«В Петербурге сегодня дожди». Сообщения подобного содержания в рядовое для Петербурга лето практически ежедневно и не по одному разу получают абоненты «Мегафона» от МЧС. Дальше будет больше, обещают в ведомстве. А пользователи мобильной связи ищут способы отписатьcя от излишне заботливой спам-рассылки.
Активность одного из трех основных операторов мобильной связи в России «Мегафона» петербургские абоненты начали ощущать в начале лета. Практически ежедневно пользователи получали от MCHS_112 сводку с погодных фронтов. В августе полсотни СМС даже объединили в фото-мем «Вот такое наше лето», который вирусной рассылкой прошелся по всем соцсетям. Однако к МЧС-спаму не все относятся с юмором. Многие клиенты «Мегафона» ищут всевозможные способы отписаться от такой заботы. «Фонтанка» попыталась понять, с чем связан всплеск количества сообщений.
Рассылка сообщений о чрезвычайной ситуации является частью российской автоматической системы оповещения населения (РАСОН). Жители Петербурга чаще сталкиваются с другой стороной программы: проверкой сети через громкоговорители. Последняя как раз прошла на прошлой неделе и, судя по письмам читателей, изрядно напугала горожан.
РАСОН напрямую связан с созданием единого номера для вызова чрезвычайных службы 112. В декабре 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал указ, в котором была регламентирована работа всех входящих в систему служб. В это же время МЧС РФ подписало договор с операторами большой тройки – «Мегафоном», МТС и «Билайном». В нем как раз и оговаривалась возможность рассылки сообщений о ЧС абонентам. Компании мобильной связи взяли на себя обязательства о безвозмездной помощи ведомству.
Единый номер на всей территории РФ заработал лишь спустя три года. Еще какое-то время ушло на отработку системы по передаче сообщений о ЧС от оперативного дежурного регионального центра управления кризисными ситуациями (ЦУКС) до оператора связи, а затем абонентов.
На август 2016 года путь от МЧС до конкретного пользователя выглядит несколько кривым. Сначала местный ЦУКС пересылает тревожную информацию в Москву — в национальный центр управления. Из столицы сообщение переправляется в головной офис – ответственному сотруднику мобильного оператора. Тот, в свою очередь, принимает решение о рассылке клиентам.
Вот на последнем этапе, как выяснила «Фонтанка», и ломается стройная система. Как сообщили изданию в МТС, согласно регламенту взаимодействия, компания оповещает своих абонентов о чрезвычайных ситуациях только в случае поступления запросов от МЧС. На практике это означает, что клиенты «яйца» получают сообщения не чаще раза в год. В компании не смогли уточнить, сколько запросов они получают в месяц от чрезвычайного ведомства.
В «ВымпелКоме» (владелец бренда «Билайн») уточнили, что в заявке на оповещение об угрозе возникновения указываются зона оповещения (координаты точки и радиус зоны), время оповещения и текст сообщения. Информацию передают с помощью технологии Cell Broadcast (сообщение возникает на дисплее телефона клиента) или SMS. В пресс-службе Северо-Западного филиала компании не смогли припомнить, когда направляли последний раз абонентам оповещение о ЧС.
Единственный оператор, который старательно доводит до абонентов все сообщения регионального МЧС, — это «Мегафон».
«Критерии выборки абонентов, которые получат оповещение, таковы: абонент является абонентом компании «МегаФон», он находится в зоне обслуживания базовых станций, которые попадают в зону оповещения, а также если абонент в период рассылки перемещается в зону оповещения. Рассылку информации от МЧС проводит главный оперативный дежурный Единого центра управления сетью «МегаФон», – сообщили в пресс-службе оператора.
В компании отметили, что они рассматривают данный проект как дополнительный информационный сервис для своих абонентов, помогающий обеспечить безопасность в случае наступления чрезвычайной ситуации. Однако в последнее время петербургское МЧС почти каждый день присылает предупреждения о возможных обильных осадках, грозе и порывах ветра.
В самом управлении на вопросы «Фонтанки» увеличение потока сообщений для петербуржцев назвали развитием системы 112, а также сообщили, что сейчас работают над тем, чтобы доводить до горожан еще и информацию о перекрытии дорог из-за тушения пожаров или серьезного ДТП.
Разницу в количестве сообщений, поступающих от MCHS_112, «Фонтанке» в МЧС РФ объяснили следующим образом. "МегаФон" – единственный из "большой тройки", кто может производить точечную рассылку в регионе. Остальные мобильные компании ориентированы на округа, в нашем случае Северо-Западный. А жителю Карелии информация о снеге в Петербурге явно не нужна. Помимо этого у «МегаФона» есть технические возможности рассылать сообщения круглосуточно, в ручном режиме через дежурного оператора в Петербурге. Остальные компании сейчас только разрабатывают свою базу для подобного рода действий.
Что же касается насущного вопроса об отключении от рассылки погодного спама от МЧС, то тут справится даже ребенок – нужно только добавить номер MCHS_112 в «черный список». Но тогда, если на ЛАЭС произойдет взрыв или Петербург накроет цунами, вы этого не узнаете.
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»