Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Зачем МЧС заменило собой прогноз погоды (фото)

Зачем МЧС заменило собой прогноз погоды (фото)

2 865
Евгений Асмолов/Интерпресс

«В Петербурге сегодня дожди». Сообщения подобного содержания в рядовое для Петербурга лето практически ежедневно и не по одному разу получают абоненты «Мегафона» от МЧС. Дальше будет больше, обещают в ведомстве. А пользователи мобильной связи ищут способы отписатьcя от излишне заботливой спам-рассылки.

Активность одного из трех основных операторов мобильной связи в России «Мегафона» петербургские абоненты начали ощущать в начале лета. Практически ежедневно пользователи получали от MCHS_112 сводку с погодных фронтов. В августе полсотни СМС даже объединили в фото-мем «Вот такое наше лето», который вирусной рассылкой прошелся по всем соцсетям. Однако к МЧС-спаму не все относятся с юмором. Многие клиенты «Мегафона» ищут всевозможные способы отписаться от такой заботы. «Фонтанка» попыталась понять, с чем связан всплеск количества сообщений.

Рассылка сообщений о чрезвычайной ситуации является частью российской автоматической системы оповещения населения (РАСОН). Жители Петербурга чаще сталкиваются с другой стороной программы: проверкой сети через громкоговорители. Последняя как раз прошла на прошлой неделе и, судя по письмам читателей, изрядно напугала горожан.

РАСОН напрямую связан с созданием единого номера для вызова чрезвычайных службы 112. В декабре 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал указ, в котором была регламентирована работа всех входящих в систему служб. В это же время МЧС РФ подписало договор с операторами большой тройки – «Мегафоном», МТС и «Билайном». В нем как раз и оговаривалась возможность рассылки сообщений о ЧС абонентам. Компании мобильной связи взяли на себя обязательства о безвозмездной помощи ведомству.

Единый номер на всей территории РФ заработал лишь спустя три года. Еще какое-то время ушло на отработку системы по передаче сообщений о ЧС от оперативного дежурного регионального центра управления кризисными ситуациями (ЦУКС) до оператора связи, а затем абонентов.

На август 2016 года путь от МЧС до конкретного пользователя выглядит несколько кривым. Сначала местный ЦУКС пересылает тревожную информацию в Москву — в национальный центр управления. Из столицы сообщение переправляется в головной офис – ответственному сотруднику мобильного оператора. Тот, в свою очередь, принимает решение о рассылке клиентам.

Вот на последнем этапе, как выяснила «Фонтанка», и ломается стройная система. Как сообщили изданию в МТС, согласно регламенту взаимодействия, компания оповещает своих абонентов о чрезвычайных ситуациях только в случае поступления запросов от МЧС. На практике это означает, что клиенты «яйца» получают сообщения не чаще раза в год. В компании не смогли уточнить, сколько запросов они получают в месяц от чрезвычайного ведомства.

В «ВымпелКоме» (владелец бренда «Билайн») уточнили, что в заявке на оповещение об угрозе возникновения указываются зона оповещения (координаты точки и радиус зоны), время оповещения и текст сообщения. Информацию передают с помощью технологии Cell Broadcast (сообщение возникает на дисплее телефона клиента) или SMS. В пресс-службе Северо-Западного филиала компании не смогли припомнить, когда направляли последний раз абонентам оповещение о ЧС.

Единственный оператор, который старательно доводит до абонентов все сообщения регионального МЧС, — это «Мегафон».


«Критерии выборки абонентов, которые получат оповещение, таковы: абонент является абонентом компании «МегаФон», он находится в зоне обслуживания базовых станций, которые попадают в зону оповещения, а также если абонент в период рассылки перемещается в зону оповещения. Рассылку информации от МЧС проводит главный оперативный дежурный Единого центра управления сетью «МегаФон», – сообщили в пресс-службе оператора.

В компании отметили, что они рассматривают данный проект как дополнительный информационный сервис для своих абонентов, помогающий обеспечить безопасность в случае наступления чрезвычайной ситуации. Однако в последнее время петербургское МЧС почти каждый день присылает предупреждения о возможных обильных осадках, грозе и порывах ветра.

В самом управлении на вопросы «Фонтанки» увеличение потока сообщений для петербуржцев назвали развитием системы 112, а также сообщили, что сейчас работают над тем, чтобы доводить до горожан еще и информацию о перекрытии дорог из-за тушения пожаров или серьезного ДТП.


Разницу в количестве сообщений, поступающих от MCHS_112, «Фонтанке» в МЧС РФ объяснили следующим образом. "МегаФон" – единственный из "большой тройки", кто может производить точечную рассылку в регионе. Остальные мобильные компании ориентированы на округа, в нашем случае Северо-Западный. А жителю Карелии информация о снеге в Петербурге явно не нужна. Помимо этого у «МегаФона» есть технические возможности рассылать сообщения круглосуточно, в ручном режиме через дежурного оператора в Петербурге. Остальные компании сейчас только разрабатывают свою базу для подобного рода действий.

Что же касается насущного вопроса об отключении от рассылки погодного спама от МЧС, то тут справится даже ребенок – нужно только добавить номер MCHS_112 в «черный список». Но тогда, если на ЛАЭС произойдет взрыв или Петербург накроет цунами, вы этого не узнаете.

Татьяна Востроилова,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях