Израильская сеть дисконт-кофеен Cofix сделала громкую заявку, обещая обрушить в России цены на бодрящий напиток. Однако эксперты уверяют: демпинг без потери качества вряд ли возможен.
На российский рынок вышла израильская сеть кофеен Cofix. Предлагая кофе и выпечку по фиксированной стоимости 50 рублей, она намерена поставить под сомнение высокие цены конкурентов. Первое заведение начало работу в ТЦ «Охотный Ряд» в Москве.
Как сообщили «Фонтанке» в компании, ее оператором выступает совместное предприятие израильской Cofix и трех российских предпринимателей – гендиректора дистрибьютора продуктов питания Melsons Group Сатеша Мелвани и совладельцев девелопера ADG Group братьев Михаила и Григория Печерских.
Заявка «на атаку Москвы и Петербурга» была подана через соцсеть – в официальной группе Cofix «ВКонтакте». По словам Сатеша Мелвани, которые там приводятся, оператор намерен открыть 300 точек в Москве, 100 в Санкт-Петербурге и 600 точек по всей России. Предполагается, что первые кофейни компания будет запускать сама, а затем предлагать франшизу.
В Северной столице Cofix появится, вероятно, уже в следующем году, но когда именно, в компании не уточнили. «Пока мы запустим три тестовые точки в Москве и на них опробуем нашу модель», – пояснила представитель оператора.
В своей презентации компания утверждает, что на домашнем израильском рынке совершила своего рода потребительскую революцию, предложив покупателю ассортимент по фиксированной цене пять шекелей, что в 4-5 раз дешевле, чем в среднем по рынку. Основанная в 2013 году бизнесменом Ави Кацем, компания сейчас насчитывает 128 кофеен Cofix и 24 супермаркета Super Cofix. «Появление Cofix вызвало большие перемены на рынке и поставило под сомнение законность высоких цен в других кофейнях», – говорится в рекламном ролике.
В России будет использоваться тот же подход. Чашка 250 мл кофе (американо, капучино, латте) или другого напитка (чай, свежевыжатый сок, смузи), а также закуски и десерты будут стоить по 50 рублей. Для сравнения, в сети кофеен «Кофе Хауз» 200 мл капучино обойдется в 225 рублей, 150 мл американо – 189 рублей. В «Макдоналдсе» 200 мл капучино – 86 рублей, 200 мл американо – 69 рублей.
Как и в Израиле, в России держать низкие цены помогут большие объемы (сеть заявляет о намерении развиваться в местах с большим трафиком — транспортных развязках, торговых центрах, бизнес-центрах) и экономия на затратах (кофейни будут работать в формате «возьми с собой», что не потребует больших расходов на аренду).
Впрочем, израильскую модель все же пришлось адаптировать под российский рынок. К примеру, у себя на родине из-за жаркого климата в ассортименте Cofix большую долю занимают холодные кофейные напитки, зато нет популярного в России кофе с добавками. Кухня также приспособлена под российские вкусы, например, туда включены салаты, сырники, блинчики, роллы, чиабатты и бутерброды, которых нет в израильских Cofix.
Сам кофе также будет иным: если на домашнем рынке компания использует зерна под собственным брендом, то в России варить напиток будут из продукции итальянской марки Lavazza. Причины такого выбора представитель компании не объяснила.
В презентации Cofix указывается, что первые три кофейни принесут ей в 2016 году 23 млн рублей, а к 2021, когда число точек достигнет 1000, уже 24 млрд рублей. Для сравнения, оборот компании в Израиле за первое полугодие 2016 года составил около 30 миллионов долларов.
Впрочем, эксперты и участники рынка в реалистичности столь радужных перспектив сомневаются.
«С одной стороны, продавать дешевый кофе возможно — «Макдоналдс» и «Бургер Кинг» не многим дороже Cofix», – говорит исполнительный директор Restcon Андрей Петраков. По его словам, обычная наценка в кофейнях составляет 4-6 раз, а в случае с Cofix — два раза. Однако, чтобы называться кофейней, важно соблюсти определенный уровень качества. «В автомате кофе вообще по 30-40 рублей, но пить его невозможно», – отмечает он.
Франшиза израильской сети, по мнению Андрея Петракова, будет востребованной. Однако открыть 1000 точек за пять лет будет проблематично. «Если они делают ставку на проходимость, то нужен хороший трафик. А все такие места, особенно на высококонкурентных рынках Москвы и Петербурга, уже заняты», – подчеркивает он.
Новый проект навряд ли сможет обрушить цены на кофейном рынке, считает глава Freedom Team, развивающей сеть кофеен Welcome coffee в Петербурге, Дмитрий Тимуршин. «Себестоимость правильного кофе, действительно, около 50 рублей, но продавать его по такой цене и при этом зарабатывать – нельзя, даже если торговать только на вынос», – уверен он. При этом, отмечает он, продукцию Lavazza к такой категории причислить нельзя, поскольку ее зерна очень сильно прожарены и с горчинкой. Их используют антикафе и рестораны, где кофе не является базовым продуктом.
«С заведениями такого типа Cofix, действительно, сможет конкурировать. Но в специализированные кофейни приходят те, кто готов заплатить 90 рублей, а не 50, но получить правильный кофе», – подчеркивает предприниматель.
Ранее Lavazza пыталась создать в России собственную розницу. Ее партнер, компания «НТК Таун Ресторанс», объявил об открытии нескольких десятков кофеен под брендом Lavazza Espression, но большинство точек закрылось вскоре после запуска. В качестве причины неудачи называлась в первую очередь высокая стоимость аренды в Москве.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
Крупнейшими сетями кофеен в Петербурге являются «Кофе Хауз» (63 точки), Coffee Shop Company (36), «Шоколадница (23), «МакКафе» (12).