Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Юлмарт» слил цифровой контент

«Юлмарт» слил цифровой контент

930
Сергей Ермохин/ДП

Ретейлер избавился от бизнеса по продаже оборудования для спутникового и цифрового ТВ и части пакета в онлайн-сервисах Zvooq и Bookmate. Зато начал торговать одеждой и товарами для взрослых.

Кризис заставил «Юлмарт» отказаться от направления, связанного с продажами цифрового контента, лидером в котором он намеревался стать, а также отложить планы по запуску торговли подержанными автомобилями. Компенсировать спад на рынке бытовой техники и электроники компания решила с помощью брендовой одежды и товаров для взрослых.

Крупнейший петербургский онлайн-ретейлер «Юлмарт» впервые за два года раскрыл подробные финансовые результаты. По итогам января-июня выручка компании составила 20,7 млрд рублей, что на 1,6% больше, чем годом ранее. Однако в 2014 году выручка ретейлера за этот период составляла 21,3 млрд рублей.

На итоги повлияло исключение из отчетности показателей сети No Limit Electronics (NLE), специализирующейся на продаже оборудования для спутникового и цифрового телевидения. Как пояснил «Фонтанке» генеральный директор «Юлмарта» Сергей Федоринов, данный проект больше не имеет отношения к ретейлеру. «Это было пилотное сотрудничество с целью выявить новые возможности. Мы попробовали разные варианты, но по взаимному согласию решили, что объединять компании смысла нет», – пояснил он.

«Юлмарт» объявил о намерении купить 100% ООО «Спутниковая компания», управляющего сетью No Limit Electronics, в конце 2014 года и закрыл сделку в начале 2015-го. Тогда бизнес оценивался в $ 200 – 300 млн. В обмен владельцы NLE должны были стать миноритариями «Юлмарта», получив 10% компании. На тот момент 100% ООО «Спутниковая компания» принадлежало ОАО «ПСК», которым, в свою очередь, в равных долях владели Юлия Планина и Родион Гуркин.

По словам Сергея Федоринова, сделка изначально предполагала «мягкую договоренность». Таким образом, сейчас акции ООО «Спутниковая компания» вернулись прежним владельцам, а «Юлмарт» получил назад 10% компании.

Согласно сайту NLE, она управляет 51 магазином (из них один в Петербурге). Столько же было на момент покупки «Юлмартом», хотя компания объявляла о планах увеличить сеть как минимум на 20%. По данным СПАРК, выручка ООО «Спутниковая компания» в 2015 году составила 616 млн рублей, что на 36% меньше, чем годом ранее. Прибыль составила всего лишь 535 тысяч рублей. Связаться с Юлией Планиной и Родионом Гуркиным не удалось. Директор «ПСК» Оксана Иванова отказалась прокомментировать разрыв с «Юлмартом» и сообщила, что дальнейшая стратегия развития сети будет утверждена в ближайший квартал.

Еще до покупки NLE «Юлмарт» заявлял о планах стать ведущим поставщиком цифрового контента – книг, музыки, видео, игр и софта. С этой целью компания купила долю в Dream Industries (онлайн-сервисы по продаже музыки Zvooq и книг Bookmate). Часть пакета ретейлер приобрёл у фонда Koshigi своего совладельца Дмитрия Костыгина за $ 6,5 млн, вторую — обменял на собственные акции.

Как пояснил Сергей Федоринов, эта сделка, как и в случае с NLE, также предполагает «мягкую договоренность». Однако в данном случае планируется не вернуть долю прежнему владельцу, а перепродать ее внешнему инвестору. «По части пакета уже есть договоренность», – сказал он, однако имя покупателя и сумму сделки не назвал. Ранее сообщалось, что в июне Zvooq привлек $ 5 млн, но тогда в числе соинвесторов назывался сам «Юлмарт».

Финансовые показатели Dream Industries не раскрываются. В своей отчетности «Юлмарт» указывает, что входящим в его состав сервисам удалось увеличить аудиторию по итогам полугодия: Zvooq нарастил число подписчиков на 17%, Bookmate – на 4%. Перспективы полной продажи пакета Сергей Федоринов не озвучил, однако ссылки на проекты Zvooq и Bookmate исчезли с главной страницы «Юлмарта».

Также ретейлер притормозил с автомобильным бизнесом. Ранее Дмитрий Костыгин говорил о намерении в начале 2016 года приступить к торговле подержанными машинами. Однако в отчете за первое полугодие указывается, что это направление по-прежнему находится в планах.

Препятствием для развития новых проектов стал кризис. По экспертным оценкам, в 2015 году рынок бытовой, компьютерной техники и электроники, на которую в совокупности приходится более 80% «Юлмарта», сократился на 14% в денежном выражении.

«Расширение портфеля не очень соотносилось с задачей по сохранению операционных показателей. На повестке дня были другие, более важные задачи, связанные с изменением конъюнктуры рынка», – признает Сергей Федоринов. Впрочем, по его словам, пилот по продаже подержанных машин все-таки будет запущен до конца 2016 года, но это будет «партнерский проект», то есть «Юлмарт» выступит как витрина для другого продавца. В формате маркет-плейса «Юлмарт» также намерен развивать купонно-ваучерное пространство wishni.ru и мобильное приложение «Консьерж App».

Что касается развития собственного ассортимента, то компенсировать спад на рынке бытовой техники и электроники частично позволило расширение ассортимента детских товаров (доля в продажах выросла с 1,8% на июль 2014 года до 5% на июль 2016 года), товаров для ремонта (с 1% до 11%), автотоваров (с 2,1% до 8%). В начале 2016 года ретейлер запустил онлайн-аутлет брендовой одежды thelabels.ru, а во втором квартале начал продавать товары «для взрослых». Сейчас их ассортимент представлен в трех категориях – «товары для БДСМ», «секс-игрушки», «интимная косметика».

По мнению экспертов, решение «Юлмарта» выйти из проекта по развитию цифрового контента является правильным. «Хотя число абонентов цифрового и спутникового ТВ растет, в этом сегменте все сложнее зарабатывать, поскольку провайдеры и операторы предпочитают работать с клиентами напрямую, лишая дистрибьюторов дохода», – комментирует директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.

Что касается реализации самого мультимедийного контента, то, пока в России развито пиратство, это направление не позволяет генерировать прибыль. «Вкладывать большие инвестиции, чтобы конкурировать с такими гигантами, как «Яндекс», Apple, Google, рискованно», – считает эксперт.

Ввод в ассортимент новых категорий и услуг в условиях спада на рынке бытовой техники и электроники оправдан, однако, не выделяя их в отдельный бизнес, компания рискует потерять управляемость. «В последнее время работа «Юлмарта» сопровождалась сбоями и ухудшением сервиса. Но если сдаешь позиции в ключевом бизнесе, есть смысл задуматься, следует ли так активно браться за новые направления», – заключил Иван Федяков.

Галина Бояркова,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях