раз положит конец этой путанице о русской или российской нации. «Российская нация – это согражданство, – считает он. – Независимо от нашей национальности, я, вы, мы – граждане России. Мы составляем политическую, гражданскую нацию. А есть еще этническая нация, этнос. И этот закон должен дать четкое понятие, что такое российская нация».

Вячеслав Михайлов не исключает, что следующим шагом может стать поправка в Конституцию, в той самой ее строке: «Мы, многонациональный народ (российская нация) ...»

Светлана Зобова, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях