Российских родителей могут обязать доносить друг на друга «в целях защиты детей от преступных посягательств». Поправку в Уголовный кодекс уже отправили в Госдуму депутаты из Пензы.
Российский Уголовный кодекс может пополниться новой статьёй – «Укрывательство преступлений в отношении малолетних». Такой законопроект по предложению регионального управления Следственного комитета по Пензенской области разработало местное Законодательное собрание. Проект утверждён 19 августа и будет внесён в Госдуму «в качестве законодательной инициативы», информирует пресс-служба парламента. Документ создан «в целях защиты детей от преступных посягательств».
Судя по тексту, новая статья УК будет носить номер 316.1 и гласить: если россиянин знал, но не сообщил о преступлениях, совершённых против ребёнка родителем или «иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию малолетнего», молчуна накажут. Обязательными работами до 400 часов либо исправительными – на срок до одного года. Ответственность распространится и на тех, кто скрывает преступления «педагогических работников», врачей и социальных работников. Впрочем, если гражданин раскаялся и «активно способствовал раскрытию преступления», от наказания его освободят.
Любопытнее, чем сам законопроект, оказалась пояснительная записка к нему. Из неё можно понять, что врачи и учителя упомянуты в тексте лишь вскользь. Больше всего парламентариев интересует то, что происходит под кровом семьи и касается взаимоотношений детей и их ближайших родственников. Депутаты ссылаются на некую статистику Следственного комитета, которую, однако, не приводят. А она якобы «показывает, что подавляющее большинство преступлений сексуального характера против детей происходит, как правило, по вине человека, знакомого или живущего вместе c несовершеннолетним».
«Более того, нередко имеют место случаи явного укрывательства от правоохранительных органов законными представителями, a также близкими родственниками несовершеннолетних потерпевших фактов совершения в их отношении подобных преступлений», – пишут народные избранники. Подобную практику они называют «аморальной», а также считают, что «в условиях безнаказанности» она «способствует совершению новых преступлений».
Прочитав документ, «Фонтанка» задалась вопросом, а не кроется ли здесь правовая коллизия. Непонятно, как он соответствует Конституции, а именно, статье 51, которая разрешает не свидетельствовать «против себя самого, своего супруга и близких родственников». Ответ на этот вопрос от авторов закона пока получить не удалось – председатель пензенского ЗакСа Валерий Лидин 23 августа находился в командировке в районе. Глава парламентского комитета по госстроительству Вадим Супиков, направивший инициативу Следкома на рассмотрение своих коллег, также оказался вне доступа.
В пресс-службе парламента получили запрос «Фонтанки» и обещали подготовить ответ 24 августа. Пока здесь смогли подтвердить, что пакет документов уже отправлен в Госдуму, а также попросили не связывать инициативу с «пакетом Яровой», где, напомним, появилась уголовная статья за недоносительство о террористических преступлениях.
– У законопроекта нет политической подоплёки, – отметили здесь.
Конституция vs совесть
У опрошенных «Фонтанкой» экспертов инициатива вызвала удивление. Доктор юридических наук, член президентского совета по правам человека Илья Шаблинский назвал законопроект «нелепым». «Спрашивается, что за бред? Если против ребёнка совершено преступление другим лицом – садистом, каким-то преступником, то какой родитель будет это скрывать? Он вызовет полицию, чтобы поймать этого человека. Если же преступление совершено другим супругом, то, нравится нам это или нет, но мужа и жену защищает статья 51 Конституции», – рассуждает юрист.
Новая статья УК придумана, «чтобы посветиться», предполагает вице-президент Гильдии российских адвокатов Сергей Попов. «Что бы ни писали в пояснительной записке, на близких родственников наказание распространяться не будет, потому что Конституция имеет прямое действие и высшую юридическую силу», – считает он.
Член Общественной палаты России, глава общественной организации «Наши дети» Юлия Зимова отмечает, что проблема есть, но законопроектом её не решить.
– Что касается побоев, угроз жизни ребёнка и здоровью, наказание за это существует. Если же мы хотим предотвращать эти проблемы, этот вопрос должен решать целый пул экспертов. Им придётся сесть и переписать большое число статей различных кодексов, – предполагает Зимова. Она добавляет: – Я не понимаю, как ты докажешь, что человек что-то видел или слышал, но не сказал. А если ты мать, и твой муж насилует дочку, дело уже не в Конституции, а в человеческой совести.
Общественница предлагает – вместо того, чтобы реформировать Уголовный кодекс, в России необходимо выстраивать работу семейных центров, институтов медиации, где семьям помогали бы решать конфликты. С ней согласна руководитель пензенского благотворительного фонда «Покров» Анна Кузнецова.
– Законы в России есть – вопрос в том, чтобы они нормально применялись. Для этого в том числе нужно, чтобы у людей росло доверие к правоохранительным органам. Ведь и сейчас туда ничто не мешает сообщить о преступлении, но многие опасаются делать это, – объясняет она.
Кузнецова подчёркивает, что основания для действий у пензенских законодателей и силовиков имелись: «Да, есть факты, когда соседи, знакомые знали, что в отношении несовершеннолетнего происходят те или иные насильственные действия, но не сообщали. Мать с сожителем жила – не рассказывала, чтобы не ссориться». Но, с другой стороны, не исключено, что найдутся люди, которые захотят нечистоплотно использовать закон: «Это могут быть те же соседи, которые будут манипулировать им в своих целях. Мы все хотим добра. Ни один законотворец не хочет зла. Но получается то, что получается».
Предвыборный сезон
Впрочем, эксперты «Фонтанки» всерьёз сомневаются, что инициатива будет принята. «По статистике, законопроекты из субъектов Федерации приходят всё время, многие из них – достаточно странные. Госдуму и Совет Федерации такие документы преодолевают редко, – отметил Сергей Попов. – Конечно, можно предположить, это из администрации президента через Пензу пришла такая инициатива, но это маловероятно. Им проще найти какого-нибудь федерального депутата, который бы внёс законопроект».
Похожим мнением поделился с «Фонтанкой» адвокат международной правозащитной группы «АГОРА» Рамиль Ахметгалиев. «Послушайте, какой-то орган из Пензы хочет направить в Госдуму некое предложение. Но всяких так называемых «инициатив», ориентированных на широкий пиар в период избирательной кампании, от разных политиков исходит огромное количество. И комментировать всю эту чепуху никакого желания нет. Вот будет официально зарегистрирован в Госдуме текст как законопроект, – тогда и можно будет официально говорить о нём», – подчеркивает юрист. Впрочем, после небольшой паузы философски добавляет, что в нашей стране «возможно всё».
Елена Кузнецова,
«Фонтанка.ру»