В скором времени проезд через государственную границу России может стать платным для автомобилей и грузовых поездов — такую идею, как сообщил «КоммерсантЪ», предложили в Минтрансе. Эту систему планируется ввести по аналогии с «Платоном», а деньги потребуются на обустройство пунктов пропуска. Необходимая для этого сумма оценивается в 250 млрд рублей. Также в правительстве предлагают создать единого оператора для взимания платы, взяв за основу всё ту же систему «Платон».
По информации издания, с автомобилей Минтранс хочет брать плату в зависимости от категории, а с поездов — за тонну перевозимого груза. Расширенное совещание по этому вопросу в министерстве проведут во второй половине октября.
Юристы в замешательстве. В 27-й статье Конституции прямо указано: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». О выезде за границу гласит второй пункт статьи: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации».
Но вопрос о соответствии обязательной платы за пользование дорогами конституционным нормам уже поднимали в декабре 2015 года, когда депутаты от КПРФ обратились в КС с просьбой признать незаконными правовые акты, регулирующие порядок сборов по системе «Платон». Судьи признали систему соответствующей Конституции.
Что же касается новой идеи Минтранса, то руководитель экспертно-правовой службы аппарата бизнес-омбудсмена РФ Алексей Рябов уверен, что если противоречие с Конституцией и есть, то в случае разбирательства в КС его не найдут.
«Если пытаться предсказывать позицию КС, то думаю, что он здесь не усмотрит неконституционности. Поэтому если руководствоваться какими-то собственными представлениями, правильно это или неправильно, – наверное, это неправильно. Но КС здесь ничего не усмотрит. Тут нужно быть реалистами», – отметил юрист.
Экс-депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев, возглавляющий юридическую службу партии, считает, что идея Минтранса все же нарушает конституционные нормы.
«С моей точки зрения, безусловно, здесь есть определенное ограничение права на передвижение. А Конституционный суд, к сожалению, в последнее время исключительно политизируется и выносит не правовые, а политические решения, которые диктует исполнительная власть. Это печально, но это факт», – говорит Соловьев.
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Александр Муранов тоже склоняется к мнению о неконституционности идеи Минтранса.
«Сама эта идея, на мой взгляд, противоречит Конституции, особенно для российских граждан. Есть указанная вами норма о свободном перемещении, так что все достаточно очевидно. Конституционный суд, скорее всего, частично признает это незаконным, выдвинет какое-нибудь условие компенсации затрат, если машина действительно большая. А для обычных российских граждан на легковых автомобилях это будет неконституционно», – рассуждает Муранов.
Но плата за проезд через границу будет расходиться не только с Конституцией, но и с обычным законодательством. Управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин напомнил о законе, согласно которому у каждой платной дороги должна быть альтернатива.
«У нас есть федеральный закон №71 о дорогах, который гарантирует право на альтернативный проезд. Если вводится платность по какой-либо дороге, должен быть гарантирован объезд, по протяженности не более чем в три раза превышающий длину этого платного участка. Исключение составляют сложные инженерные сооружения — мосты и путепроводы, а также территории Крайнего Севера. Все дороги, которые строятся в центральной части России, обеспечены альтернативными проездами», – пояснил Качкин.
Качкин напомнил, что при обсуждении «Платона» в Конституционном суде этот вопрос был окончательно закрыт. «Эта дискуссия на тему противоречия была закончена, когда были введены платные дороги», – добавил юрист.
Но в случае с приграничными пунктами пропуска устроить альтернативный проезд будет затруднительно.
«Это очень непростой и болезненный вопрос. Проблемы с приграничными пунктами пропуска на сегодняшний день не урегулированы. В этой ситуации действительно есть нарушение, несмотря на существующую практику», – согласился юрист.
По данным Росграницы, на данный момент в России насчитывается 388 пунктов пропуска. В их числе – 150 автомобильных, 69 железнодорожных, 82 воздушных, 70 морских и 10 смешанных.