В Петербурге всемирный День без автомобиля проигнорировали и горожане, и чиновники. Корреспондент «Водителя Петербурга» разбирался, почему европейская неделя мобильности, которая закончилась 22 сентября, оказалась совсем не популярной в России.
Ко всемирной акции присоединились лишь несколько петербургских чиновников. Глава Колпинского района Анатолий Повелий приехал на работу на электричке, а вице-губернатор Петербурга Игорь Албин и начальник метрополитена Владимир Гарюгин проехались на метро. Большинство же равнодушно отнеслись к акции. Так, у городского комитета по транспорту, под эгидой которого прошла европейская неделя мобильности, 22 сентября ни один из сотрудников не приехал на велосипеде.
И, в общем, такая картина складывается каждый год: День без автомобиля проходит в Петербурге незаметно. Руководителю проекта «Красивый Петербург» Красимиру Врански кажется странным равнодушие чиновников. По его мнению, в этот день каждый чиновник должен был пересесть на общественный транспорт или велосипед и стать для горожан «заразительным примером» гражданина, который заботится об экологии города.
Европейская неделя мобильности – международная акция, которая призвана привлечь внимание общественности к проблемам загрязнения воздуха и избыточного количества автомобильного транспорта. Ее главная задача – помочь изменить модели поведения и мотивировать граждан переходить с личного автотранспорта на общественный, развивать велосипедное и пешеходное движение как средство улучшения экологии города.
В день акции городская власть сделала несколько сюрпризов горожанам, например продлила маршрут 3-го троллейбуса (он идет от Балтийского вокзала через весь город на север), правда, только на один день. Еще пользователи перехватывающих парковок могли получить бесплатные карты «Подорожник» и выиграть возможность разместить видеообращение на одном из городских каналов.
Но даже такие задумки не помогли пересадить горожан на общественный транспорт. По словам пресс-секретаря «Организатора перевозок» Яны Ростовцевой, за неделю мобильности количество пассажиров совсем не увеличилось. Так, на этой неделе за один день на метро и наземном транспорте проехали 1 миллион 700 тысяч человек, на прошлой – более 3 миллионов человек.
Не уменьшились в день акции и пробки в Петербурге. По информации аналитика «Яндекс.Пробок» Леонида Медникова, они составили 6 баллов вместо обычных пяти.
В блогах отмечают, что в Петербурге о Дне без автомобиля многие не знали. Заметим, что об акциях, действующих в этот день, информацию можно было найти лишь на сайте администрации города. «Ни одного плаката в СПб по поводу Дня без автомобиля за последний месяц и сегодня я не видел. Ни одного. Это к тому, как его воспринимают», – написал в своем твиттере транспортный блогер Дмитрий Смирнов.
Эксперт Центра исследований транспортной политики при НИУ ВШЭ Егор Мулеев наблюдает за этой акцией не первый год. По его мнению, в России День без автомобиля не становится популярнее. Мулеев считает, что он превратился лишь в «промо-акцию для чиновников».
«Сейчас мы проходим нормальный процесс становления города, он станет более удобным для пешеходов и велосипедистов, – объяснил Красимир Врански. – Просто мы отстаем от европейских городов на 40 – 50 лет. Сами горожане рисуют велодорожки, то же самое было в Нью-Йорке и Голландии. Активисты постоянно борются за то, чтобы сделать Питер удобнее для велосипедистов и пешеходов. И в любом случае мы придем к городу с удобным общественным транспортом, парками и пешеходными зонами».
В Европейской неделе мобильности в этом году участвуют более двух тысяч городов из 51-й страны. Нам удалось узнать у внештатного корреспондента «Фонтанки» Константина Ранкса, как проходит акция в Риге. По его словам, День без автомобиля проходит в городе каждый день. «Как ездили горожане на велосипедах, так и ездят. У нас и банкиры, и чиновники ездят на автобусах и на велосипедах», — заключил он. Ранкс убежден в том, что если в городе есть велосипедные дорожки и доступный общественный транспорт, то люди сами откажутся от автомобилей.
Эксперты хором говорят: для того, чтобы люди отказались от личного транспорта, у них должна быть альтернатива. В первую очередь необходимо создать удобную городскую среду, построить велодорожки, велопарковки, наладить автобусное сообщение и работу метрополитена.
Несмотря на то, что в начале недели мобильности администрация запустила акцию «На работу на велосипеде за 1 рубль», новых велодорожек в городе не построили. Напомним, что еще летом 2016 года строительство трех новых веломаршрутов на севере Петербурга было отложено до 2017 года из-за нехватки средств. По этой же причине на юго-западе города еще не появилась калининско-красносельская линия метро, которую обещали запустить в 2016 году, но перенесли на 2022 год.