Несмотря на банкротство издательства «Амфора», петербургский книгоиздатель Вадим Назаров вновь на коне. В его новую компанию инвестируют москвичи, на днях она выпустит шпионский роман Леонида Млечина о Сирии.
В сражение за «Пальмиру» также вступит старая гвардия «Амфоры» в лице писателя Ильи Стогоffа и философа Александра Секацкого.
Для тех, кто скорбит из-за финансовых неурядиц в некогда самом модном интеллектуальном издательстве Петербурга и России – «Амфора», – у «Фонтанки» хорошая новость. Его бывший арт-директор Вадим Назаров открывает новый проект – ООО «Пальмира». Компания, зарегистрированная в начале июля, уже приступила к работе в маленьком офисе на Аптекарской набережной и на днях выпустит остросюжетный роман публициста Леонида Млечина «Ночь в Дамаске».
– Почему «Пальмира»? Название метафорически характеризует сопротивление варварам. Они приходят, разносят культуру по камушкам, а потом приходят другие люди и её собирают, – отсекает политические ассоциации с операцией российских военных в Сирии Вадим Назаров. – Мы ищем и передаём культурные смыслы.
Совладельцем компании в информационной системе СПАРК указано московское акционерное общество Т8. В его структуру входит одно из крупнейших российских издательств – «РИПОЛ классик», среди соучредителей – глава «РИПОЛ» Сергей Макаренков и первый президент компании Mail.ru Джон Коннор. В 2014 году Т8 инвестировала 6,4 миллиарда рублей в облачные сервисы и полиграфическое оборудование для печати по требованию. Это передовой сегмент мирового книгоиздательства. Смысл технологии заключается в том, что любую книгу можно выпустить небольшим тиражом, и есть возможность для её дешёвой допечатки. Это позволяет издателям избежать неоправданных рисков и почти до бесконечности выпускать бестселлеры. По такой схеме работают американская компания Lulu, российские Ridero и «Своё издательство».
Именно новые технологии помогут «Пальмире» успешно сводить приход с расходом, прогнозирует Вадим Назаров. В портфеле компании главное место займёт российская гуманитарная литература, не переиздававшаяся с 1990-х годов и перестройки.
– Традиционным способом и большими тиражами такие книги выпускать невыгодно, хотя они нужны и интересны читателям. Есть смысл печатать по 100 экземпляров и, в зависимости от спроса, увеличивать тираж. У компании Т8 есть возможность распространять его не только в российских, но в зарубежных книжных магазинах, – комментирует издатель. – Наш читатель – студент, человек с высшим образованием, условный посетитель интеллектуальных книжных магазинов вроде «Порядка слов» – тот, кто сейчас находится в наибольшей культурной резервации.
Среди будущих книг Назаров называет сочинения пушкиниста Марии Виролайнен и набоковеда Бориса Аверина. На подходе ещё больше сотни изданий, которые могут выйти до конца 2016 года: «Пальмира» сейчас ведёт переговоры по поводу авторских прав.
Высоколобый научный ассортимент будет разбавляться работами старых авторов «Амфоры», так, свою книгу «Анархия в РФ» в расширенном и дополненном варианте «Пальмире» уже обещал отдать журналист Илья Стогоff. Один из сборников публицистики переиздаст известный петербургский философ Александр Секацкий. Леонид Млечин кроме «Ночи в Дамаске» напечатает роман «Сумерки вождей. Повесть о Ленине и Сталине без начала и без конца», охватывающий период с 1917-го по 1953 год.
– Роман «Ночь в Дамаске» написан человеком, который прекрасно понимает политическую конъюнктуру, знает, как устроена власть, и в то же время вводит детективную интригу и эротическую линию. Это новый Юлиан Семёнов, новый «ТАСС уполномочен заявить», – не скупится на сравнения Вадим Назаров.
– Для книги «Сумерки вождей» Млечин перелопатил огромное число исторических источников. Все жесты, движения, реплики героев переданы с документальной верностью. Но при этом писатель даёт некое смещение сюжета, которое документалистику превращает в настоящую художественную литературу, – отмечает главный редактор «Пальмиры» и экс-главный редактор «Амфоры» Евгений Трофимов.
«Пальмира» также займётся штучными интеллектуальными проектами. Издательство до конца года собирается выпустить четыре тома «Золотой легенды» средневекового итальянского монаха Якова Ворагинского.
– Это сборник христианских легенд и житий святых, написанный в XIII веке. Книга имела колоссальное культурное влияние. Джотто и многие другие живописцы писали свои фрески, опираясь на сюжеты Ворагинского. Сегодня сборник остаётся настольной книгой европейских интеллектуалов, но так случилось, что он никогда не переводился на русский язык. Хотя такие замыслы ещё в начале XX века вынашивал Осип Мандельштам. Перевод книги уже почти закончил писатель Владимир Рохмистров, – говорит Трофимов.
Все новинки издательства до осени поступят в магазины, а 7 – 11 сентября будут презентованы на Московской международной книжной ярмарке. Объем инвестиций в «Пальмиру» не раскрывается, однако главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Набоков подчёркивает, что он может быть «практически нулевым».
– В случае с цифровой печатью не нужны вложения ни в производственные мощности – все это есть у Т8, ни в склады готовой продукции: 100 книг – это 4 – 5 пачек. В данной ситуации главное – спрос на книги, а зная талант и чутье Вадима Назарова на качественную «нишевую» литературу, думаю, у «Пальмиры» очень хорошие перспективы, – отмечает он.
Высоко возможности проекта оценивает и главный редактор издательства «Вита Нова», экс-главред журнала «Питерbook» Вадим Зартайский.
– Назаров – человек энергичный и в любом случае без работы не останется. Технология печати по требованию достаточно развита, но появление на рынке очередного игрока пока уместно, – рассуждает эксперт.
Напомним, Вадим Назаров – культовая для российского книгоиздания фигура. В начале 1990-х он создал одно из первых независимых отечественных издательств «Северо-Запад», затем – «Азбуку», теперь принадлежащую предпринимателю и медиамагнату Александру Мамуту. Но наиболее известной инициативой Назарова стало основанное в 1998 году издательство «Амфора». Её девиз: «Читать – модно», вполне выражал дух компании, которая делала интеллектуальную литературу мейнстримом. В авторский пул «Амфоры» входили Харуки Мураками, Макс Фрай, Илья Стогoff, Павел Крусанов, нобелевские лауреаты Мо Янь, Орхан Памук, Джон Кутзее. Причём нобелиатов переводили и печатали ещё до того, как они получали премию.
К середине 2010-х «Амфора» начала испытывать финансовые проблемы и задерживать зарплату сотрудникам, а к июлю 2016 года против неё поданы два банкротных иска. Вадим Назаров, исполнявший в «Амфоре» функции арт-директора, покинул компанию, а гендиректора предприятия Олега Седова сейчас разыскивают судебные приставы.
Однако об этом Назаров предпочитает не говорить:
– Мне не нравится, что такое значительное явление, как «Амфора», рассматривается только через призму финансовых трудностей. Я считаю, что эта компания не умерла. Она переживёт сложные времена и продолжит своё существование.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»