Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Клинтон vs Трамп - «голова» против «сердца»

Клинтон vs Трамп - «голова» против «сердца»

721
Picvario/Интерпресс

О первых дебатах кандидатов в президенты США в Америке говорили: кто победит 26 сентября - тот победит 8 ноября. «Фонтанка» посмотрела, как били друг друга Хиллари Клинтон и Дональд Трамп.

В ожидании 26 сентября американская пресса рассказывала, как готовились номинанты. И для Хиллари Клинтон, и для Дональда Трампа это были первые президентские дебаты. У неё за плечами опыт госсекретаря, сенатора и первой леди. Зато он – практически профессиональный артист: ведущий телепрограмм и постоянный участник реалити-шоу. Её готовила целая команда спарринг-партнёров: профессиональные политтехнологи и психологи выступали в роли «трампов». Он гордился тем, что не готовился вообще, делая ставку на импровизацию и артистизм.

Дебаты проходили в университете Хофстра в Хемпстеде, штат Нью-Йорк. Модератором выступал ведущий ночных новостей NBC Лестер Холт. Регламент дискуссии – 6 секций по 15 минут. В каждой Холт задавал вопрос и выделял номинантам по две минуты на высказывания. В оставшееся время кандидатам разрешалось втыкать друг в друга булавки. И будь булавки настоящими, к концу Трамп походил бы на растрёпанного ежа. Потом он станет во всём винить свой микрофон: «Мне подсунули поломанный», – цитирует его The Daily Beast.

Красным по синему

У Хиллари продумано было всё. Начиная с одежды. Когда Холт объявил о старте, на сцену, оформленную в оттенках синего, она вышла в ярко-алом брючном костюме, сразу приковав к себе внимание. Они с Трампом шли навстречу с разных сторон, но Клинтон двигалась стремительно; она раньше, чем соперник, оказалась на середине сцены, вторглась на «половину» Трампа и там первой энергично протянула ему руку. Когда кандидаты пошли к авансцене, чтобы приветствовать Холта, Хиллари опять была впереди, фактически заставив Трампа по-джентльменски плестись в хвосте. За кафедру леди тоже встала первой. И зафиксировала внимание на себе.

Темами первого раунда президентских дебатов Холт объявил процветание Америки, направление движения Америки и безопасность Америки. Начали оба кандидата осторожно, с традиционных тезисов своих партий. Клинтон – о расширении социальных гарантий, повышении минимальной зарплаты, доступных образовании и медицине за счёт увеличения налогов для крупного бизнеса. Трамп – о снижении налогов, чтобы вернуть в США производства из Китая.

«Дональд, ты живёшь в своей реальности»

– Дональд был очень удачлив в жизни, – так вдруг Клинтон повернула тему процветания Америки. – Он начал бизнес с 14 миллионов долларов, одолженных у отца, и считает, что чем больше вы поможете богатым, тем лучше. Я не куплюсь на это. У меня другой опыт. Мой отец был мелким бизнесменом, он много работал…

Электоратом Трампа называют белых бедняков – простых работяг. Миллиардер заглотил наживку: он начал оправдываться по части своего богатства.

– Отец дал мне очень маленький кредит, – возразил он. – И его я вложил в компанию, которая теперь стоит много миллиардов долларов.

Так определилась тональность дебатов: Хиллари говорит – и потом, снисходительно улыбаясь и иногда кивая головой, как учительница перед школяром, слушает, как Трамп даёт объяснения.

Трамп тоже попробовал нападать. Он выдвинул аргумент против Клинтон: «уже 30 лет» она в политике, но Америка «в большой беде», с огромным внешним долгом, бизнес бежит в другие страны.

– Давайте остановимся на секунду и вспомним, где мы были восемь лет назад, – предложила Клинтон с улыбкой, когда Трамп замолк. – У нас был худший финансовый кризис с 1930-х годов. Это было в значительной степени из-за налоговой политики, которая сократила налоги для богатых.

Трамп попытался «повесить» на Клинтон поддержку Транстихоокеанского партнёрства, по его мнению – невыгодной для США сделки.

– Ну же, Дональд, я знаю, что ты живешь в своей реальности, – не снимала улыбки Хиллари. – Это не факты. Факты – я говорила, что это, надеюсь, может быть хорошей сделкой, но когда она была согласована…

Это был промах. И Трамп им воспользовался.

– Так это президент Обама виноват? – спросил он радостно.

– Смотри, есть разница… – сохранила невозмутимость Клинтон.

– Госсекретарь, в этом виноват Обама? – настойчиво повторял Трамп.

«Почему бы и нет?»

Следующей частью дебатов был вопрос о налогах. Трамп объяснил, что бизнес покидает Америку из-за «слишком обременительных» налогов и «бюрократической волокиты», а всё потому, что в стране нет хорошего лидера.

– И, честно говоря, началось это с госсекретаря Клинтон, – добавил он.

– У меня такое ощущение, что к концу вечера я буду виновата во всём, что когда-либо случалось, – широко улыбнулась Хиллари, получив свои две минуты на выступление.

– Почему бы и нет? – сориентировался Трамп.

– Почему бы и нет? – засмеялась Клинтон. – И правда, почему нет?

Разговор о налогах вывел к нежелательной для Трампа истории.

– Господин Трамп, – обратился к нему ведущий, – мы говорим о налоговом бремени, которое несут американцы, а вы не опубликовали свою налоговую декларацию. Разве американцы не имеют право знать, есть ли у вас какие-то конфликты интересов?

Не сказать, чтобы это сильно смутило Трампа. Он заговорил об адвокате, который не разрешает ему публиковать сведения, пока в компании не закончится аудит, а потом попробовал «перевести стрелки».

– Я опубликую свою налоговую декларацию вопреки желанию моего адвоката, – пообещал он и рукой указал на улыбчивую Клинтон. – Когда она опубликует 33 тысячи удалённых электронных писем!

Зал захлопал. Хиллари перестала улыбаться на целых 15 секунд. Тема секретной переписки, которую госсекретарь вела из дома, едва не стоила ей места в президентской кампании. Холт дал ей слово.

– На протяжении 40 лет каждый, кто баллотируется в президенты, публиковал декларацию, – ответила Клинтон. – Вы должны спросить себя: почему он не хочет? Тут может быть несколько причин. Во-первых, он может быть не так богат, как говорит. Во-вторых, он, может, не такой филантроп, как утверждает. В-третьих, мы не всё знаем о его бизнесе, но благодаря журналистским расследованиям нам известно о его долгах на 650 миллионов перед Уолл-стрит и иностранными банками. А может, он не хочет, чтобы американский народ знал, что он не платит федеральных налогов.

– Это говорит о моём уме, – вставил Трамп.

– Если он платит ноль, – не заметила его ремарки Хиллари, – это означает: ноль для военных, ноль на школы, ноль на медицину. – Это может быть нечто действительно важное, даже страшное, что он пытается скрыть.

Трамп растягивал рот, не разжимая губ, и кивал залу, как ученик, который гримасничает под нотации учителя. Спас его Холт.

– Он поднял вопрос о вашей электронной почте, – напомнил Хиллари ведущий. – Вы хотите ответить?

Если кто-то ждал, что теперь-то Клинтон пустится в оправдания, то напрасно.

– Я совершила ошибку, – спокойно сказала она.

– Это точно, – не удержался Трамп.

– И если бы мне пришлось это делать снова, я бы поступила по-другому, – продолжала Хиллари, не заметив ремарки. – Но я не собираюсь оправдываться. Это была ошибка – и я за неё отвечаю.

Через несколько минут она показала «рояль в кустах», приготовленный для оппонента.

– Я встречала множество людей, которых вы обманули, Дональд, – обратилась она к Трампу. – Я встречала посудомоек, маляров, архитекторов, стекольщиков, резчиков по мрамору, которым вы отказались платить, когда они закончили заказанную вами работу…

И выяснилось, что пострадавший может быть предъявлен публике.

– В зале есть архитектор, который проектировал клуб на вашем поле для гольфа, – сообщила Клинтон. – Это красивое здание, его сразу начали использовать. Но вы же не станете платить человеку то, что должны!

– А может, я не был доволен его работой! – попробовал парировать республиканец.

Хиллари напомнила о шести банкротствах кандидата в президенты, любящего возмущаться госдолгом США. Трамп объяснял и оправдывался. Холт объявил, что переходит к расовому вопросу.

Обама

Тема дискриминации по любому признаку – поле, на котором демократы всегда хорошо себя чувствуют. Верным электоратом Клинтон называют темнокожих, женщин, любые меньшинства. Здесь же рядом – вопрос об ужесточении правил владения оружием, который всё время педалируют демократы и который республиканцы отстаивают, ссылаясь на вторую поправку к конституции. И тема американской полиции, которую в последнее время обвиняют в расизме из-за стрельбы по темнокожим нарушителям. Но всё это темы, которые на открытых дебатах никого особенно не развлекут: даже Трамп вынужден держаться в рамках политкорректности. А всё неполиткорректное и весёлое уже сказано много раз. Эта часть дебатов казалась скучноватой. Оживило её имя президента Обамы.

Трамп не раз утверждал, что первый темнокожий президент США не имел права занимать должность, потому что родился не в Америке. Теперь, объявил миллиардер, он так не думает, потому что ознакомился со свидетельством о рождении Обамы. И вообще, поспешил добавить Трамп, у него «в последнее время очень хорошие отношения с сообществом афроамериканцев». Клинтон сделала охотничью стойку: у неё имелась «домашняя заготовка».

– Дональд начинал свою карьеру в 1973 году с того, что попал под суд за расовую дискриминацию, – напомнила она электорату. – Он не хотел сдавать в аренду афроамериканцам квартиру в одном из своих зданий.

– Да, тогда я был очень молод и входил в компанию отца, – признал Трамп. – И мы, наряду со многими компаниями по всей стране, были привлечены к федеральному суду. Но я уладил дело без признания вины.

Зато теперь, добавил Трамп, он открыл во Флориде клуб, где нет никакой дискриминации – ни в отношении афроамериканцев, ни в отношении мусульман. И очень этим гордится.

О России

Эти выборы в США примечательны тем, что кандидаты иногда говорят о России. Обычно мир за пределами континента не очень интересует американцев, в том числе, как это ни обидно, и мы. Но речь зашла о кибербезопасности. Кандидат от демократов напомнила о пережитой партией атаке хакеров.

– Нет никаких сомнений, что Россия использовала кибератаки против всех видов организаций в нашей стране, – заявила она. – И я глубоко обеспокоена этим. Я знаю о похвалах Дональда в адрес Владимира Путина, но Путин, на самом деле, играет…

Трамп попытался возразить. Хиллари не заметила.

– …в жёсткую игру. И мы не собираемся сидеть сложа руки. Мы не хотим использовать различные инструменты, которыми владеем, мы не хотим участвовать в любых войнах. Но мы будем защищать граждан своей страны. Россияне должны это понимать. Думаю, они прощупывали, как далеко мы готовы пойти. Вот почему я была так… Так потрясена, когда Дональд предложил Путину взломать американцев. Это одна из причин, почему Дональд не может быть главнокомандующим.

Трамп ответил: обвинил в кибератаках Обаму. За последние 8 лет Интернет в мире так развился, что Америка потеряла всякий контроль. Виноват, сказал Трамп, Обама.

Когда дебаты от киберугроз перешли к угрозам реальным, Трамп вменил президенту, а заодно и госсекретарю Клинтон, создание ИГИЛ (террористическая группировка, в РФ запрещена).

– Они создали вакуум, когда убрались из Ирака, – сказал Трамп. – Они не должны были заходить туда, но раз уж вошли, то уходить – это была катастрофа. И образовалось ИГИЛ.

Хиллари ничего не стала объяснять. Речь, в конце концов, шла не о факте вторжения в Ирак, а о позициях кандидатов в президенты.

– Дональд поддерживал вторжение в Ирак, – просто сообщила она.

– Неправда! – возразил Трамп.

– Он выступал за наши действия в Ливии и призывал свергнуть Каддафи, хотя одно время вёл с ним бизнес, – продолжала Клинтон. – И это не Барак Обама, а Джордж Буш-младший заключил соглашение о том, когда американские войска покинут Ирак.

О выносливости

Незадолго до дебатов, напомним, Хиллари Клинтон слегла с пневмонией. Тогда Трамп повёл себя по-джентльменски: под угрозой увольнения запретил своему штабу говорить о здоровье соперницы. Но до этих событий он успел заявить: женщина-кандидат «не выглядит как президент». Холт напомнил ему эти слова и попросил их объяснить.

– Ей не хватает выносливости, – охотно ответил Трамп. – Я не верю, что она способна быть президентом этой страны.

Хиллари, наверное, должна была начать доказывать, до какой степени она вынослива. Но нет.

– Что ж, – усмехнулась она. – Как только он объедет 112 стран, заключит соглашения о мире, о прекращении огня, об освобождении диссидентов, даже хотя бы проведёт 11 часов, давая показания в конгрессе, он может поговорить со мной о выносливости.

Холт заканчивал дебаты. Хиллари попросила ещё пару минут: она кое-что приберегла напоследок, но не успела сказать.

– Он тут попытался переключиться с темы выносливости, – заметила она в сторону оппонента. – Это человек, который называл женщин свиньями, неряхами и собаками, а как-то сказал, что беременность – неудобство для работодателя, который говорил…

– Я никогда не говорил этого! – защищался Трамп.

– …который говорил, что женщины не заслуживают равной с мужчинами оплаты труда…

– Я не говорил так!

– …и который на конкурсе красоты называл женщин «мисс Свинка», «мисс Уборка», – не унималась Хиллари. – Дональд, у неё есть имя! И она собирается голосовать в ноябре!

Трамп снова оправдывался, объяснял, рассказывал. Под конец он пожаловался: Клинтон потратила миллионы долларов на кампанию, отыскивая обвинения, которые «не соответствуют действительности». Сам он, конечно, тоже мог бы прибегнуть к такой тактике, но счёл её некрасивой.

Кто кого

«Слишком много головы и мало сердца», – заметила The Washington Post об одном из кандидатов, оценивая дискуссию. «У него один из лучших темпераментов», но он «вздыхал, гримасничал и выглядел не очень по-президентски», – оценила газета другого. Голосование, проведённое американской прессой, показало, что в битве «головы» и «темперамента» не так просто выбрать победителя. Результаты оказались диаметрально противоположными в разных изданиях.

По версии CNN, Клинтон размазала Трампа по стенке со счётом 62:27 (в процентах). Зрители CNBC, наоборот, отдали 67 процентов Трампу. По наблюдениям The Washington Post, сильной стороной Трампа был его темперамент: кандидат от республиканцев доминировал в 79 процентах сообщений в Facebook во время дебатов и в 62 процентах твитов.

Следующие дебаты состоятся 9 октября.

Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях