По утверждению чиновников-«экспертов», инициативные предприниматели в Петербурге, вложив всего 100 тысяч рублей, могут зарабатывать до 500 процентов годовых и более. Помочь в создании дела должен новый «Бизнес-навигатор». Однако доверившиеся ему пользователи на практике вместо баснословных барышей могут потерять всё.
Залог успешного дела – в грамотно подготовленном бизнес-плане. Но его разработка стоит не одну тысячу долларов и большинству начинающих малых предприятий не по карману. Чиновники решили оказать помощь – за счет бюджета АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (корпорация МСБ) создало интернет-портал (http://navigator.smbn.ru) «Бизнес-навигатор», позволяющий анализировать рыночную ситуацию и подготовить расчеты в режиме онлайн. «Это очень развитый продукт, готовит бизнес-план за короткое время. Но самое интересное, что он привязан к конкретной местности. Это может быть полезным для развития малого и среднего бизнеса в нашей стране», – заявил на встрече с предпринимателями 7 сентября глава правительства России Дмитрий Медведев.
Как это происходит на практике – изучал журналист «Фонтанки».
Все работы хороши – выбирай на вкус
Желающим начать свое дело предлагается выбирать одно из 86 направлений, преимущественно в потребительской сфере. Можно открыть магазин (продовольственный или специализированной торговли разными товарами), автосервис и АЗС, парикмахерскую, салон красоты или баню, часовой салон, кафе, ресторан или столовую, туристическое агентство, кружок детского творчества или танцевальную школу, стоматологический центр, предоставлять бытовые услуги и многое другое.
Всё зависит, разумеется, от доступных предпринимателю инвестиций. 100 тысяч рублей, по оценкам экспертов федеральной корпорации, достаточно для открытия спортивной секции или газетного киоска. Желающему иметь мастерскую по ремонту одежды или обуви потребуется не менее 176 тысяч, цветочного ларька – 560 тысяч рублей. Первоначальные вложения в магазины разных профилей должны составлять 1 – 4 млн рублей, SPA-салон – 1,9 млн, суши-бар – 2,7, пиццерию – 3,4 млн. Создание боулинг-клуба обойдется в 10 млн, автозаправочной станции – до 32 млн рублей и так далее.
В базу данных заложена информация о действующих в городе компаниях – прямо на карте отображаются потенциальные конкуренты по соответствующей категории. Выбрав место расположения будущего магазина, киоска или иного предприятия, пользователь получает расчет существующего в этом микрорайоне спроса на соответствующий товар или услугу и долю неудовлетворенных потребностей населения.
Кроме того, все районы города отрейтингованы по соотношению спроса и предложения. Наибольший дефицит, по данным создателей системы, наблюдается в Пушкинском, Калининском, Красносельском и Невском районах, а наибольшая конкуренция – в Центральном, Адмиралтейском и Кронштадтском, а также Петроградском и Петродворцовом районах. Хотя востребованность мало зависит от района: практически во всем городе, по расчетам «Навигатора», есть неудовлетворенный спрос на кафе-мороженое и кулинарии, фитнес-клубы и боулинг, продуктовые магазины и аптеки, а также автозаправочные станции.
Правда, получить бизнес-план даже по самым «дефицитным» направлениям удается не всегда. Выбрав на карте точку в «депрессивном» районе, система чаще всего сообщает о наличии неудовлетворенного спроса на соответствующую услугу, но рекомендует выбрать «другой типовой формат, другой вид бизнеса или другое месторасположение», так как «срок окупаемости вложений в бизнес по выбранному типовому формату превышает пять лет в связи с высокой стоимостью аренды помещения, большим фондом оплаты труда и значительным объемом инвестиций». Никакими расчетами такой категорический вывод «Навигатора» не подкрепляется, тогда как во многих случаях указывается на наличие 100-процентного неудовлетворенного спроса.
Золотые горы
Одним из немногих мест, где действительно стоит (по версии системы) открывать новый бизнес, оказались Шушары. Действительно, тут ведется активное жилищное строительство (в том числе для отставных военных), а торговая инфраструктура не всегда успевает осваивать новые рынки. Хотя якобы перспективные кафе-десерты эксперты федеральной корпорации не рекомендовали создавать и тут. Зато «Навигатор» представил полный расчет для газетного киоска, спортивной секции, туристического агентства, стоматологического кабинета и даже аптеки.
Подготовленный бизнес-план подробно описывает конкурентную ситуацию, потенциальный спрос на товары и услуги (исходя из количества проживающих в округе и их потребностей), предлагаемую маркетинговую стратегию и план продвижения, необходимые вложения, график выхода на проектную мощность и план продаж, штатное расписание и расчет зарплаты, план доходов и расходов, кэш-фло (денежный поток), а также список необходимой разрешительной документации на выбранный вид деятельности. Средний объем документа – около 20 страниц убористого текста и таблиц.
Автоматические расчеты сулят начинающим предпринимателям буквально «золотые горы». Так, вложив всего 140 тысяч рублей в газетный киоск в Шушарах, можно окупить его за два года, а рентабельность инвестиций оценивается в 35 процентов годовых. Предполагается, что из 154,5 тысячи жителей поселка в среднем 222 человека будут ежедневно покупать свежую прессу, выкладывая за нее по 110 рублей.
Еще выгоднее открывать там же спортивную секцию для взрослых – вложенные 99 тысяч рублей должны окупиться за десять месяцев, а за пять лет бизнес принесет владельцу более двух миллионов – 569 процентов годовых (!). По оценкам создателей «Навигатора», 6,9 тысячи человек (4,5 процента жителей Шушар) готовы заниматься спортом и выкладывать за него по 10 тысяч рублей в месяц (почти 300 рублей в час, или 2 тысячи за 8 занятий). Продвигать новый бизнес предлагается, распространяя листовки по почтовым ящикам в радиусе 2 км от клуба. На покупку ковриков, зеркал и боксерской груши нужно 49 тысяч, еще в 50 обойдется разрешительная документация.
Почти 330 процентов годовых может принести туристическое агентство, в создание которого нужно вложить 314 тысяч рублей. Аптечный бизнес потребует уже более серьезных инвестиций – 1,8 млн рублей, которые окупятся только к концу второго года деятельности. Одна из самых затратных статей первоначальных вложений – разрешительная документация (почти 300 тысяч). В 1,7 млн рублей обойдется открытие стоматологического центра на два кресла, который должен приносить владельцу около 113 процентов годовых дохода. В такую же сумму обойдется и самый простой продовольственный магазинчик, но вложения окупятся только через два с половиной года. На киоск фаст-фуд достаточно 560 тысяч, они вернутся инвестору уже через 20 месяцев.
Инвестиции в создание школы танцев на пересечении Народной улицы и Дальневосточного проспекта оцениваются в 952 тысячи рублей, срок окупаемости – 20 месяцев, доходность – 94,6 процента годовых. Кроме жителей микрорайона на занятия методом распространения все тех же листовок можно будет привлечь и сотрудников близлежащих офисов (в сумме – 17,3 тысячи потенциальных потребителей). Но и конкуренты не дремлют – рядом находится сразу десять действующих танцевальных студий.
Фитнес-центр «Навигатор» считает эффективным открыть в районе Полюстрово. Первоначальные инвестиции – почти 5 млн рублей, срок окупаемости – три с половиной года, рентабельность – 35 процентов годовых.
Обманчивые надежды
В то же время опрошенные эксперты крайне скептически оценивают реалистичность таких бизнес-планов. В частности, население самого привлекательного места для создания нового дела в Северной столице «экспертами» федеральной корпорации завышено более чем в три раза: по данным петербургской избирательной комиссии, в муниципальном округе «Шушары» (включая также поселок Ленсоветовский, Детскосельский, районы Московская Славянка, Новая Ижора, Пулковское и другие) зарегистрировано всего 59 тысяч совершеннолетних. Поэтому желающим заняться тут бизнесом нужно минимум в три раза сократить ожидаемый спрос и выручку, а следовательно, забыть об обещанной прибыли.
Кроме того, практически ни в одном из расчетов расходов не учтены затраты ни на приобретение, ни на аренду необходимых для осуществления деятельности помещений. Кто будет бесплатно предоставлять залы для продовольственного магазина, спортивной секции, танцевальной школы, стоматологического кабинета, фитнес-центра, туристического агентства и место для размещения киосков – авторы бизнес-планов не уточняют.
По мнению директора агентства путешествий «33 удовольствия» Светланы Прусовой, авторы бизнес-плана вообще не знают рынка: «Турагентства получают вознаграждение (комиссию) от оператора. В зависимости от оборота и ряда иных условий оно составляет от 5 до 11 процентов, но новичкам больше, чем на 7 – 8, рассчитывать не стоит. В бизнес-плане продажа путевок представлена как торговля товарами – покупаем в среднем за 32 тысячи, перепродаем за 35. Причем налог считается со всей выручки. Прописан семидневный режим работы, но не учтены доплаты сотрудникам за труд в выходные. И таких огрехов много. Расходы на аренду составляют около 40 – 50 процентов, и если их включить в смету бизнес-плана – от прибыли ничего не останется», – констатирует Светлана Прусова.
Директор сети танцевальных студий «Текила Данс» Артур Кондраков отмечает неправильную оценку конкурентной среды в районе Народной улицы: «У меня там всего две группы по 7 – 10 человек, но многие другие клубы в список конкурентов не попали. В смету заложены очень низкие расходы на рекламу (3 процента), тогда как у меня на продвижение уходит до половины бюджета». Хотя в целом к проекту он относится философски: «Думаю, многие пункты бизнес-плана имеют скорее традиционный характер – по шаблону. С другой стороны – возможно, именно работа по бизнес-плану позволит достичь успехов. Мне сложно сказать – я в 1996 году всё начинал без расчетов», – говорит Артур Кондраков.
Одного из частнопрактикующих стоматологов удивило отсутствие в составе разрешительной документации лицензии на работу с источниками ионизирующего излучения, хотя в смете указывается приобретение рентгеновской установки. Да и без такого аппарата не обойтись – клиенты не будут бегать в другие клиники ради снимка. Кроме того, начинающему врачу выгоднее просто арендовать время в общем кабинете (3 тысячи рублей за шестичасовую смену).
Никакой ответственности за представленные расчеты федеральная корпорация не несет. Пользователи предупреждаются, что «при реализации примерного бизнес-плана на практике возможны отличия финансовых и иных параметров, связанные с изменением рыночных условий и предпринимательской активностью в каждом отдельно взятом регионе. При расчете примерного бизнес-плана не учитываются выплаты (надбавки, компенсации) льготным категориям работников».
Согласно подписанному премьер-министром Дмитрием Медведевым распоряжению, открыться «Навигатор» должен был еще в августе, но до сих пор доступ к нему возможен только по паролю, который выдается общественными бизнес-объединениями. Предоставить его журналисту «Фонтанки» и сообщить, сколько федеральный бюджет потратил на создание чудо-системы, в корпорации не пожелали.
Справка
По данным Росстата, средняя рентабельность активов петербургских компаний по итогам 2015 года составила 4 процента. Самыми доходными видами деятельности оказались оптовая торговля кофе и чаем (157 процентов годовых), добыча природного газа (95 процентов), образование для взрослых (80), подбор персонала (78 годовых) и так далее.
Розничная торговля газетами и журналами, а также деятельность в области туризма были признаны убыточными (минус 7 и 5 процентов соответственно), организация отдыха и спорта приносила доход в 14 процентов, стоматологическая практика – 34 процента годовых.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"