До конца года на полигоне «Красный бор» будут освоены 230 млн рублей. Однако пока миллионные траты приводят к экологическим скандалам.
Полигон «Красный бор» заключил контракт с компанией «Гидрокор» на обустройство сети из понтон на огромной поверхности в 3,6 га. Ими покроют котлованы, в которых под открытым небом хранятся опасные жидкие отходы. В Смольном уверены: конструкция из пластиковой трубы, фанеры и геомембраны надежно защитит котлованы от осадков. За понтонное море площадью в семь футбольных полей бюджет отдаст 120 млн рублей.
В конце зимы полигон «Красный бор», где скопилось 2 млн тонн опасных отходов, напугал весь регион Балтийского моря. Тогдашний директор предприятия Виктор Колядов из-за угрозы затопления попросил комитет по природопользованию и местные власти объявить на территории полигона чрезвычайную ситуацию. В итоге генеральный прокурор Юрий Чайка поручил проверить информацию о возможном попадании ядовитой воды в Неву, международная группа ХЕЛКОМ прислала на полигон своих специалистов, а тема «Красного бора» была поднята на встрече президента Владимира Путина с главой Финляндии Саули Нийнистё.
При таком внимании со всех сторон на полигон неизбежно полился настоящий денежный дождь. Во время весенней корректировки бюджета выделили 109 млн рублей на проведение первоочередных мероприятий. В конце августа губернатор Георгий Полтавченко согласился с предложением направить 140 млн рублей из резервного фонда правительства на укрытие двух карт с жидкими отходами. Осваивать эти деньги было поручено команде, которую привел новый глава профильного комитета по природопользованию Игорь Григорьев.
Однако полигон оправдал свою репутацию проклятого места, с которым постоянно возникают скандалы.
Из пустого в порожнее
В начале августа полигон «Красный бор» заключил контракт с компанией «Стройкрансервис» на ликвидацию аварийной ситуации на вышеупомянутых открытых картах – 64-й и 68-й. В них под открытым небом хранится адова смесь – нефтепродукты, кислоты, краски, масла. При этом глубина 64-го котлована составляет 26 метров. По периметру карты обнесены земляными валами, которые нужны, чтобы ядовитая вода, скапливающаяся на поверхности в том числе из-за осадков, не распространялась.
Подрядчик был выбран без конкурса, что на полигоне объясняют необходимостью срочно провести ремонт обваловки. «Стройкрансервис» – это осколок советского предприятия «Ленгидроэнергоспецстрой», которое занималось строительством дамбы. В период, когда возведение Комплекса защитных сооружений было приостановлено из-за недостатка финансирования, «Стройкрансервис» отвечал за охрану уже возведенных объектов и отлив поступающей воды. Сейчас в ведении компании находится площадка, расположенная на берегу залива между кольцевой и Лисьим Носом. Когда-то она использовалась для строительства дамбы.
В конце 2015 года у «Стройкрансервиса» появился сосед в лице «Экостроя» – еще одного предприятия, подчиненного комитету по природопользованию. В ведении «Экостроя» находятся суда, используемые для очистки рек и каналов от мусора и донных отложений. Ранее судоремонтная база ГУПа находилась на Петровском острове, однако затем ее решили перевести в поселок Саперный. Правда, проект оказался провальным: подрядчик, освоив 100 млн рублей, работы забросил. В итоге новое руководство комитета нашло другую площадку в Лисьем Носу. А «Стройкрансервис» помог ведомству с обустройством на новом месте: за 12 млн рублей компания построила подъездные дороги, ограждение и пункт пропуска. При этом конкурсов не проводилось: «Экострой» отдал контракты своему соседу как единственному поставщику.
Судя по всему, в комитете по природопользованию остались довольны работой строителей петербургской дамбы и привлекли для срочных работ на полигоне «Красный бор» за 27 млн рублей. Правда, в «Стройкрансервисе» доверили работу с опасными отходами сторонней компании. «Не мы там работаем, а наш подрядчик, – рассказал "Фонтанке" директор "Стройкрансервиса" Александр Клюг. – Нас выбрали не потому, что мы работали с "Экостроем". У них просто горело все: шли дожди, и они пищали, что вот-вот все выльется».
За 27 млн рублей нужно вырыть рядом с существующими картами два временных котлована. Затем перекачать в них из 64-й карты 34 тысяч куб.м. ядовитой жидкости. По логике авторов идеи, это позволит обнажить обваловку для дальнейшего ремонта. После реконструкции обваловки опасные отходы и воду нужно закачать обратно в 64-ю карту, а временные котлованы – засыпать. Но это еще не все колдовство: из соседней 68-й карты, согласно техническому заданию, нужно перелить в 64-ю десять тысяч кубов жидкости.
К этой сложной технологической цепочке из переливаний и ремонтов возникли вопросы у местных экологов. Они пожаловались в Росприроднадзор по СЗФО, где установили: временные котлованы вырыты без проекта и инженерно-геологических изысканий, что может привести к загрязнению подземных вод. Однако директор полигона Алексей Трутнев заявил «Фонтанке», что опасения беспочвенны: котлованы вырыты в кембрийских глинах, а верхние песчаные слои полностью сняты. «64-я и 68-я карты также находятся в кембрийских глинах, именно поэтому полигон и построили в этом месте», – напомнил он.
Попали ли ядовитые вещества в грунтовые воды или нет, теперь должны будут установить инспекторы Росприроднадзора: первые итоги работы «Стройкрансервиса» привели к возбуждению административного дела. Им же предстоит понять, вывозил ли подрядчик зараженные грунты или нет. Директор «Красного бора» Алексей Трутнев заверил, что они лежат здесь же, на полигоне. «Наш подрядчик сам никуда не вывозил. Куда руководители полигона говорили, туда и вывозил», – озвучил несколько свою версию директор «Стройкрансервиса» Александр Клюг.
Понтонное море
Параллельно инспекторам Росприроднадзора придется присмотреться к работе еще одного подрядчика полигона – петербургской компании «Гидрокор». Контракт с ним также был заключен без конкурса по тем же причинам – угроза экологии региона. «Гидрокору» поручено потратить 120 млн рублей и покрыть 64-ю и 68-ю карты сплошной сетью из понтон. Понтоны будут соединены между собой в единое целое и, как надеются в комитете, защитят открытые котлованы от обводнения. Все осадки, надеются чиновники, будут стекаться в специальные приямки, а затем – выводиться за пределы карт.
Идея – весьма смелая. Размер 64-й карты – 130 на 200 метров, 68-й – 90 на 105 метров. Таким образом, комитет по природопользованию затеял столь масштабную операцию по наведению понтон, какие Россия, пожалуй, не знала со времен Великой Отечественной войны. Каждый понтон будет состоять из трех элементов: основание из пластиковых труб, фанера и тонкая геомембрана, не пропускающая воду. Самый дорогой элемент, по словам директора полигона Алексея Трутнева, – та самая геомембрана.
Согласно техническому заданию, нужно будет использовать геомембрану типа ПЭВП Solmax 460, которая производится в Канаде. На своем сайте «Гидрокор» гордо сообщает, что специалисты компании по всей России уже смонтировали противофильтрационных экранов на площади в 13 млн кв.м. Впрочем, опыт выполнения государственных контрактов, согласно базе СПАРКа, весьма скромный. Так, «Гидрокор» готовил территориальную схему обращения с отходами по заказу министерства природных ресурсов Мурманской области, а недавно получил право выполнить такой же проект для Ханты-Мансийского автономного округа. Что касается не бумажных работ, то, например, компания занималась обустройством геомембраны на полигоне твердых бытовых отходов в Новокузнецке. Правда, там это обошлось в 4 млн рублей.
Проект понтонного моря, подготовленный комитетом по природопользованию, не проходил экспертизу. Были к нему претензии и у экспертов. Например, во время визита делегации ХЕЛКОМ – межправительственной экологической организации стран Балтийского моря – вице-президент финской Ekokem Антти Каартокаллио заявил «Фонтанке», что в зимний период на понтонах будет скапливаться снег. А затем, в период оттепели, он будет превращаться в наст, на поверхности которого будут появляться маленькие бассейны.
Освоить 120 млн рублей «Гидрокору» предстоит до конца года. Тогда же «Стройкрансервис» должен будет завершить ремонт обваловки. Наконец, их коллеги из компании «Инвест+» возведут вокруг полигона новое ограждение с колючей проволокой. Длина забора составит 3,6 км, а бюджет отдаст за надежную охрану объекта 23 млн рублей – почти по 6000 за метр. А охранять там есть что – например, памятник эффективному использованию государственных ресурсов в виде экспериментального завода, в который вложили до 3 млрд рублей, но так и не построили.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»
Полигон Красный Бор расположен на границе Петербурга и Ленинградской области, недалеко от Колпино. Его эксплуатация началась в 1970-м году, за это время здесь скопилось 2 млн опасных отходов. Уже несколько лет новые отходы не принимаются, а городские власти недавно заявили о намерении рекультивировать полигон.