Конфликт вокруг музыкальной школы имени Н.А. Римского-Корсакова довел директора учебного заведения и его учеников до Следственного комитета.
Лето — время каникул, однако преподавателям и учащимся музыкальной школы, расположенной на Думской улице, не до отдыха: Следственный комитет проводит проверку «нецелевого расходования средств», заключающегося в обучении лиц старше 18 лет. Тем временем директора других школ собираются жаловаться вице-губернатору.
Музыкальная школа имени Н.А. Римского-Корсакова в городе хорошо известна: здесь могут получить музыкальное образование те, кто не сделал этого в детстве. Студенты высших учебных заведений могут поднять свой культурный уровень за счет бюджета, а те взрослые, которые уже работают, – на платной основе. В общей сложности в школе бесплатно обучаются немногим более 700 человек, из них около 300 человек — это дети, 400 — студенты вузов. Еще порядка 500 взрослых – работающих горожан – обучаются на платной основе.
Начинание хорошее: в детстве далеко не все ведут себя сознательно и имеют волю довести дело до конца. Кто-то бросает «музыкалку», и лишь потом возвращается, поняв свою ошибку. У кого-то родители изначально не догадались о творческих порывах своего чада и не отвели учиться музыке. Других подобных заведений в городе не осталось: бесплатно получить музыкальное образование в студенческом возрасте не помогут больше нигде, а платить по 8400 или 9500 рублей (в зависимости от специальности) в месяц сможет мало какой студент.
Однако времена меняются, меняются законы, и в ходе этих изменений даже самые лучшие начинания могут оказаться вне закона.
О ситуации в музыкальной школе имени Н.А. Римского-Корсакова «Фонтанка» ранее уже писала. Проблемы учебного заведения начались еще в июне 2011 года, когда школа получила новый типовой устав для детских музыкальных школ, в котором не учитывалась возможность бесплатного обучения молодежи (то есть студентов городских вузов). В конце августа того же года школа общим собранием утвердила положение об обучении студентов на бюджете и обратилась с ходатайством об изменении устава в комитет по культуре. Там (как утверждают в школе) школе посоветовали убрать из пункта устава слова об ограничении возраста, таким образом зафиксировав, что образовательные услуги предоставляются просто «учащимся». В таком виде устав прослужил школе до конца марта 2016 года.
В мае 2015 года в школе прошла прокурорская проверка, инициированная комитетом по образованию, комиссия постановила определить школу как нетиповую образовательную организацию, убрать из названия слово «детская», ввести общеобразовательные программы и внести изменения в устав. Однако уже в ноябре школа — как там заверяют, по требованию комитета по культуре, – сдала «детский» устав, а изменения, касающиеся взрослых, якобы договорились ввести позднее. Примерно в это же время в комитете сообщили, что ранее вообще не знали о том, что в школе проводится бесплатное обучение молодежи студенческого возраста. Комитет инициировал еще одну прокурорскую проверку, по итогам которой директор школы получила распоряжение: школе предлагалось вернуть в бюджет часть субсидии за 2014 и 2015 годы — 22 миллиона рублей — из-за того, что в школе проводилось обучение молодежи.
К тому моменту школа уже была не один месяц в центре общественного внимания. После ряда встреч ее руководства с чиновниками и шумихи в прессе в мае проект постановления об изменении статуса школы подписал вице-губернатор Владимир Кириллов.
«Деятельность школы имени Римского-Корсакова является уникальной с точки зрения предоставления возможности музыкального образования не только детям, но и взрослым, – заявил он. – Благодаря обучению талантливой молодежи, мир узнал таких выдающихся исполнителей, как Галина Вишневская, Софья Преображенская, Эдуард Хиль и других выпускников школы, прославивших отечественное музыкальное искусство».
Однако подписывать постановление отказался комитет имущественных отношений. А на днях, параллельно с многочисленными заявлениями чиновников о том, что юридический казус в скором времени будет улажен, Следственный комитет стал вызывать директора и нескольких учащихся школы для разъяснений, так как районная прокуратура передала ему документы «о нецелевом расходовании средств в виде обучения лиц старше 18 лет по дополнительным профессиональным программам».
«Я пришла, у меня спросили паспорт, мои данные и потом про школу – как я поступала, кто там учится, знала ли я, что там есть бюджет, откуда я узнала, – рассказала корреспонденту «Фонтанки» ученица школы Надежда Кровожаткина. – Спросили, есть ли там люди, которые учатся, но не являются студентами школы. Меня удивил этот вопрос и я сказала, что не знаю, я таких людей не видела. Спросили, писала ли я заявление, и я ответила, что не помню. Спросили, было ли мне известно, что школа не имеет права оказывать такие услуги взрослым».
Директор школы Татьяна Орлова в беседе с «Фонтанкой» призналась, что не знает, для чего учащихся ее заведения вызывают в Следственный комитет. Однако о своем опыте общения с представителями ведомства говорит как о благожелательном и полагает, что оно носит, скорее, формальный характер — чтобы с его помощью юридически оформить расхождения в возрасте учащихся и образовательных программ. Кроме того, она полагает, что свидетельские показания учащихся помогут доказать, что школа не скрывала факт обучения взрослых.
«Сам факт обучения студентов на детских программах очевиден, об этом мы с самого начала и заботились, его «вскрывать» не было никакого смысла, мы об этом писали на всех сайтах, во всех объявлениях», – говорит она.
В раздувании конфликта Орлова винит начальницу сектора культурно-досуговой деятельности и образования в сфере культуры комитета по культуре Антонину Дорогову.
«Это все злой нрав одной-единственной работницы, – полагает Орлова. – Если бы не она, все могло быть сделано совершенно спокойно с самого начала после принятия нового закона об образовании, который разрешает нам нашу деятельность. Надо было его просто реализовать – и все».
При этом директор признает, что с апреля юридически ее школа является чисто детской и обучение взрослых при таком уставе не легитимно. Она надеется, что коллизию удастся ликвидировать до начала учебного года — для этого необходимо постановление городского правительства об изменении предмета и цели деятельности школы.
Однако, к примеру, директор Детской школы искусств имени М.И. Глинки Алла Никитина считает сотрудницу комитета Антонину Дорогову человеком профессиональным, хорошо образованным и помогающим школам в решении их проблем.
Алла Никитина заявила "Фонтанке", что выступает от лица руководителей других музыкальных школ города. Ситуацию, в которую угодила школа имени Римского-Корсакова, она видит несколько по-другому:
«До 1991 года мы все, школы искусств, реализовали образовательные программы, включая взрослых, – рассказала Никитина. – Но с 1991 года все такие школы — мы даже раньше назывались «вечерние школы общего образования» или «школы общего музыкального образования» и были на самоокупаемой основе – перешли в статус детских музыкальных школ и были взяты на государственное финансирование. А школа Римского-Корсакова так и осталась. Мы не знаем, были у нее основания или нет остаться школой для взрослых. Каким образом школа Римского-Корсакова осталась вне закона — мы не понимаем».
При этом директор признает, что проблемы с образованием взрослых в стране есть:
«Да, действительно, для взрослых у нас очень мало учреждений для досуга, это верно. В районах новостроек даже раньше были дома культуры — сейчас их нет. И, конечно, где-то они хотят заниматься, но, наверное, все-таки они там не на профессию учатся, а наше призвание — детских музыкальных школ – это выявление одаренных детей и введение их в профессию».
В первую очередь опасения руководителя связаны с финансированием детского музыкального образования. Она уверяет, что конкурс в ее учебное заведение составляет 20 человек на место, и школа не способна принять всех достойных детей — и тратить деньги на образование взрослых в таком контексте считает неправильным. Кроме того, по словам Никитиной, музыкальных школ не хватает на окраинах, в то время как в центре подобных учебных заведений предостаточно.
Также директор ДШИ им. М.И. Глинки рассказала о том, что 24 августа директора музыкальных школ, подведомственных комитету по культуре, собираются встретиться с вице-губернатором Владимиром Кирилловым, чтобы донести свою точку зрения на конфликт у коллег, а также обсудить возможность расширения финансирования детских программ.
Алина Циопа,
"Фонтанка.ру"