
Впервые сотрудники благотворительного фонда AdVita («Ради жизни») встретились с пиарщиками петербургских компаний для… мозгового штурма. В задачу сотрудников фонда входило объяснить, на что собираются миллионы, а задача пиарщиков была – понять, чем занимается фонд и что компании могут сделать для спасения жизней.
«Региональный фонд с федеральными задачами», как назвала AdVita её программный директор Елена Грачева, помогает людям с онкологическими заболеваниями, которые проходят лечение в ряде больниц Петербурга, в том числе в трех федеральных клиниках – то есть пациенты приезжают со всей страны. Два десятка сотрудников фонда собирают триста миллионов рублей в год – неимоверными усилиями. Причем в фонде принципиально против позиции «жалостливого терроризма» – не принято выжимать слезу и деньги с граждан «ужастиками» про страшную онкологию.
Да, враг грозный. Но наука и технологии идут вперед, и то, что еще даже несколько лет назад было несбыточным – теперь реальность: новые лекарства, новые способы борьбы с болезнью. Очень многих пациентов удается спасти, но денег для лечения надо много. А еще средства нужны на то, чтобы родственники, круглосуточно ухаживающие за больными, могли быть рядом. А еще нужны средства для тех, кто, находясь в ремиссии, приезжает на обследования. Нужны деньги на лекарства и поиск доноров костного мозга, на то, чтобы врачи могли повысить квалификацию – и на это собирает AdVita.
Иногда случается срочный сбор – когда ситуация критическая и надо собрать за считанные дни миллионы рублей, потому что ставка самая высокая – жизнь человека. При этом AdVita опирается на нескольких «якорных» благотворителей – крупных жертвователей и на огромное число тех, кто оставляет свою сдачу в «Теремках» в благотворительных прозрачных боксах для фонда, кто переводит по триста-пятьсот рублей на счета, кто жертвует сотню рублей, приобретая сувенирный магнитик.
AdVita знает множество способов, как помогать легко – ходить на лекции, квесты и экскурсии Благотворительного университета, участвовать в аукционах картин и фотографий, на благотворительные концерты хорошей музыки, сделать так, чтобы твоя компания закупала стильные сувениры, созданные на основе рисунков подопечных фонда. В общем, петербургские пиарщики предлагали способы, а сотрудники фонда говорили – мы и это делаем, и это, и то…
«Так что же вам надо?» – вопрошали пиарщики. «Привлечь еще больше людей, чтобы они жертвовали, – отвечали в AdVita. – Потому что наша аудитория, в основном, это женщины 25-40 лет, а мы хотим вовлечь в благотворительный процесс, а, по сути, в процесс спасения жизней, больше людей».
В ходе беседы выяснилось, что, оказывается, петербургские пиарщики не в курсе, что делает фонд. Не читали, не знают, не сталкивались. Хотя, как нам – тем, кто про эту проблему пишет – кажется, что просто невозможно, ну никак невозможно не знать, не читать, не увидеть. Но нет, « всеобщей адвитизации» пока не произошло.
Еще оказалось, что жива канцерофобия – не в каждой компании готовы сверстать благотворительный бюджет, в котором будет заложена помощь онкологическим больным, и далеко не все представляют себе, что рак – в огромном количестве случаев не приговор, что с онкологией успешно борется современная медицина. Что, жертвуя, мы действительно спасаем жизни.
В итоге длившегося почти три часа разговора удалось все же начать понимать друг друга. Фонду надо помочь в организации светских событий – благотворительных аукционов, например. Чтобы на эти события приходили состоятельные люди и представляли себе: для чего пришли, зачем их так просят расстаться с некоторым количеством денег – не только во имя высокого искусства, но и ради благородного дела спасения жизни.
Еще фонду очень надо помочь продвинуть уникальное пространство «Легко-Легко», что на Большой Пушкарской. Именно здесь устраиваются интересные события – выставки, показы, просмотры, дискуссии и гаражные распродажи. Именно здесь расположен единственный в своем роде магазин стильных и модных сувениров, созданных на основе творчества подопечных не только AdVita, но и фонда «Антон тут рядом» и сувенирная продукция «Ночлежки». Эти кружки, сумки, футболки, аксессуары. Дизайнерские находки, пожалуй, один из самых лучших способов увезти с собой память о Петербурге – мотивы сувениров, в основном, городские, а также сделать доброе дело, ведь средства от продажи идут на помощь людям.
Эти сувениры не найти в городских магазинах, заполоненных китайским ширпотребом. Почему? Потому что наценка при реализации этих чудесных вещей достигает семисот процентов. А городская власть никак не может откликнуться на просьбы благотворительных организаций создать для их сувенирной продукции (кстати, еще одно направление столь любимого нынче импортозамещения) режима наибольшего благоприятствования. Даже на общегородские ярмарки не пробиться.
Вообще-то в России лучшим способом коммуникации и убеждения стать жертвователем до сих пор является сарафанное радио – один уважаемый и влиятельный человек посоветовал другому такому же. И вот куплены сувениры или пожертвована крупная сумма. Но как убедить того, первого влиятельного, чтобы он «адвитизировался», а потом «адвитизировал» других своих влиятельных друзей? Чтобы идеи сострадания и помощи, сочувствия и солидарности, удивления и преклонения перед наукой и ценности каждой человеческой жизни, каждого прожитого дня могли бы монетизироваться – в лучшем смысле этого слова – чтобы люди жертвовали другим, спасая детей для родителей, а родителей – для детей.
Сейчас фонду помогают люди из 69 российских и 39 зарубежных городов. А если бы каждый работающий петербуржец в год жертвовал фонду 200 рублей, то был бы закрыт благотворительный бюджет для всех больниц, в которых лечатся подопечные фонда.
Галина Артеменко