В последние годы я регулярно проезжаю мимо многострадального стадиона на Крестовском, где работы долгое время шли ни шатко ни валко и куда, как известно, недавно перенес из Смольного рабочий кабинет вице-губернатор Албин.
Пресса тут же окрестила лично курирующего стройку чиновника «царем-плотником», незамысловато проведя параллель с императором Петром…
Сразу скажу: у меня нет желания изображать Албина виновником того, что заурядная, по сути, стройка стала вселенским позором Петербурга. Как говорится, не он начал. Скорее, Игорь Николаевич рискует оказаться в роли козла отпущения, если не сможет в авральном порядке разгрести допущенные другими косяки.
Эта стройка давно превратилась в настоящее драматургическое произведение, хотя изначально к тому не было никаких объективных предпосылок. Стадионы многократно и успешно строили в разных городах, в том числе в России, но нигде это не выливалось в бесконечную сагу. В последние годы я занимаюсь строительством различных объектов в городе и хорошо усвоил правило: главное ─ не мешать работать профессионалам. Стройка ─ технологический процесс, в нем нет ничего уникального. Четко отлаженная логистика: сегодня завозится песок, завтра варится арматура, послезавтра заливается бетон... И так далее. Все придумано и отлажено до нас. Есть типовые проекты и сметы, в том числе по стадионам. Большое начальство должно обеспечить общую идеологию и финансирование, но не совать без нужды нос в детали. Строители лучше знают, когда и что делать.
Заказчиком «Крестовского» выступило государство в лице городской администрации. И в энный раз, увы, доказало, что оно ─ неэффективный менеджер, не умеющий управлять процессом. Не дело Смольного заниматься стройкой, тем более «в ручном режиме».
В утешение нынешним властям замечу: их предшественники тоже порой демонстрировали дикую несостоятельность, когда пытались дирижировать процессами, в которых мало понимали.
Известна история строительства храма Христа Спасителя в Москве. Не новодела имени Юрия Лужкова, а того, который по высочайшему повелению императора Александра I решили возвести в 1812 году в честь победы над Наполеоном. Видимо, правнуку тоже не давали покоя лавры «царя-плотника»…
В 1814 году заказчик, говоря современным языком, объявил тендер, уточнив проектное задание: за десять-двенадцать лет построить новый кафедральный собор. Объявили конкурс проекта века, в котором участвовали видные архитекторы: Кваренги, Стасов, Воронихин. Неожиданно победил 28-летний Витберг, художник, даже не имевший архитектурного образования, к тому же масон и лютеранин. Тут же поднялся вой, что православный храм-памятник будет строить иноверец. Ради утверждения проекта Александр Витберг перекрестился, отказавшись от протестантизма.
Средства на строительство выделили огромные: 18 миллионов рублей из казны, что сравнимо с нынешними миллиардами, плюс многочисленные народные пожертвования. Планировалось возвести храм на Воробьевых горах. 12 октября 1817-го, в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии Александра I был заложен первый камень в фундамент будущего собора. Поначалу работы шли энергично, на объект согнали 20 тысяч подмосковных крепостных, но затем темпы резко упали. Руководить строительством взялся Витберг собственной персоной, хотя и не имел опыта ведения подобных масштабных проектов. Контроль он не наладил, наряды заполнял карандашом, излишне доверял подрядчикам, качество работ не проверял... За семь лет не удалось завершить даже нулевой цикл, при этом проверка установила, что деньги уходят «неизвестно куда», а растраты колоссальные.
Александр I умер, на троне его сменил Николай I. Стройку немедленно приостановили, началось разбирательство, продолжавшееся восемь лет. Выяснилось, что деньги «пилили» люди тогдашнего московского генерал-губернатора, сотрудники министерства внутренних дел и Синода, а всех собак повесили на несчастного Витберга. Подсудимых оштрафовали на миллион рублей, Александра Лаврентьевича Витберга сослали в Вятку, его имущество конфисковали, хотя современники и утверждали, что архитектор был честным, но крайне доверчивым.
В 1831 году Николай I без конкурса, самолично, утвердил проект Константина Тона. И новое место на Волхонке выбрал тоже император. Хозяин ─ барин. Строили на этот раз только за казенный счет. Работы продолжались… 44 года! Умер архитектор Тон, скончался Николай I, погиб от рук бомбиста Александр II… Эпохи сменились!
28 мая 1883 года собор освятили в присутствии Александра III. Строился храм Христа Спасителя суммарно более семидесяти лет, а простоял менее полувека: в 1931 году его взорвали большевики.
Такой вот пример а-ля «Крестовский» из девятнадцатого века. Поучительный? Судя по открывающему нашему взору пейзажу ─ нет. Как говорится, история учит тому, что ничему не учит.
Чиновник всегда знает, как лучше. Вот почему новую арену надо было строить именно на Крестовском острове, где самая дорогая земля в городе? Понятно, что здесь с 1950 года стоял стадион имени Кирова, но его ведь в 2006-м полностью демонтировали, что называется, стерли до основания.
Если бы изначально спроектировали стройку в другом месте, не пришлось бы выводить из оборота тридцать один гектар земли на Крестовском. Семнадцать займет непосредственно стадион, остальные уйдут под парковки и прочие инфраструктурные объекты.
Предвижу упреки градозащитников, но давайте посчитаем. Арифметика простая: если бы город решился продать этот лакомый участок желающим построить на нем коммерческое жилье, то за каждый гектар выручил бы минимум 800 миллионов рублей. Общая сумма дохода в казну Петербурга ─ не менее 25 миллиардов.
В том, что спрос на землю на Крестовском был бы высоким, сомнений нет. Это территория престижного проживания с отличной локацией, лучшее из того, что есть сегодня на рынке жилой недвижимости в Питере. Городу не составило бы труда организовать и провести открытые торги так, чтобы победил застройщик, предложивший самую высокую и выгодную цену.
Инвесторы тоже не остались бы внакладе: даже при среднеэтажной застройке они смогли бы возвести не менее полумиллиона квадратных метров жилья. Метр площади стоил бы покупателям от 180 тысяч рублей и выше. Это на стартовом этапе. После завершения работ ─ еще дороже.
В скобках замечу: стадион не повышает капитализацию Крестовского острова, а, скорее, снижает ее. Состоятельным жильцам, облюбовавшим уединенное и тихое место у воды, вряд ли понравится, что под их окнами отныне будут гулять орды фанатов, оставляющих после себя горы пустых бутылок и хабариков, парковаться туристические автобусы и частные автомобили болельщиков.
Словом, выбор участка под строительство стадиона изначально был спорен. Если бы землю отдали под жилье, на вырученные средства можно было бы возвести арену в другом месте.
Скажем, в районе аэропорта Пулково. Ведь возвели же там новый и современный Конгресс-центр, в который с Васильевского острова переехал Международный экономический форум. Все остались довольны. Земля в том районе дешевая, не как на Крестовском, свободной территории полно. Есть где развернуться! 25 миллиардов рублей, полученных за проданный участок, с лихвой хватило бы на все ─ и на новую землю у Пулково, и на стройку.
Кроме того, город параллельно мог бы решить еще одну важную проблему, буксующую много лет. Под новый объект, который стал бы центром притяжения десятков тысяч людей, логично было бы протянуть ветку метро до Пулково и дальше, к стадиону. Пассажиры наконец-то получили бы возможность спокойно добираться в аэропорт, а болельщиков, прилетающих в наш город ради футбола, метро избавило бы от необходимости пересекать по пробкам весь Петербург из конца в конец.
Вот это, на мой взгляд, нормальная логика рачительного хозяина. И новые инфраструктурные объекты появились бы, и городская казна не понесла бы лишних расходов. Авралы всегда ведут к удорожанию. Увы, эти разговоры в пользу бедных. Что сделано, то сделано. Сегодня приходится разгребать завалы, закачивая в долгострой дополнительные ресурсы.
Частный застройщик не позволил бы себе бесконечно увеличивать смету, постарался бы уложиться в оговоренную на старте сумму, городские же власти с легкостью включают счетчик. За десять лет стадион «подорожал» с 6,7 миллиарда рублей до 43,9 миллиарда. И это, повторяю, не вечер. Пожар продолжают гасить деньгами, а вице-губернатор Албин с восьми утра до восьми вечера проводит на «Крестовском». Героически управляет стройкой даже в выходные.
Но подвиг одних ─ это нередко результат головотяпства других. Коллективная ответственность порой напоминает круговую поруку, когда не с кого спросить персонально. Героизм, простите за прямоту, нужно проявлять на поле боя. А на стройплощадке надо работать. Если бы с самого начала делали по уму, «Крестовский» был бы уже построен и обошелся бы городу, повторяю, не дороже 20 – 25 миллиардов рублей. Это я еще с запасом на нашу традиционную «усушку-утруску» закладываю. На стадионе играл бы «Зенит», а «царь-плотник» инспектировал бы строительство поликлиник и детских садов.
Представить подобную сказочную картину трудно, почти невозможно, но почему бы действительно не перенести все рабочие кабинеты высокого начальства поближе к социальным объектам? А еще лучше сделать их мобильными. Такие, знаете, передвижные штабы на колесах, кочующие со стройки на стройку. Тут школу возводят под чутким приглядом руководства города, там еще что-то жизненно важное для людей…
Стадион, конечно, тоже для нас, для народа, но сначала надо его достроить. Декабрь 2016-го ─ крайний срок, если не успеют ввести в строй, за такое по головке точно не погладят. Победа нужна любой ценой. Вот и перебросили очередные два миллиарда бюджетных рублей на «Крестовский», сняв эти деньги из социального блока. Акценты и приоритеты явно расставляются не в пользу рядовых граждан.
Достаточно раз побывать в районах массовой застройки, чтобы убедиться: инфраструктура там хромает на обе ноги одновременно. Город постоянно недофинансирует и задерживает сдачу соцобъектов. В итоге родители вынуждены возить детей в расположенные в других местах школы и детсады, теряя на дорогу по часу-полтора. Но люди могут и еще подождать, они у нас терпеливые…
Есть и вопиющие случаи. Поселок Хвойный, территориально относящийся к Петербургу, давно забыт, если не Богом, то властями точно. Когда попадаешь туда, кажется, что оказался на съемочной площадке фильма «Сталкер» Андрея Тарковского. Какой-то параллельный, заброшенный мир! В Хвойном когда-то стояла воинская часть. Ее давно передислоцировали или расформировали, а люди живут. Несколько тысяч человек. В Хвойном нет ни аптеки, ни продуктового магазина. Там даже дворников нет, и на улицах лежат прошлогодние листья. Местные чиновники не могут договориться об элементарной координации. Или не хотят… Думаете, жителей Хвойного сильно волнует сегодня судьба арены на «Крестовском»?
Конечно, рано или поздно стадион достоят. Впрочем, рано уже точно не получится. Теперь бы не опоздать, впрыгнуть в последний вагон, везущий на ЧМ-2018... А что дальше? Представители клуба «Зенит», которому с помощью «Газпрома» придется взять «Крестовский» в аренду, уже заявили: после проведения матчей чемпионата мира им понадобится ещё миллиард (!) рублей для доведения стадиона до состояния полной готовности. А в какую сумму обойдется эксплуатация этого масштабного инженерного сооружения и ─ главное ─ кто заплатит за удовольствие? Предполагается, что на «Крестовском» будет около тридцати тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости, где разместятся магазины, рестораны, кафе, зоны отдыха. Кто-то это всё должен обслуживать. По-хорошему, уже сейчас надо объявлять тендер. Худший вариант, если власть опять решит вмешаться, «подрегулировав» рыночный механизм в меру своего понимания.
Ведь даже имя может приносить деньги. Достаточно назвать Emirates Stadium, где играет лондонский «Арсенал», или Allianz Arena, на котором домашние матчи проводит «Бавария». К слову, мюнхенская арена вынесена далеко за пределы исторического центра, находится на полпути в международный аэропорт. Есть немало примеров, когда компании-спонсоры выкладывают миллионы евро за упоминание бренда в названии.
Способов, как зарабатывать на управлении уже созданным объектом, чтобы отбить хотя бы часть денег, переброшенных на строительство «Крестовского» с социалки, ─ масса! Но реализацией проектов должны заниматься профессионалы, не понаслышке знакомые с практикой эксплуатации крупных и нестандартных зданий, а не «царь-плотник». Тогда, глядишь, и смелые сказки станут явью…
Об авторе. Максим Левченко ─ основатель и управляющий партнер компании Fort Group. Компания владеет и управляет рядом крупных торговых комплексов, среди которых «Европолис», «Лондон Молл», «Сити Молл», «Академ-Парк», «Французский Бульвар», «5 Озёр», «Фиолент», «Порт-Находка».