Разгром украинской диверсионной сети в Крыму позволит России покончить с «нормандским» форматом переговоров по Донбассу, заключить новые соглашения и окончательно «разлучить» Украину и НАТО - считают эксперты «Фонтанки».
В Крыму была развёрнута мощная агентурная сеть Главного управления разведки (ГУР) Украины, но российским спецслужбам удалось её обезвредить. И поймать диверсантов, готовивших серию терактов на полуострове. Об этом сообщила 10 августа пресс-служба ФСБ. «Украина перешла к практике террора», – немедленно объявил президент Путин. И отказался от продолжения переговоров по Донбассу в «нормандском формате». Украина обвинила Россию в «бессмысленной и циничной» инсценировке.
Целью злоумышленников в Крыму была, как сообщает пресс-служба ФСБ, «дестабилизация социально-политической обстановки в регионе». Действовали три диверсионные группы. Первую российские спецназовцы взяли в ночь на 7 августа возле города Армянска, на севере Крыма. У террористов нашли взрывные устройства, мины, «а также гранаты и спецоружие, состоящие на вооружении специальных подразделений вооруженных сил Украины». Погибли двое российских военных, имён которых не называют. В ночь на 8 августа, продолжает пресс-релиз, в Крым попытались прорваться ещё две диверсионно-террористические группы. «Подразделения ФСБ России и взаимодействующих ведомств» нейтрализовали и их. Задержаны семеро предполагаемых преступников: Панов Евгений Александрович 1977 года рождения, «житель Запорожской области, сотрудник ГУР МО Украины», и Захтей Андрей Романович. Оба, сообщило МИД, уже дают признательные показания. Среди других задержанных есть граждане России – жители Крыма. Газета «Коммерсант» добавляет, что террористы планировали покуситься на туристические объекты Крыма, чтобы подорвать основу успешной экономики региона.
Антидиверсия
«Фонтанка» спросила у крымчан, что происходит вокруг них после спасения полуострова от террора. Выяснилось, что ничего нового. Если бы не новости от ФСБ, Крым мог совсем не заметить, что его хотели атаковать. Как рассказала крымчанка Ирина Прокопюк, тревогу вызывали только косвенные признаки.
– В течение трёх дней у нас ходили слухи, что что-то творится на севере Крыма, – говорит Ирина. – Стало известно, что перекрыты три КПП, ведущие на Украину. Странно только, что перекрыты они были на выезд, а не на въезд. На дорогах там возникли огромные пробки. Большая часть тех, кто ждал в этих пробках, это люди, которым нужно попасть на поезд на Украине, и они опаздывали. Многие переходят эти КПП пешком, потому что обычно это быстрее, чем на автобусе. Люди стояли в очереди на жаре, падали в обморок. Только 10 числа появилась информация, что МЧС собирается подвозить питьевую воду. Установили биотуалеты. В Джанкое и в Армянске на сутки были отключены сотовая связь и Интернет. Потом в соцсетях появились сканы объявлений о розыске предполагаемых преступников – двух человек славянской внешности в военной форме, но никакой официальной информации об этом я найти не могла.
В целом, добавила крымчанка, её знакомые отнеслись к сообщению ФСБ без особого трепета.
– Мы же к такому привычны, – напоминает Ирина. – Такая ситуация у нас уже была: сообщения о террористах с Украины появились в 2014 году, и нас, как вы знаете, защитили.
Действительно, в апреле 2014 года, вскоре после присоединения Крыма к России, ФСБ объявила о задержании 25 «бандеровцев»-террористов. Позже выяснилось, что граждан Украины действительно задерживали, а потом по-тихому отпустили, не отыскав в их действиях ничего преступного.
После новости о предотвращённых диверсиях в Крыму логично было бы ожидать усиления мер безопасности. Однако ничего подобного крымчане тоже не замечают.
– Может, где-то что-то и укрепили, но этого не заметно, – уверяет житель Ялты Павел Бузин.
Тем не менее глава региона Сергей Аксёнов объявил, что крымчане рвутся патрулировать улицы. Собеседники «Фонтанки» подтверждают это частично.
– Я вообще ничего об этом не слышал, – говорит Павел Бузин. – И никуда, конечно, не пойду, у меня своих дел полно.
Ирина говорит, что желающие помочь властям на улицах найдутся непременно, причём это будут люди с опытом.
– Это местные казаки, – объясняет Ирина. – Они благополучно патрулировали улицы и весной 2014 года. Тогда они помогли создать оцепление украинских воинских частей, прежде чем появились «вежливые люди».
«Повезло»
«Отвлечение внимания собственного народа от бедственного положения в экономике», – так объяснил президент Путин действия украинского правительства, ответственного, по его убеждению, за подготовку диверсий (цитата по «Российской газете»). А вот как он выразился в адрес украинского коллеги: «Люди, которые захватили власть в Киеве, продолжают ее удерживать и грабить свой народ».
Подобных слов в адрес Петра Порошенко мы от Путина прежде не слыхали. И эти «захватившие власть», продолжал наш президент, теперь «перешли к практике террора». Он добавил, что «с российской стороны убито двое военнослужащих», а мы «мимо таких вещей проходить не будем». Это сразу напомнило о том, как не должны были «отделаться помидорами» турки, сбившие в прошлом году российский самолёт.
В мире не все поверили в разоблачения, сделанные Россией в адрес Украины. Историю двухлетней давности вспомнила не только крымчанка. «Это не первое ложное обвинение Украины Россией», – написал в Твиттере посол США на Украине Джеффри Пайетт.
– Такие вещи происходили и раньше, – директор института политического и военного анализа Александр Шаравин тоже напоминает историю с задержанием «террористов» в 2014 году.
«Фонтанка» попросила оценить сообщение ФСБ специалиста по пиару и информационным войнам – политолога, преподавателя Московской финансово-юридической академии, эксперта Московского центра Карнеги Олега Воронина.
– Сфальсифицировать такую новость на государственном уровне практически невозможно, – считает он. – Это слишком легко проверить и опровергнуть. И власть не настолько глупа, чтобы делать фальсификации на таком уровне, уши всё-таки растут.
По мнению политолога, украинцы действительно могли готовить какие-то акции в Крыму, а Россия – узнать об этом и воспользоваться в своих целях.
– Повезло, – коротко характеризует он развитие событий, не уточняя, кому именно.
«Повезти» здесь, считают эксперты «Фонтанки», могло обеим сторонам. Как Россия, так и Украина могут извлечь из ситуации выгоду.
«Нормандии» – нема
Ветераны антитеррора с опытом боевых действий в разговорах с «Фонтанкой» повторяли версию о том, что украинцы действительно затеяли диверсию, но не сами: их науськивал Госдеп.
– Тонкие ниточки у США везде есть, вся Украина опутана американской сетью, – объяснил «Фонтанке» такую точку зрения член совета Ассоциации ветеранов подразделений антитеррора Юрий Дёмин. – И всё, что ни делается, делается по их указке.
С участием того же Госдепа, комментирует ветеран спецназа, всё могло быть нарочно задумано так, чтоб диверсанты попались.
– А может, они и хотели, чтобы их как можно скорее поймали? – предполагает он.
В результате можно, видимо, ставить крест на минских договорённостях: президент Путин объявил, что Россия не будет участвовать во встрече «нормандской четвёрки», которая была запланирована на сентябрь, во время саммита G20 в Китае. Эти переговоры, сказал наш президент, больше не имеют смысла. Украинцам, по версии Юрия Дёмина, только это и надо было. А российскую реакцию они вместе с американскими кураторами, вероятно, гениально предвидели.
– Украина разделилась, – ещё один ветеран антитеррора, специалист по психологии терроризма Игорь Карпов тоже считает, что конец «нормандского формата» выгоден Украине. – Порошенко в каких-то вопросах лавирует, но на западе Украины выходят на улицы люди, которые не считают, что с утратой Крыма надо смириться.
Кто и зачем
А вот политолог Алексей Арбатов, академик РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений, считает, что Америке в частности и Западу в целом эта диверсионная история – кость в горле.
– Американцы не занимаются темой Украины, им совершенно всё равно, что происходит в Крыму, – объясняет академик. – Для Запада проблема Украины – как нарывающая заноза, сейчас он как будто забыл о ней – и рад этому. Они уже переключились на Сирию. И то, что на Украине всё опять обострилось, для них – шок.
Так что Запад, по мнению Арбатова, тут никакой роли не играет. А играть роль могут, говорит он, «или Украина, или кто-то вне Украины, кто заинтересован в обострении кризиса».
Разоблачённые украинские диверсанты – хороший повод открыто отказаться от «нормандского» формата и Минских договорённостей.
– Надо было поставить вопрос о стагнации Минского процесса, который уже больше года не движется, – предполагает Арбатов. – Больше того – он имеет тенденцию к распаду, потому что возобновились обстрелы. То, что Путин отказался обсуждать это в «нормандском» формате, должно вынести тему на передний план.
С такой точкой зрения согласен и Александр Шаравин.
– Очевидно, что минские договорённости не выполнялись, все переговоры вокруг Донецка и Луганска зашли в тупик, – считает он. – И «нормандский» формат действительно себя изжил. Подписанные соглашения просто невыполнимы. Кто именно их не выполняет – уже не так важно. Их не соблюдают обе стороны. Украинская просто не может их в таком виде выполнить. Действительно, нужно менять формат переговоров. Может быть, они пойдут в другом составе. Может быть, выйдут на другой уровень ответственности. Трудно сказать, как это будет сделано. Но то, что попытка переформатирования есть, мне кажется очевидным.
Украина тоже может снять «сливки» с истории с диверсантами – откуда бы те ни взялись.
– Отказ Путина от участия в «нормандском» формате выгоден Порошенко, – предполагает Алексей Арбатов. – Такой шаг Путина выставляет Россию в невыгодном свете, а Украину – в выгодном: она – опять жертва, ей опять угрожают. На Западе в большинстве ведь не поверили сообщениям ФСБ, зато на Украину снова переключено внимание.
Без войны, без Донбасса, без НАТО
Говоря о выгоде для Украины, Алексей Арбатов делает оговорку: только в том случае, «если всё не перерастёт в новую войну». Александр Шаравин убеждён, что этого не случится.
– Конечно, и от украинской стороны, и от российской можно ожидать чего угодно, – признаёт он. – Но я очень надеюсь, что этого не произойдёт. Я просто не вижу в этом смысла. Присоединить Донбасс? Не дай бог. Мы видим, как тяжело идёт адаптация Крыма. Но то – Крым, регион с большим потенциалом в перспективе. А тут – разрушенный Донбасс. Зачем нам это надо?
Алексей Арбатов тоже считает, что до новых боевых действий с участием «отпускников» и военторгов дело не дойдёт.
– Россия крайне не заинтересована в новых военных действиях, более того – они были бы катастрофой, – убеждён он. – Вторая волна военных действий может привести уже к прямому военному столкновению России и НАТО. Если начнутся новые боевые действия на Украине, США могут сделать то, чего не делали до сих пор: начать поставки Украине оружия вместе с тысячами советников. Россия, несомненно, ответит резкой эскалацией своего военного участия. И тут – один шаг до прямого вооружённого конфликта с НАТО.
События развиваются так, что мирным путём, по словам Арбатова, Россия теперь может «решить проблемы, которые не решились путём территориальных изменений».
– В будущем должен быть закреплён статус Украины как нейтрального в военно-политическом смысле государства, – объясняет академик нашу цель.
Средство для достижения цели – переговоры, соглашения.
– Если все пункты соглашений будут выполняться, – продолжает Арбатов, – если будет закреплён статус регионов Донбасса, территориальные проблемы Украины не решатся. А значит, она не сможет вступить в НАТО.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»