Кризис позволил лидерам петербургского авторынка укрепить свое положение. Крупнейшие автодилеры увеличили продажи по итогам полугодия на 12% после провала на 36% в 2015 году. Драйверами роста стали Hyundai, Lada и Ford. По итогам первого полугодия 2016 года 20 ведущих автомобильных холдингов Северной столицы продали 76,4% от всех новых машин, тогда как год назад на 11 п.п. меньше — 65,4%. Те, кто не сумел расширить портфель и не научился зарабатывать на подержанных автомобилях, вынуждены покидать рынок.
Кризис позволил лидерам петербургского авторынка укрепить свое положение. Такой вывод следует из отчета аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб». Продажи новых автомобилей Северной столицы по итогам полугодия продолжили падение, просев на 4%. Однако топ-20 дилеров все же выехали из кризисной ямы. Всего крупнейшие игроки продали 43 512 машин, что больше на 12%, чем за тот же период год назад. Для сравнения: за прошлый год их объемы просели на 35,8%.
На фоне экономической ситуации новых салонов участники рынка практически не открывали. Исключения составили: «Максимум», который начал продавать "УАЗ" на Старой Деревне, «Автопродикс», который в мае запустил салон премиального бренда Porsche на месте обанкротившегося «Спорт-Мобиля», а также ГК Wagner, который расширил портфель за счет премиальной марки Mercedes – официальный запуск салона на Таллинском шоссе намечен на 11 августа.
Дорогие машины становятся более интересными с точки зрения диверсификации портфеля, признают дилеры. Хотя они не дают существенного прироста продаж в штуках, но способны обеспечить неплохой доход. «На один салон требуется меньше сотрудников, продажи и операционные затраты прогнозировать проще, средний чек сервиса больше, поэтому с учетом всех этих факторов можно сказать, что рентабельность у премиума выше», – рассказывал нам ранее директор дилера Porsche «Автопродикс Спорт» Андрей Гвозденко.
«Количество продаж, конечно, важный для нас показатель. Но мы акцентируется на доходности бизнеса», – соглашается Александр Иванов, председатель совета директоров ГК Wagner, комментируя выбор в качестве новой марки Mercedes.
Впрочем, зависимость между ценой и доходностью не всегда прямая, уточняет директор по маркетингу «Максимума» Александр Эрнезакс. «Например, лучше всего прибыль у салонов Toyota, но этот бренд в нынешних условиях сеть расширять не планирует», – говорит он.
В основном же рост продаж дилеров обеспечили уже имеющиеся в портфеле бренды, в первую очередь самые продаваемые (Hyundai, LADA), а также те марки, спрос на которые восстанавливался самыми быстрыми темпами (Ford).
К примеру, лидер рынка ГК «Рольф» (Hyundai, Ford, Skoda, Renault) продал в январе – июне 9180 машин, что на 24% больше, чем год назад. За счет этого доля компании на рынке выросла на 3,6 п.п. А вот на второе место по числу проданных авто вырвался новичок – Объединенная автомобильная корпорация Андрея Ивойлова. Хотя год назад принадлежавшие предпринимателю салоны LADA, Nissan, Subaru, FAW и Daewoo уже работали, они не были объединены в одну структуру и не занимали позиций в рейтинге. Рывок компании главным образом позволило сделать наличие в портфеле марки LADA. На нее пришлась половина продаж компании, отмечает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.
Существенного роста добилась и ГК «Автополе» (+55%, до 1036 машин). «Во многом это стало возможным благодаря открытию во второй половине прошлого года салона Hyundai», – считает Михаил Чаплыгин. Это позволило компании вернуться в число крупнейших дилеров, из которого она вылетела по итогам 2015 года из-за потери GM.
Холдинг «Максимум» (Hyundai, Suzuki, Ford и Mitsubishi) увеличил продажи на 22,9%, до 2233 штук. По словам Александра Эрнезакса, если спрос на Hyundai оставался стабильным, то на Ford очень быстро восстанавливался после сильного падения после резкого повышения цен в 2015 году. «Также помог выход новой Fiesta», – добавляет он.
«Аксель Груп» выдала клиентам 2001 машину, что на 32% больше, чем за январь – июнь 2015 года, хотя входящие в ее портфель BMW в целом по рынку просели на 4%, а Volkswagen вырос только на 5%. «Это не восстановление рынка, это наша работа – мотивация персонала и система скидок», – прокомментировал исполнительный директор Александр Кумпан.
А вот Nissan сократил по итогам полугода объемы реализации на 35%. К примеру, «Автопродикс» продал 2639 машин, что на 17,1% меньше, чем в прошлом году, из-за чего опустился со второго места на третье.
Из первой тройки выпал холдинг Wagner (продает Audi, Volkswagen, Skoda). Эта компания также решила двигаться в сторону премиального сегмента. В четверг на Таллинском шоссе состоится открытие дилерского центра Mercedes.
Самое сильное падение продаж в ТОП-20 у «Автоцентра Аврора» – на 40%. Холдинг стал главным аутсайдером первого полугодия: с прошлогоднего пятого места он скатился сразу на 16-е. По мнению экспертов, на такие показатели повлияло сокращение реализации корейской марки KIA.
Две компании и вовсе покинули список 20 крупнейших дилеров: ушедший с рынка «Олимп» Евгения Войтенкова и ГК «Лаура», которая не смогла оправиться после потери GM. Хотя компания одной из первых нашла замену маркам Opel и Chevrolet в лице "УАЗ", этот бренд не смог обеспечить ей достаточную долю рынка.
По мнению экспертов, во втором полугодии к драйверам роста в лице Hyundai, Ford и LADA добавится Renault. «Марка выправляет положение после неудачного начала года», – комментирует Михаил Чаплыгин. Также близки к тому, чтобы выйти на положительную динамику, лидеры премиального сегмента – BMW и Audi.
Однако, несмотря на рост продаж, прибыль продолжает падать. «Доходы от сервиса падают. Крупные игроки могут позволить себе оставаться на рынке, а мелкие нет», – считает Александр Кумпан. Таким образом, консолидация рынка будет только усиливаться.
Чтобы не допустить потери доходности, дилеры продолжают наращивать продажи подержанных авто. «У «Максимума» сегмент б/у растет быстрее, чем у новых, — 30% против 23% по итогам полугодия», – говорит Александр Эрнезакс. «Аксель Груп» за год увеличила долю вторичного сегмента в продажах с 29 до 38%. «Наш ориентир — 50%», – заключает Александр Кумпан.