Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Общество Семь «Черных пятниц» для ретейла

Семь «Черных пятниц» для ретейла

799
© PressFoto/Pressmaster

Крупнейшие онлайн-ретейлеры и владельцы платформы BlackFridaySale вступили в ожесточенную схватку за право проводить «Черную пятницу». Но запутавшиеся в многообразии распродаж покупатели уже перестают реагировать на скидки.

Популярная распродажа «Черная пятница» в этом году может обернуться скандалом. Не желая больше сотрудничать с организатором акции – компанией «Блэк Фрайдэй», крупнейшие онлайн-ретейлеры создали собственную онлайн-площадку со схожим названием – RealBlackFriday. «Блэк Фрайдэй», которой появление мощного конкурента грозит большими потерями, намерена бороться за свои права в суде.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКИТ), объединяющая крупнейших российских интернет-ретейлеров, обратилась в ФАС с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны компании ООО «Блэк Фрайдэй», оператора популярной акции распродаж «Черная пятница».

Как говорится в документе (копия есть в распоряжении «Фонтанки»), «Блэк Фрайдэй» стремится «недобросовестно монополизировать за собой всемирный и широко распространенный уже много лет в России формат интернет-распродаж». По мнению АКИТ, именно так следует расценивать получение компанией в Роспатенте исключительного права на товарный знак «BlackFriday», а также регистрацию на свое имя нескольких десятков однотипных доменных имен, которые она на самом деле не использует.

Как пояснили в АКИТ, обращаясь в ФАС, она желает исключительно восстановления справедливости. По мнению участников ассоциации, ноябрьские распродажи в Интернете в рамках «Черной пятницы» – такая же традиция, как дарить цветы женщинам на 8 Марта, приводить детей в школу 1 сентября, вручать «валентинки» в феврале. Поэтому недопустимо, чтобы ее монополизировал какой-то один игрок.

Чья пятница чернее

Традиции проводить «Черную пятницу» в России не так много лет. Популяризировать американский обычай продавать товары с большими скидкам примерно за месяц перед Новым годом решили в 2013 году экс-гендиректор сервиса онлайн-заказа такси Владимир Ким и Георгий Левин, отвечавший ранее за маркетинг и рекламу в интернет-ретейлере E5.ru. Однако если в США «Черная пятница» главным образом проходит в самих магазинах, то стартап ООО «Блэк Фрайдэй» представлял собой интернет-площадку BlackFridaySale, аккумулирующую скидки ретейлеров. Зарабатывал сервис как на плате за само размещение, так и на комиссии за покупки, совершенные после перехода на сайты продавцов.

Своих доходов «Блэк Фрайдэй» не раскрывает. Однако в 2015 году скидки на площадке BlackFridaySale разместили 300 интернет-магазинов, а сама распродажа длилась четыре дня. Участники акции утверждали, что в это время их выручка по сравнению с обычным днем вырастала от 30% до двух раз в зависимости от размера скидки и типа товара.

Однако ретейлеры, входящие в состав АКИТ, решили, что одного дня распродаж мало. И уже в январе 2014 года ассоциация запустила собственную акцию «Киберпонедельник». Платформа работает по тому же принципу, что и BlackFridaySale – размещает информацию о скидках компаний-участников и переводит покупателя на их сайты. В 2016 году было решено проводить «Киберпонедельник» дважды в году.

Осенью 2016 года АКИТ сообщила, что также намерена устраивать свою «Черную пятницу», и создала для этого площадку RealBlackFriday. Старт распродажи намечен на ту же дату, что и у BlackFridaySale, — 24 ноября.

Как утверждают в АКИТ, создание альтернативного сайта не связано с нежеланием делиться комиссией со сторонним оператором, хотя признают, что собственная площадка будет брать деньги только за размещение, но не процент с покупок. Но главная цель — улучшить сервис. Так, после «Черной пятницы» 2015 года у некоторых ретейлеров возникли претензии к платформе BlackFridaySale. К примеру, «220 вольт» высказала недовольство, что информацию о ее скидках разместили слишком поздно, из-за чего основной трафик прошел мимо нее. «Связной» сообщил о снижении среднего чека по акции. Также ретейлеры жаловались на различные технические сбои и невозможность отслеживать истинность скидок.

Не черная, так оранжевая

Однако конкурентная борьба уже перешла в правовую плоскость. Так, в конце 2015 года ООО «Блэк Фрайдэй» удалось добиться в Роспатенте охраны товарного знака «Black Friday». Как пояснила Светлана Харабурова, коммерческий директор компании, это было сделано из-за появления большого количества сайтов-клонов, которые «объявили себя «настоящей», «официальной» или «единственной» "Черной пятницей" в России».

Один из крупнейших участников АКИТ «М.Видео» попытался в начале 2016-го оспорить это в суде по интеллектуальным правам, однако в мае суд ответил отказом. Также ретейлер обратился с просьбой снять охрану товарного знака напрямую в Роспатент, однако 5 октября ведомство вынесло решение в пользу ООО «Блэк Фрайдэй», рассказала представитель Анна Логинова.

ФАС пока не рассмотрел заявление АКИТ. Таким образом, распродажа RealBlackFriday оказывается вне закона, поскольку использует товарный знак, права на который принадлежат другому лицу. Как сообщила Светлана Харабурова, ООО «Блэк Фрайдэй» уже направило владельцу доменного имени realblackfriday.ru ООО «Эксперт Таун» требование прекратить нарушение ее прав. Компания советует АКИТ придумать новое название своей акции по примеру других сайтов-клонов, переименовавшихся в White Friday, Orange Friday или Crazy Sale. «Если наше заявление остается без внимания, мы готовы обращаться в суд», – отмечает она.

Впрочем, в АКИТ утверждают, что не получали подобного требования и полны решимости во что бы то ни стало провести свою акцию.

Ретейлеры преувеличивают ущерб, который им наносит правовая охрана знака Black Friday, считает генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. «Если бы они назвали свою акцию «Зеленый вторник» или «Перечный четверг», ничего бы не изменилось. Возможно, дело просто в отсутствии фантазии», – отмечает он.

В то же время наличие слишком большого числа распродаж дезориентирует покупателя, признает эксперт. «Даже сейчас при наличии одной "Черной пятницы" и двух "Киберпонельников" люди перестают реагировать на скидки», – считает он. По мнению Ивана Федякова, именно это соображение заставляет АКИТ идти на конфликт.

При этом, потерпев неудачу в правовом поле, ассоциация имеет хорошие шансы выиграть в экономическом. Сейчас на сайте RealBlackFriday 59 участников, включая крупнейших ретейлеров «Юлмарт», Ozon, «М.Видео», «Эльдорадо», «Связной» и др., ко дню распродажи их количество вырастет до 200, уверяют в АКИТ. У BlackFridaySale — 243 участника, однако среди них большинство — небольшие магазины.

«Скорее всего, потребители пойдут туда, где увидят больше популярных брендов», – говорит Иван Федяков. Таким образом, несмотря на то, что право на стороне ООО «Блэк Фрайдэй», не исключено, что компании придется покинуть рынок из-за потери доходов, отмечает он.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях