Виктория Медведева родом из Петрозаводска, на территории Финляндии российская семья проживает с 2011 года. Родители троих детей - пятилетних двойняшек (мальчика и девочки) и 10-летней девочки - в разводе. Все члены семьи - граждане России. 5 сентября финские органы опеки изъяли детей. Малышей забрали из детского сада, а старшую девочку - из дома, и отправили в приют.
Виктория Медведева утверждает, что детей отобрали без объяснения причин. «Просто забрали. Не знаю, почему. Это произошло 5 сентября. Никак не объясняют. У меня нет никаких предположений, почему это произошло. Их забрали из детского сада», - говорит Медведева РЕН ТВ. Правозащитник Йохан Бекман, который сообщил РИА Новости об инциденте, утверждает, что финские власти отобрали троих детей «на основании того, что мама якобы их шлепнула». Бекман также сообщил российским СМИ, что дети Медведевых предположительно тяжело больны, а должная медицинская помощь в приюте им якобы не оказывается. Отец Алексей Медведев рассказал свою версию событий.
Россиянка рассказала журналистам, что она может общаться с детьми три раза в неделю. Со слов Виктории, финские власти ничего не комментируют. В Консульстве России в городе Турку «Фонтанке.fi» заявили, что на момент изъятия дети находились с отцом. Папа детей обратился за помощью в дипмиссию в Турку, а мать - напрямую в Посольство РФ. «Пока идут предварительные беседы, - уточнил консул-советник генерального консула РФ в Турку Дмитрий Заворин. - До решения суда никаких решений не выносится».
Пресс-атташе Посольства России в Финляндии Наталья Вежливцева заявила «Фонтанке.fi», что консульский отдел российского диппредставительства в Хельсинки с первого дня занимается ситуацией. Дипломаты предоставили родителям юридическую помощь, поддерживают контакт с родителями детей, временно взятых под надзор финской социальной службой. «Консульские сотрудники поддерживают контакт также с финской социальной службой, которая проводит проверку данного дела, - заявила Наталья Вежливцева. - Рассчитываем, что ситуация будет максимально оперативно урегулирована при приоритетном обеспечении прав детей».
В России уполномоченный внешнеполитического ведомства по правам человека Константин Долгов заверил, что МИД следит за ситуацией. Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова обратилась к министру иностранных дел России Сергею Лаврову, а также генеральному консулу и губернатору Карелии, чтобы установить все обстоятельства происшествия.
В пресс-службе уполномоченного при президенте России по правам ребенка Анны Кузнецовой сообщили «Интерфаксу», что российско-финская группа займется разрешением проблемы. В сообщении отмечается, что по инициативе финской стороны на ближайшее время запланирована встреча в Москве с послом Финляндии в РФ, детским правозащитником Туомасом Курттилой и советником по правовым вопросам минюста Финляндии.
На момент опубликования материала официальных комментариев со стороны финских властей не последовало. Руководитель службы защиты прав ребенка в Сейняйоки Янне Пайяниеми, ссылаясь на финский закон о защите персональной информации, не смог подтвердить или опровергнуть нашему изданию факт изъятия. Он указал, что существует стандартная процедура «немедленного изъятия». К такому методу соцслужба прибегает в том случае, когда обстановка дома непосредственно угрожает здоровью или развитию ребенка, независимо от гражданства детей и родителей, поскольку защита интересов ребёнка носит приоритетный характер. Важно, что любое насилие в воспитательных целях в Финляндии запрещено законом. Подробнее. Далее при взаимодействии соцслужб и родителей решается вопрос о дальнейшей судьбе ребёнка. Если родители не согласны с решением органов соцопеки, дело рассматривает суд.
Стоит отметить, что в период с 2013 по 2015 год финские власти изъяли 74 ребенка из российских семей. Только в этом году достоянием общественности стало три случая изъятия детей россиян, проживающих в Финляндии. В середине января 2016 года на тот момент уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов заявил, что власти Финляндии пошли на контакт в вопросе изъятия детей из русских семей. «Финны предоставили нам так называемый контактный список. То есть вручили нам телефонный справочник тех, кто отвечает за эти вопросы», — сказал Астахов.
Верно ли мнение о том, что финская опека с предубеждением относится к русским семьям, и в предубеждении ли дело, читайте в материале «Фонтанки.fi».