Избирательные комиссии закончили изучать подписи кандидатов в депутаты. Если верить их проверке, 90 процентов желающих попасть в ЗакС автографы избирателей нарисовали сами, да еще и с ошибками.
До 12 августа территориальные избирательные комиссии должны утвердить результаты проверки подписей самостоятельных кандидатов и выдвиженцев от непарламентских партий. Несмотря на это, уже сейчас ясно, что большинству из них в регистрации откажут — экспертами МВД забракованы тысячи подписей.
Напомним, что в Северной столице действует смешанная система выборов. Это значит, что половину мест разыгрывают по партийным спискам, половину — по одномандатным округам. Для регистрации списка непарламентской партии необходимо набрать около 20 тысяч подписей, участнику выборов по округу от непарламентской партии или самовыдвиженцу — примерно 5 тысяч. Проверяется 20 процентов у партий и 25 процентов подписей у кандидатов. Какие именно — определяет автоматическая система «Выборы». Затем создается рабочая группа, куда приглашают членов комиссии, специалиста-почерковеда из МВД и отправляют запрос в миграционное управление. В случае обнаружения более чем 10 процентов ошибок подписи бракуются, и кандидату отказывают в продолжении кампании.
Пока в Петербурге – двое кандидатов-самовыдвиженцев, получивших вердикт: все подписи забракованы. Первое такое решение вынесла рабочая группа при ТИК №19, выяснив, что советник губернатора Елена Церетели неверно оформила подписные листы, не указав свою должность в общественной организации. Правда, и сами автографы избирателей за ее выдвижение не были совершенно корректны. Хоть, как говорят, Церетели платила сборщикам больше всех в Петербурге, среди них нашлись сторонники партии власти, видимо, намеренно собравшие неверные подписи для кандидата. Как сообщили в ТИКе, по итогам проверки были найдены 18 автографов людей, снятых с регистрации в связи со смертью, а часть подписавшихся указали несуществующие номера домов и квартир. По мнению технологов Церетели, в подписные листы могли внести изменения команды ее соперников. Кроме того, они припоминают, что за сутки до окончания проверки неизвестные, представлявшиеся сотрудниками ТИКа, убеждали жителей округа написать отказ от своей подписи за Церетели.
Похожая история происходила и в Адмиралтейском районе, в округе, где самовыдвиженцем намеревался баллотироваться в ЗакС активист Александр Шуршев. За день до заседания рабочей группы по проверке его подписей неизвестные начали прозванивать жителей и уточнять, ставили ли они автографы за чье-либо выдвижение. 8 августа в ТИК №1 было решено, тем не менее, что все подписи Шуршева необходимо забраковать. Причиной посчитали неверное оформление подписных листов – по мнению членов комиссии, Шуршев не мог в них указывать свою должность как "помощник депутата Законодательного собрания", так как именно такая формулировка не прописана в его трудовом договоре. Помимо этого, у Шуршева было найдено примерно 9 десятков неверных данных подписавшихся по версии миграционной службы, еще 30 автографов забраковали почерковеды. Само заседание рабочей группы проходило почти 5 часов, за это время активисты команды Шуршева успели несколько раз поругаться с членами комиссии, побывать в полиции. А члены ТИК дважды ставили на голосование вопрос о том, можно ли оскорблять друг друга. Единогласно решили, что нет.
Сразу после решения по Шуршеву комиссия за час управилась с утверждением протокола о проверке подписей его конкурента — муниципала Олега Столярова, соратника действующего депутата ЗакСа Сергея Соловьева. У него нашли всего 80 бракованных подписей (меньше 10 процентов), несмотря на возгласы сторонников команды Шуршева: «Да вы посмотрите — все одной рукой же!». Рабочая группа рекомендовала зарегистрировать самовыдвиженца кандидатом в депутаты. Столяров, таким образом, пока стал единственным известным самовыдвиженцем, сумевшим пройти этап сбора и проверки подписей. А ситуация в округе №1 после его регистрации и вовсе превратится в комичную: действующему депутату Соловьеву предстоит вести борьбу со своими же сторонниками-муниципалами — сотрудником МО «Екатерингофский» Виктором Быковым (идет от ЛДПР) и главой МО «Коломна» Олегом Столяровым.
Сумел пройти этап проверки подписей как представитель партии лидер петербургской «Родины», экс-кандидат в губернаторы Андрей Петров. Он идет на выборы в 15 округе (частично – Невский, Фрунзенский и Красногвардейский районы). Как рассказывают члены ТИКа №23, подписи Петрова проверяли в обстановке строжайшей секретности сотрудники администрации района, после чего у него было найдено всего 6,4 процента брака. В этой же комиссии нашли меньше 10 процентов брака среди проверяемых подписей депутата Госдумы Натальи Петуховой, сподвижницы Оксаны Дмитриевой. Впрочем, уже после проведения процедуры помощники главы МО «Купчино» Михаила Черепанова попытались потребовать перепроверки, утверждая, что получили письма от граждан, которые якобы не подписывались за выдвижение Петуховой. После звонка из Горизбиркома комиссия пришла к выводу, что новая проверка в этом случае невозможна по закону.
Кандидатов от «Партии Роста» Оксаны Дмитриевой, кому удалось пройти проверку подписей, всего пятеро: действующие депутаты ЗакСа Ольга Галкина, Вячеслав Бакулин, Сергей Трохманенко, помощница Дмитриевой Ольга Яковлева и упомянутая выше депутат Госдумы Наталья Петухова. Остальным кандидатам пришлось либо сняться после того, как среди подписей было найдено большое число брака (таким образом они ушли от уголовной ответственности за предоставление ложных данных), либо обратиться в Горизбирком для оспаривания решений ТИКов.
Громче всего звучала история Максима Резника, у которого обнаружили около 200 бракованных подписей. Для него это не конец кампании (он идет вторым номером по партийному списку «Партии Роста» и кандидатом в Госдуму), но отказ в его регистрации по округу на Васильевском острове был показателен политически. На заседание ТИКа приехали смольнинские СМИ («Петербургский дневник» и канал «Санкт-Петербург») и даже пришел глава «Совета героев» Геннадий Фоменко, не сошедшийся с оппозиционером во взглядах на мост Кадырова. Хоть после этого действа пока еще спикер ЗакСа Вячеслав Макаров и заявил, что отказ Резнику не был политическим, собеседники «Фонтанки» интерпретируют это событие как ослабление влияния председателя парламента на политическую ситуацию в городе.
Судя по всему, не допустят до выборов и кандидатов, поддерживаемых Михаилом Ходорковским и «Открытой Россией». Накануне у самовыдвиженца Николая Артеменко нашли на одну недействительную подпись больше допустимого. Кроме того, забраковали более 10 процентов подписей у самовыдвиженцев Сергея Кузина, Даниила Кена и Льва Дмитриева.
Помимо тех кандидатов, у кого ошибки и неверное оформление нужно было искать, были и те, кто подписи собрал так, что забраковать их и без особого желания не составило труда. Например, в числе автографов за выдвижение главы МО «Дачное» Вадима Сагалаева глава почерковедческой службы МВД нашла подписи своей коллеги и ее семьи. После проведения проверки было забраковано более 20 процентов. Один из членов ТИК №23, проверяя подписи кандидата от «Коммунистов России» депутата МО «Княжево» Вячеслава Макурина, нашла своих родителей среди подписавшихся. Принесенные им автографы также забраковали. Подобных случаев десятки, а тех, кто не смог пройти проверку, – сотни.
Интересно, что судя по официальным отчетам на сайте ТИКов, кандидаты и не сильно вкладывались в то, чтобы «качественно нарисовать». Наиболее затратным процесс сбора подписей был для кандидатов Церетели, Шуршева и Дмитрия Павлова («Партия Роста»). На сайтах выложены отчеты об использовании ими порядка 200 тысяч рублей. Резник потратил 100 тысяч рублей. Даниил Кен — 15 тысяч, Лев Дмитриев и Вадим Сагалаев по 6 тысяч рублей.
Как объясняют собеседники «Фонтанки», собрать подписи на самом деле стоит гораздо дороже: «Одному из кандидатов сказали, что для этого нужно 6 млн рублей, но она дала только 200 тысяч, вот на столько и собрали по старым базам». По мнению специалистов, собрать же настоящие подписи в Петербурге летом — задача сродни невозможной: «Половина разъехалась, а другая – боится открывать незнакомым людям, да и в городе забыли, как проводить избирательные кампании по округам».
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»