Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финляндия Первый раз в финский класс: без цветов, бантов и пафоса

Первый раз в финский класс: без цветов, бантов и пафоса

635

В жизнь финского ребенка школа входит постепенно и буднично. Готовиться к ней начинают лет с пяти: в детском саду детей приохочивают потихоньку к недолгим организованным занятиям, когда надо сидеть за столом и что-то по заданию воспитателя делать.

С шести лет дети занимаются в подготовительной школе, неспеша подбираясь к буквам и цифрам. Иногда "подготовишка" работает при настоящей школе, иногда в детском саду, но суть занятий одна — постепенно приучить дитя к мысли, что сидеть за столом, слушать педагога и что-то по его заданию делать — реальность следующих десяти и более лет.

В этом смысле родители "детсадовских" могут не беспокоиться: им не надо "готовить ребенка к школе". Он к семи годам обычно уже все умеет — и одеваться, и есть ножом с вилкой, и выстраиваться в более или менее аккуратную очередь, и, если что, жаловаться учителю на одноклассников, потому что давать сдачи тут не принято. Остается только купить рюкзак, пенал с карандашиками, подобрать сменную обувь, оформить телефон, если считают нужным… все.

Рюкзак с пеналом мы купили заранее — 31 августа. Телефон отложили до того момента, когда ребенок начнет ходить в школу самостоятельно.

Новоиспеченный школьник явно волновался, хотя старался этого не показывать. Из повторявшихся все лето родительских реплик он, похоже, сделал вывод, что школа — это место, где все надо делать быстро, вовремя и, главное, правильно, а то заругают. Конечно, мы не хотели его стращать, но травмы папиного и маминого детства сделали это за нас, хотя мы и знали умом, что нынешняя школа — место, скорее, приятное. В том числе и для родителей.

Погладили джинсы, выбрали красную футболку с Суперменом и пошли, влившись по пути в набирающий силу поток детей и родителей. Старшеклассники бодро обгоняли нас на велосипедах. Ничто не напоминало, что наша школа — Vesalan ala-aste — считается в "приличных районах" чуть ли не самой ужасной школой в Хельсинки. Впрочем, на форумах мнения родителей делились на две неравные половины: большая часть школу хвалила, а те, кто ругал, делали это как-то слишком обиженно. Что бесспорно — по составу учащихся это, кажется, самая интернациональная школа Хельсинки. На подходе возникло ощущение "маленькой Америки": по паркингу сновали машины, стояли "под парами" два "школьных такси", и дети во дворе тусовались всех цветов и оттенков. И в нашем классе примерно треть учеников представляют самые разные народности.

Однако ощущение "Америки" быстро рассеялось, потому что наш класс размещался… в бараке.

Источник:

Ась? Пропагандисты, молчать! Сейчас все объясню.

То, что в Финляндии называют parakki-koulu (школа барачного типа), — это на самом деле аккуратное сооружение из просторных современных бытовок, с туалетами, вестибюлями, пандусами и всем необходимым. На каждый класс приходится блок из четырех совмещенных бытовок с отдельным выходом во двор — этакий таун-хаус, который сооружается, если в школе проводится длительный капитальный ремонт.

Школа барачного типа получила в последнее время широкое распространение, потому что многие школьные здания 60 - 70-х годов постройки, сооруженные в разгар урбанизации в ”спальных районах”, выводятся из эксплуатации из-за проблем с качеством воздуха — проще говоря, поспешно возведенные здания с годами… заплесневели. Плесень в помещениях стала настоящим бичом как в общественных зданиях, так и в жилых домах. Иногда, если плесенью поражены значительные площади, здание приходится сносить.

В этом дворе толпились дети и родители в ожидании учителей. Слышалась разноязыкая речь. Русская семья пришла в составе четырех поколений: сам первоклассник, мама, бабушка и прабабушка. Утюжкой джинсов озаботились немногие. Куда больше было тех, кто по детсадовской привычке пришел в трениках. Но в целом мы попали в тренд. Я тихо порадовалась, что можно не шипеть на ребенка "куда ты полез, брюки запачкаешь". Впрочем, ребенок и так никуда не лез. Он тихо волновался рядом с папой.

Ровно в девять наш "таун-хаус" открыли и учительница запустила в класс всех: два десятка первоклассников, родителей, младших братьев с сестрами, которые начали носиться по рядам. На организационные вопросы ушел весь первый урок. Дети сидели за партами, особо смелые пытались качаться на стульях. Родителям выдавали пароли от интранета Wilma и распечатки с данными детей для проверки.

Wilma — интранет, который обеспечивает связь родителей ребенка с учителями. Система позволяет обмениваться сообщениями, там публикуется учебное расписание, в Wilma заносятся даты будущих контрольных, оценки, замечания, составляются и заполняются различные документы, например, педагогические отчеты, необходимые для того, чтобы назначить ребенку разного рода дополнительные или усиленные занятия и т. д. В финской школе интранет заменяет традиционные дневники.

Наша учительница (тэг #тридцатьлетвшколе) сразу продиктовала всем свой телефон, потому что "директор новый, суета, компьютер когда еще установят".

"Ага", — подумала я почему-то с облегчением. Потом она поругала новую школьную программу, построенную на основе "изучения явлений в комплексе" и "стирающую границы между предметами" — "явления, явления, и как мы раньше-то учили?". Что-то в ее интонации подсказывало, что она все те самые тридцать лет стирает границы, и методисты ее в этом плане ничему новому не научат.

Вступающая в силу в этом учебном году Программа обучения в базовой школе меняет структуру обучения от предметной к тематической и фокусируется на индивидуальности ученика. Например, в соответствии с ней в 1 - 2-м классах природоведение дается в форме тематических комплексов, в рамках которых ученики изучают среду своей жизнедеятельности и то, как они сами действуют, будучи членами коллектива. С помощью заданий, использующих принцип решения проблем или исследования, в детях развивают любознательность и общий интерес к явлениям окружающей среды. Помимо этого дети будут учиться ориентироваться в окружающей среде и давать названия её явлениям, осваивать навыки, способствующие их благополучию и безопасности.

После этого родителей отправили переживать по домам до 12.00.

На продленку, которую организует наш районный футбольный клуб, мы в первый день решили не ходить. В дальнейшем сотрудник клуба будет забирать детей прямо из школы — помещение расположено в трех минутах ходьбы. А после осенних каникул дети будут отправляться туда сами.

После уроков ребенок держался таинственно и был явно доволен, но чем именно — не говорил, хотя на вопросы отвечал. В столовой кормили макаронной запеканкой с мясом. Понравилось. Домашку не задавали. А вообще было приятно. Что именно? Поди пойми. Но нам тоже стало приятно.

Первый день учебы мы отметили пиццей — любимым блюдом сына. В Финляндии "первый раз в первый класс" не празднуют: торжественным днем считается выпускной. Но родителей первоклассников принято поздравлять в кругу родственников и друзей.

Интранет пока девственно пуст — ни расписания, ни сообщений. Но нам сказали, что всю первую неделю будет только три урока — видимо, со "стиранием границ".

Теперь будем ждать индивидуальной встречи с учительницей — примерно через месяц-полтора. Подозреваю, что нам предстоит узнать про нашего первоклассника много нового и интересного.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях