Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Технологии Общество Инновация зеленки (фото)

Инновация зеленки (фото)

1 251
Сергей Николаев/"Фонтанка.ру"
Источник:

Ни один рабочий Северо-Западной ТЭЦ, порта Усть-Луга или "Газпромнефти" не сможет проскочить на работу пьяным. И это, пожалуй, главное достижение в сфере инноваций в Петербурге. «Фонтанка» познакомилась с образцами высокотехнологичной продукции, разработанной у нас.

21 сентября в "Экспофоруме" начал работу IX Петербургский международный инновационный форум. Корреспондент «Фонтанки» познакомился с образцами высокотехнологичной продукции, разработанной предприятиями Северной столицы, и попытался понять, почему самой востребованной инновацией оказались зеленка, алкотестеры и елочные игрушки.

Если в прошлом году выставка Петербургского инновационного форума оставила журналистов «Фонтанки» в недоумении: внятно объяснить, в чем новизна и уникальность продукта, смог только производитель резиновых сапог, то в этот раз участники экспозиции были подготовлены гораздо лучше.

Роботы, квадрокоптеры, гоночные болиды, технологии виртуальной реальности – во всей красе представляли потенциал высокотехнологичных производств и научных институтов Северной столицы к радости студентов и школьников, которые, как и в прошлом году, составили более половины посетителей экспозиции и слушателей деловой программы.

Впрочем, и среди экспонатов также было немало ученических разработок.

– А сколько тут "лошадок"? – с видом эксперта интересуется мальчик лет двенадцати, указывая на ярко-зеленый гоночный автомобиль на стенде Политеха.
– 58, – отвечает представитель стенда Евгений Захлебаев.
– Да ну, в «жигулях» и то больше, – расстраивается любознательный школьник.
– А ты массу машины знаешь? – раздраженно парирует представитель стенда.
– Легкая, наверное.
– Ну вот ты ответил на свой вопрос, – отмечает Евгений Захлебаев, давая понять, что разговор окончен.

К корреспонденту «Фонтанки» специалист настроен более лояльно. Он рассказывает, что болид – не коммерческий продукт, это учебный проект – студенты должны построить автомобиль с нуля, обучаясь работать не только головой, но и руками. Потом эта машина участвует в международных ралли, соревнуясь с разработками из других стран. «Можно посмотреть демонстрационный ролик, правда, у нас тогда на тесте колесо отлетело», – замечает Евгений Захлебаев.

Зато при создании болида использовались самые современные технологии, например часть деталей сделана из углепластика. «Работать с ним на Северо-Западе не учит ни один университет», – с гордостью говорит представитель Политеха.

На стенде ЛЭТИ представлен робот. Это тоже студенческий проект. Он умеет общаться посредством экрана и может использоваться, к примеру, в приемной комиссии, поясняют создатели.

ГУАП демонстрировал публике возможности робота-манипулятора. Однако это не собственная разработка, уточнил представитель стенда, а купленный за рубежом образец: студенты учатся его программировать. Свои роботы выглядят скромнее и напоминают самодельную радиоуправляемую игрушку. «Но на самом деле это сложный продукт, который может применяться, к примеру, МЧС для поиска людей под завалами», – уточняет сотрудник ГУАП.

Стенд ЛЭТИ
Стенд ЛЭТИ
Стенд Политеха
Стенд Политеха
Стенд ГУАПа
1 из 5
Стенд ЛЭТИ
Источник:

Впрочем, на выставке представлены не только студенческие проекты, но и коммерческие решения. Правда, их создатели признаются, что спрос на инновации сейчас невелик.

«Наш продукт создан три года назад, но пока покупателя найти не удалось, только переговоры», – говорит представитель компании Gyrolidar Алексей Коткин. По его словам, компания разработала технологию, позволяющую снимать с аэрокоптера и создавать ЗD-модель местности. «Решение недешевое – около миллиона евро, но дает возможность существенно экономить людские и временные затраты, отказываясь от ручного труда геодезистов. Однако у нас почему-то предпочитают пользоваться старыми способами», – поясняет специалист.

«Спроса нет», – соглашается Алексей Трофимов, руководитель проекта AVT&Co, производителя зарядных станций для электромобиля. По его словам, компания за свой счет изготовила и установила две станции в городе, одну из которых пришлось демонтировать, чтобы показать на форуме. Однако потребители вряд ли расстроятся – электрокаров в городе очень мало. «Но это именно потому, что город не инвестирует в инфраструктуру», – считает Алексей Трофимов.

Пока не слишком довольна спросом на свой продукт и компания «Метеоспецприбор», которая разработала устройство для измерения толщины труб с помощью ультразвука. По словам технического директора Сергея Бойкова, в отличие от конкурентов, решение позволяет делать измерения без того, чтобы снимать с трубы защитное покрытие и наносить снова. «Но у них пока в три раза дешевле», – признает он.

Удешевить продукцию во многом не позволяет зависимость от импорта. К примеру, компания Media Vision очки для своего решения по моделированию виртуальной реальности приобретает в США. «Во всем мире пока два производителя, я сомневаюсь, что в России в ближайшей перспективе может быть налажено производство», – говорит генеральный директор Василий Кошкарев. Поэтому инновации в этой сфере ограничиваются программными разработками. «Интерес к продукту есть, но еще нужно время для обкатки технологии», – комментирует он.

Gyrolidar
"Метеоспецприбор"
Media Vision
AVT&Co
1 из 4
Gyrolidar
Источник:

Впрочем, есть компании, которым удалось добиться успеха в инновационной деятельности. К примеру, «ИнжинирингКомплект Сервис» совместно с компанией «Лазерные системы» представили алкорамку, которая с помощью лазера сканирует выдыхаемый воздух и позволяет предприятиям вычислять, кто из работников пришел на работу нетрезвым. Ее покупателями уже стали Северо-Западная ТЭЦ, порт Усть-Луга, "Газпромнефть" и другие. «Продукт на 100% русский, и не только по духу – доля иностранных комплектующих минимальна», – с гордостью заявляет генеральный директор Александр Елескин.

Компания «Леккер», придумавшая выпускать йод, зеленку и другие антисептики в виде маркеров, также рапортует об успехах импортозамещения. «Мы не смогли найти поставщика для упаковки и кисточек за рубежом, поэтому пришлось создавать оборудование самим», – говорит маркетолог Юлия Свительская. На форум компания пришла как поставщик станка. «Он полностью автоматизирован и может выпускать изделия любой формы и объема», – подчеркивает она.

Проблемы инновационной деятельности обсуждались в ходе деловой программы. Так, вице-губернатор Сергей Мовчан на пленарном заседании посоветовал высокотехнологичным петербургским предприятиям в условиях недостаточного внутреннего спроса работать на экспорт.

«Валютная выручка очень привлекательна», – согласился с ним руководитель предприятия «Звезда Энергетика» Николай Хаустов. Однако российские разработки часто оказываются невостребованными. «Язык, на котором говорят наши конструкторы и технологи, не понятен Европе, так как у нас другие стандарты», – пояснил он. В этих условиях субсидирование затрат на логистику и участие в выставках, а также другие предоставляемые правительством меры поддержки экспорта попросту не работают.

«Нет квалифицированных кадров, которые умеют соотносить стандарты РФ и других стран», – согласилась представительница производителя лифтов «Парнас». Впрочем, по ее словам, дополнительная финансовая поддержка, к примеру налоговые льготы, также была бы не лишней.

Кроме того, отечественные производители зачастую не поспевают за мировым прогрессом. «У нас замыленный взгляд, мы привыкли делать, как делаем. Если бы нам кто-то сказал, что через три года то, что мы делаем, уже устареет, в этом была бы польза», – подчеркнул Николай Хаустов.

Алкорамка «ИнжинирингКомплект Сервис»
Компания «Леккер»
«Фабрика имени Санта Клауса»
«Фабрика имени Санта Клауса»
1 из 4
Алкорамка «ИнжинирингКомплект Сервис»
Источник:

Однако играть в инновации ради самих инноваций нет смысла, считает руководитель отдела оленей «Фабрики имени Санта Клауса» Андрей Якушев. «Роботы-шмоботы, все это клиенту не нужно, главное, чтобы было стильно и желательно дешево. А если мы будем рассказывать, какой мы там подобрали инновационный лак, это будет сказка», – заключает он.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях