Запад становится все дальше от нас. Но политические и экономические препоны не смогут оставить россиян вне европейского культурного контекста. Сказать спасибо мы должны ведущим мировым музеям, которые готовы поделиться своими шедеврами онлайн. «Фонтанка» испробовала некоторые арт-площадки мировой Сети.
88 Венер и иже с ней из Лувра
Первым делом отправимся на виртуальное свидание с Лувром. Музей музеев выложил на своем сайте оцифрованные копии приблизительно десятой части своей коллекции, насчитывающей свыше 300 тысяч единиц хранения.
Из плюсов сайта стоит отметить возможность поиска шедевров по различным базам данных. Одним Лувром дело здесь не ограничивается: можно отправиться в путешествие по галерее Лафайет с ее коллекцией американского искусства, пройтись по собраниям французских государственных и частных музеев, есть ссылка на базу английского искусства во французских собраниях.
Но не зря главную страницу поиска украшает лукавый лик да-винчиевского Иоанна Крестителя, вытянутый перст которого так и хочется истолковать не канонически. Пользователю есть в чем порыться, но вот сама система поиска рассчитана на человека с большим терпением и любовью к сюрпризам. Поскольку каждый экспонат сопровождает статья-пояснение, система найдет не только прямое название шедевра, но и страницы, посвященные чему угодно, если в тексте есть слово или даже словоформа, совпадающие с искомым названием.
Дабы практически показать, к чему приводит использование подобного алгоритма, далеко ходить не пришлось. На запрос Venus сайт выдал 88 ссылок не только на подразумевающуюся Венеру Милосскую, но и на несколько ее «подруг», на ассоциированные с этим названием экспонаты, а также предметы, вовсе не имеющие к богине никакого отношения. В итоге то, что удалось посмотреть, оказалось очень интересным: время залипания составило около часа. Назовем самое понравившееся.
Приблизительно в то же время, что и Венера Милосская, было создано скульптурное изображение Александра Великого – пожалуйте лицезреть. За искусство Древнего Востока в результатах поиска отвечает каменный стакан с женским лицом – предположительно богини, соотносящейся по мнению звездочетов той поры с планетой Венера. Далее обозреватель «Фонтанки» погрузился в перипетии истории полотна итальянского художника 17 века Франческо Альбани «Туалет Венеры», которое удостоилось включения в коллекцию Луи Каторза. Здесь же нашелся рисунок художника при дворе Короля-Солнца Николя Пуссена «Венера у фонтана». И было бы нехорошо не показать читателям хоть одну из Венер – в нашем случае ею оказалась статуя времен Римской империи, предположительно из Неаполя. Изваяние находилось в королевской коллекции и было изъято во время Первой республики. Все картинки сопровождаются подробным комментарием, отсылками к видео и аналогиям.
Завершая разговор о цифровой коллекции Лувра, отметим, что на сайте можно найти отдельные страницы, посвященные таким темам и экспозициям, как выставка русских икон (типографика, как видно на иллюстрации, подкачала), Древний Вавилон, наследие древнегреческого скульптора Праксителя и др.
Груши by Prado
Коллекция, доступная для интернет-просмотра на сайте музея Прадо, скромнее луврской – сейчас здесь можно познакомиться с 11 734 экспонатами. Рекомендуем пользоваться именно испанской страничкой – выбравшие английский язык в установках смогут насладиться только 2 631 шедевром.
В отличие от французских коллег, испанцы не заточили свой сайт только лишь под пользователей, которые знают, что ищут, и готовы вбить в поисковое окошко конкретное название. На сайте Прадо полно подсказок: и алфавитный перечень мастеров, и иллюстрированный темоуказатель, в котором можно найти и аллегории, и соцреализм (это, к слову, Гойя), и инквизиция, и обнаженка, и многое другое.
Но вышеперечисленным инструменты поиска не ограничиваются. Собрание Прадо можно изучить в зависимости от заданного века, материала, техники, типа изображения, места. Есть и смысловой поиск. Например, по тому или иному животному или растению. «Фонтанка», здраво рассудив, что поиски яблок или лилий в шедеврах Прадо могут затянуться, учитывая любовь испанских мастеров к священным сюжетам, вознамерилась отыскать груши, которые нам может предложить музей. В цифровой коллекции, которая постоянно пополняется, пока представлены 42 тематических сюжета.
Первая из затребованных картинок – работа неизвестного мастера 16 века «Продавщица фруктов» – открывалась долго. Чуть позже причина "тормознутости" сайта прояснилась: нам предоставили возможность познакомиться с изображением высокого разрешения с удобным просмотровым инструментарием – не то что в Лувре. После стало ясно, что полноразмерные изображения при условии индивидуального использования можно скачать безо всякой регистрации. В результате «Натюрморт с персиками и грушами» Хуана де Арелладо украсил всеми своими кракелюрами рабочий стол ноутбука, на котором был создан этот материал. На радостях мы еще полюбовались «Натюрмортом с фруктами и сыром (санкционным)» Луиса Эгидио Менлендеса и дивной росписью столика 18 века, где груши также присутствовали.
Совы и Вермеер из Рейксмузеума
Не отстал от именитых коллег голландский Рейксмузеум. Его коллекция выложена в популярном ныне «плашечном» формате и имеет все признаки отдельной социальной сети: свои тематические подборки на сайте предлагает не только сам музей, но и пользователи, очерчивающие круг собственных предпочтений.
Первым делом «Фонтанку» привлек небольшой, но уютный раздельчик под названием «Совы». Со временем грушам из Прадо придется потесниться на рабочем столе: полноразмерные изображения Рейксмузеума демонстрируются на той же платформе, что и у испанцев, и их можно скачать. Правда, голландцы, с присущей нордическим народам основательностью, подошли к делу строго: скачивание возможно после регистрации. Впрочем, можно залогиниться и с учетной записью в Фейсбук.
Много удовольствия доставило полотно Лукаса ван Лейдена «Проповедь святого Антония». Заявленной теме про сов оно никак не отвечало. Пришлось сыграть в игру «найди сову» на изображении высокого разрешения. Получилось не сразу. Читателям «Фонтанки», желающим проверить свое внимание к деталям, даем прямую ссылку на хайрез.
Но, конечно, совы совами, а не заглянуть в гости к Вермееру, которого совсем-совсем нет в российских собраниях, было невозможно. На сайте есть именной указатель, и голландский гений, конечно, указан в самом начале. Увы, обнаружилось всего четыре работы – в коллекции Рейксмузеума их больше просто нет. Насладившись «Молочницей», можно вспомнить, что уже в конце августа петербуржцы смогут увидеть одну из работ художника собственными глазами – в Эрмитаж на трехмесячные гастроли приезжает его картина «Географ» из Штеделевского музея во Франкфурте-на-Майне.
Остается добавить, что в цифровой коллекции Рейксмузеума содержится более 200 тысяч экспонатов – любителям искусства есть где разгуляться.
Russia в Британском музее: иконы, водка, перестройка
Коллекция Британского музея в Сети заявлена как самая массовая – свыше 950 тысяч записей, которые сопровождаются изображениями, а без них – еще больше. Но подача материала не выдерживает никакого сравнения с Прадо или Рейксмузеумом – хуже только в Лувре.
Многооконная форма поиска с всплывающими подсказками удобна и продумана, зато сами экспонаты рассматривать неудобно: на достойное разрешение правообладатели поскупились.
Да и было бы на что смотреть, с другой стороны. Взять, например, отечественное культурное наследие. Если искать по этносу, то система выдает всего пять объектов, как то: курительные трубки с Енисея и их аналог в виде птички из русской Америки, сибирский охотничий пояс да казацкая шапка из Казахстана. Но стоит забить Russia в окошке places, как появляется подсказка, позволяющая выбрать между европейской и азиатской Россией. И – гуляй, душа! – перед нами на первой странице церковная атрибутика, иконы и водочные графины 18 века. Затем почему-то следует выводок медалей, выкованных в России на рубеже 90-х в честь перестроечной деятельности Горбачева. И после нескончаемым потоком – рубахи, шапки, деньги, чеки, снова рубахи, иконы, ископаемые кольца и броши. Не производят особого впечатления и французские артефакты: после богатых картинок на сайтах художественных музеев зацепиться взглядом здесь досужий посетитель не сможет. А вот прикладным историкам наверно будет интересно, как и нумизматам – подобного добра в коллекции Британского музея – валом.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»