Связанные с Евгением Пригожиным структуры продолжают осваивать оборонный госзаказ. “Фонтанка” увидела, как ресторатор фактически пришел на смену Евгении Васильевой.
Очередные миллиарды рублей ушли из Министерства обороны в известном уже направлении. Организованные монополистом по обслуживанию военных городков АО «ГУ ЖКХ» конкурсы внешне похожи на настоящие – но это вывеска. «Фонтанка» установила, что в «конкурентной» борьбе участвуют шесть компаний, зарегистрированных на номинальных собственников. Центр управления – в офисе ООО «Мегалайн» на Васильевском острове, в штабе Евгения Пригожина.
Формирование нового супермонополиста, обслуживающего российскую армию, практически закончено. Компании, ассоциированные с Евгением Пригожиным, уже получили государственные контракты на обеспечение питания военнослужащих, на энергоснабжение, водоснабжение и обслуживание казарменного фонда военных городков. В «Мегалайн» поступает и львиная доля заказов на капитальное строительство. Сейчас самый влиятельный в России кулинар, видимо, подбирает остатки армейского пирога – госзаказы на текущий ремонт военных городков. В масштабах страны эти «остатки» потянули уже на 6 миллиардов, и сумма увеличивается каждый месяц.
Крах министра Сердюкова и его пассии Евгении Васильевой последователей кое-чему научил. Если Сердюков прямо и открыто, лично подписанным распоряжением, отдавал распродажу военной недвижимости на откуп трем частным компаниям, то в «Конкорде» всё делается более скрытно. Формально всё в полном порядке – АО «ГУ ЖКХ» объявляет конкурсы, заседает комиссия, определяется победитель. Компании-участницы не имеют отношения к «Мегалайну», а «Мегалайн» не имеет отношения к Пригожину. «Фонтанка» готова показать, что это – спектакль, который никого не обманывает.
Шесть прокладок на 6 миллиардов
В истории с военными котельными, о которой «Фонтанка» рассказывала в январе 2016 года, организаторы псевдоконкурсов оказались небрежны: назначение людей из службы безопасности Пригожина в качестве зиц-председателей подставных юридических лиц бросалось в глаза. При наступлении на рынок текущего ремонта действовали несколько тоньше.
Западный военный округ: за право текущего ремонта борются две компании – ООО «Скоция» и ООО «Экседра плюс». Документы на регистрацию поданы в один и тот же день в декабре 2014 года. В качестве наименования – специальные архитектурные термины. До 2016 года, когда «Скоция» получила госзаказов на 2 миллиарда рублей, а «Экседра Плюс» – на 0,5 миллиарда рублей, ни малейших признаков какой-либо деятельности компаний найти невозможно.
Если посмотреть в масштабах страны, то мы увидим, что заказы на текущий ремонт в Минобороны получают всего шесть компаний. Кроме «Скоции» и «Экседры Плюс», по данным «СПАРК», это «Промстандарт» (1,1 миллиарда рублей), «СК «Лидер» (754 миллиона рублей), «Феникс» (1 миллиард рублей) и «Еврогрупп» (666 миллионов рублей).
Эти компании периодически выигрывают или проигрывают конкурсы, но так или иначе весь текущий ремонт военных городков поделили именно они.
Ни одна из этих «строительных фирм» никогда и нигде не проявилась до 2016 года. «Фонтанка» связалась с номинальными хозяевами и руководителями.
Собственник и генеральный директор ООО «Скоция» Екатерина Цапкова: «Извините, я очень занята, у меня нет времени с вами разговаривать». После вопроса об адресе офиса повесила трубку.
Собственник и генеральный директор ООО «Экседра Плюс» Юлия Хохлова, судя по социальным сетям, – подружка «конкурентки» Цапковой: «Где находится офис компании? А почему я вообще должна отвечать на этот вопрос? Мне сейчас некогда с вами разговаривать. Не знаю, когда будет время, не на этой неделе точно».
Собственник и генеральный директор «Феникса» Иван Кохан, со слов домашних, в разгар рабочего дня оказался на даче. На просьбу перезвонить не отреагировал.
Собственников и генеральных директоров «Еврогрупп» и «Промстандарта» Андрея Манделя и Анастасию Фомину обнаружить не удалось.
Собственник и генеральный директор «СК «Лидер» Вячеслав Парфенов: «Нет, не поделюсь я с вами историей своего успеха. Зачем вам это? Давайте мы этот вопрос опустим. Узнавайте своими силами, всё найдете в открытых источниках. До свидания!»
Это провал, подумал Штирлиц
«Фонтанка» всегда следует хорошим советам. Открытые источники убедительно показывают, что «собственники» и «генеральные директора» – суть ширмы, за которыми небрежно спрятан монополист «Мегалайн».
Несложно выяснить, что все шесть фирм пользуются для отправки отчетности сервисами, представляемыми компанией «СБИС». Которая, в свою очередь, публикует электронные адреса, с которых эта отчетность приходит.
Открытые источники показывают, что отчетность «непримиримых конкурентов» «СК «Лидер», «Еврогрупп», «Феникс» и «Экседра Плюс» отсылается с одного и того же «говорящего» электронного адреса – megaline.buh@gmail.com.
Отчетность «Скоции» и «Промстандарта» отсылается с не менее интересного адреса – e.havanova@office-vp.spb.ru. Заметим, что office-vp.spb.ru – доменное имя корпоративной почты «Мегалайна». А также других компаний, которые неформально объединены под эгидой империи Егения Пригожина.
Диалектика конкуренции
Продолжая по совету господина Парфенова изучать открытые источники, мы наткнулись на весьма откровенные резюме, которые размещают в Сети бывшие и действующие сотрудники «Мегалайна» в поисках новой работы (судя по количеству резюме, текучка в холдинге огромная). Конспирация оказалась не на высоте.
Например, бывший «руководитель управления текущего ремонта по Западному военному округу» Вячеслав (фамилия известна редакции) описывает свои достижения в декабре 2015-го - апреле 2016 года: «Создание управления (численность 60 чел.). Организация работ по текущему ремонту КЖФ (казарменно-жилищного фонда. – Прим. ред.) воинских частей Западного военного округа со стороны генподрядчика. Организация работ субподрядчиками и бригадами».
Место работы Вячеслав обозначает так: «Скоция», «Экседра плюс» («Мегалайн»). Наверное, удобно руководить текущим ремонтом одновременно в двух фирмах-конкурентах. «Фонтанка» поинтересовалась, как такое возможно.
– Вячеслав Аркадьевич, хотелось бы поговорить с вами о вашей работе на господина Пригожина.
– Я у него полгода всего отработал. И не хочу проблем.
– В вашем резюме, размещенном на ряде открытых интернет-ресурсов, вы прямо указываете на связь между «Мегалайном», а также компаниями «Скоция» и «Экседра Плюс»...
– Ну да, наверное, какая-то есть… Естественно… А почему нет? Я не думаю, что в этом есть какой-то криминал. Мы сидели в одном и том же офисе, в бизнес-центре «Мегалайна». Я не вижу в этом никаких проблем.
– Не видите проблем в том, что две фирмы под управлением зиц-председателей выступают в качестве псевдоконкурентов в госконтрактах? Вам не кажется, что в этом элемент жульничества, которым занимается «Конкорд»-«Мегалайн»?
– Это не вчера и не сегодня родилось, поэтому я ничего не могу ни опровергнуть, ни подтвердить. Я связан определенными подписками и понятийными обязательствами. Зачем мне лишние неприятности?
«Фонтанка» с пониманием отнеслась к нерешительности Вячеслава, тем более что об обстоятельствах его увольнения ходят неприятные слухи. О достоверности слухов мы спросили у него самого:
– Извините за личный вопрос. Это правда, что в отношении вас Пригожин осуществил физическое насилие?
– Ну всё это… Я не хочу распространяться...
– Мне кажется, что вы ответили на вопрос.
– Я как бы не подтверждаю и не опровергаю.
После беседы с «Фонтанкой» все упоминания о «Мегалайне» из резюме пропали, но кэш поисковиков помнит.
«ГУ ЖКХ» поделилось полномочиями
Не менее интересным показалось и резюме инженера Константина из Пскова (фамилия известна редакции), который работал в «Скоции» в апреле – мае 2016 года. Он утверждал, что не только организовывал строительные работы, но и одновременно являлся представителем по доверенности АО «ГУ ЖКХ» с правом организовывать и проводить совещания; предоставлять информацию по запросу; подписывать и направлять письма в военные округа и флота в целях организации пропускного режима; участвовать в совещаниях, проводимых представителями Минобороны России по вопросам текущего ремонта; запрашивать информацию в целях реализации программы текущего ремонта в органах Минобороны России, органах государственной власти и иных организациях; проводить осмотры объектов, их видео- и фотофиксацию, необходимые испытания и измерения в части, касающейся текущего ремонта».
Фактическое совпадение полномочий заказчика и подрядчика изумило «Фонтанку». Константин до объяснений не снизошел: «Сейчас там не работаю и никакого отношения не имею. Ничего сказать не уполномочен. В какой компании я работал, сказать не могу. Извините, никакой информации не даю».
Через час после разговора все упоминания о «Скоции», «ГУ ЖКХ» и оборонном заказе из резюме исчезли.
Калейдоскоп работодателей
Инженер по имени Светлана из Мурманска (фамилия известна редакции) поделилась с «Фонтанкой» своей историей. В июне 2016 года она отозвалась на вакансию ГК «Движение». Заключить договор ей предложили с ООО «СК «Лидер», а попытки получить свой подписанный экземпляр привели к общению с менеджером по персоналу из ООО «Экседра Плюс». Её руководители и проверяющие, приезжавшие из Петербурга, как рассказывает Светлана, отрекомендовались представителями «Мегалайна» или «Конкорда». Ошарашенная чередой формально не связанных между собой юридических лиц и размером заработной платы, не соответствующей договоренностям, Светлана написала заявление об увольнении по собственному желанию. С июля она безуспешно пытается получить свою трудовую книжку, проблемы с увольнением заставили её обратиться в трудовую инспекцию и Следственный комитет.
Бывшие сотрудники аппарата многопрофильной организации с многими именами объяснили «Фонтанке», что кадровая неразбериха легко объяснима.
Группа компаний «Движение» – это несуществующая организация, от имени которой публикуются вакансии всех юридических лиц, входящих в неформальную империю – ресторанный бизнес, кейтеринг, военное и гражданское общественное питание, военное и гражданское строительство, и прочая, и прочая, и прочая.
Все эти юридические лица находятся под общим управлением. «Мегалайн» координирует деятельность компаний, завязанных на армейский госзаказ. Всё кадровое производство сконцентрировано в петербургском офисе, на 17-й линии Васильевского острова, дом 54, корпус «Д», офис 423, как из лифта, так направо. Часть делопроизводства – в корпусе «А».
Так как каждый работник отдела персонала «ведет» по несколько юридических лиц, некоторая путаница в адресах и подписях неизбежна. Роль формальных собственников и руководителей компаний-прокладок сводится к подписанию доверенностей.
В том, кто в действительности является главой компании, ни у кого сомнений нет. Евгений Пригожин, как рассказывают «Фонтанке» бывшие работники строительного блока империи, иногда проводит производственные совещания по тем объектам строительства, которые курирует лично, – например, возведение нового военного городка в Валуйках.
Неизбежность «Мегалайна»
Вроде бы ничего не мешает независимым строителям выйти на конкурс и попытаться перебить цену мегалайновской «прокладки». Но это не так, вмешательство конкурента со стороны практически исключено. Внимание «Фонтанки» обратили на то, как составлены технические задания.
Каждый лот формируется таким образом, что в него включены объекты, разбросанные по всей территории военного округа. В одном задании объединяются ремонт кровли в Тверской области, внутренних помещений в подмосковном Солнечногорске и в Курске, ремонт лестницы в Калуге, бетонные работы в Белоруссии и замена сантехники в Петербурге. Понятно, что, кроме монополиста, никому такой разброс не под силу. «Мегалайну», кстати, тоже не под силу, и большинство работ производится силами субподрядчиков, которым навязывают условия, похожие на кабальные.
Незаменимость
Все наши собеседники подчеркивают: это надолго. Уже выстроена система, при которой весь цикл жизни военных городков, от строительства до покоса газонов, обеспечивается не столько профильными структурами Минобороны, сколько региональными представительствами «Мегалайна». Концессии, о которой «Конкорд» грезил два года назад, в силу закона не вышло. Получилось ещё лучше – те же деньги, но без ответственности. Напомним: Евгения Пригожина среди собственников или руководителей коммерческих компаний, работающих по военному госзаказу, нет. Есть россыпь легко взаимозаменяемых обществ с ограниченной ответственностью, зарегистрированных на номиналов. Взять с них нечего.
«Фонтанка» обратилась в ООО «Мегалайн» с вопросом о компаниях ООО "Промстандарт", "СК "Лидер", "Феникс", "Еврогрупп", "Экседра Плюс" и "Скоция", которые, по данным редакции, принадлежат номинальным владельцам, а фактически управляются ООО "Мегалайн".
Генеральный директор «Мегалайна» Геннадий Корупятник: «В ответ на ваш запрос сообщаю, что ООО «Мегалайн» не располагает информацией об аффилированности перечисленных вами компаний».
Ответ Геннадий Корупятник прислал по электронной почте. Его адрес зарегистрирован на том же корпоративном домене office-vp.spb.ru, что и адрес бухгалтера «Скоции» и «Промстандарта».
Денис Коротков, «Фонтанка.ру"