Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Политика ВЦИОМ открыл рынок предсказаний к выборам

ВЦИОМ открыл рынок предсказаний к выборам

779
скриншот сайта 2016.wciom.ru
Источник:

ВЦИОМ перед выборами решил прогнозировать их результаты, используя вместо общественного мнения коллективный разум. И открыл в Интернете электоральный прогнозный рынок – с виртуальной валютой для операций и реальными призами для самых удачливых игроков.

Принцип действия — как на фондовом рынке, с той лишь разницей, что участники продают и покупают «акции» политических партий. Идея смелая, но ряд экспертов видят в ней нарушение буквы закона о выборах.

По сути электоральный прогнозный рынок — это игра. Регистрируешься на сайте, входишь в систему под ником и становишься «трейдером». «Рынков» всего три: на первом определяется, какой процент голосов получат на выборах думские партии, на втором — какова будет явка избирателей, на третьем — результаты малых партий. При регистрации каждый игрок получает стартовый капитал в виртуальной валюте. Можно начинать торги.

Задача — купить акции подешевле, а продать подороже и в итоге получить прибыль. Рыночная цена акции и есть предполагаемый процент, который партия получит на выборах. Но для успеха предприятия мало внутренней уверенности, что дорогая вашему сердцу партия наберет, допустим, 40% голосов избирателей. Нужна уверенность, что остальные игроки рынка думают так же. Или подумают так завтра — тогда акции этой партии подрастут в цене. Одно дело — дать односложный ответ на прямой вопрос социолога и забыть об этом. Совсем другое — когда от ответа зависит, заработаете вы или прогорите. Пусть даже и в виртуальной валюте.

Валюта, кстати, конвертируется в реальные призы. Двадцатку самых успешных «трейдеров» после 18 сентября ВЦИОМ обещает премировать ноутбуком, видеокамерой GoPro, смартфоном и так далее, вплоть до билетов в Большой театр и экскурсий по территории Кремля.

Последнее обстоятельство, приятное для азартных игроков, вызывает вопрос: не нарушает ли инициатива ВЦИОМа действующее законодательство? А именно п. 3. ст. 56 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав». Статья запрещает в период избирательной кампании лотереи и другие основанные на риске игры, которые каким-то образом связаны с выборами.

На это ВЦИОМ официально отвечает: прогнозный рынок – это не лотерея, а бесплатная игра, где победители могут получить призы, если они успешно угадывают настроения других игроков.

«Главная цель проекта – исследовательская, – рассказала «Фонтанке» руководитель проектов управления социально-политических исследований ВЦИОМ Юлия Баскакова. – За рубежом прогнозные рынки хорошо зарекомендовали себя как работающий инструмент. Нам интересно узнать, как этот инструмент будет работать в российских условиях. Повышение интереса к избирательной кампании – это уже побочный продукт. Но очень хорошо, что он есть. Когда люди интересуются выборами, смотрят на партии, их программы, обсуждают политику – это повышает уровень участия, делает выбор более осознанным. Чем больше интереса к кампании, тем лучше».

По мнению Юлии Баскаковой, для того, чтобы прогнозный рынок давал достаточно точные предсказания, нужно совсем небольшое число активных участников – всего 40 – 50 человек. По состоянию на вечер 5 июля на рынке зарегистрировались 164 участника, из которых около 100 присоединились к торгам.

Редакция направила в Центризбирком официальный запрос о соответствии игры законодательству.

Политолог Олег Матвейчев считает, что «электоральный прогнозный рынок» – это чисто научный эксперимент, а не попытка повлиять на общественное мнение во время избирательной кампании. «Интересно посмотреть на то, как эти прогнозы отражают реальность. Есть такой термин — "электобилити", то есть способность быть избранным, – говорит Матвейчев. – Она определяется вопросом о том, кто, по вашему мнению, победит, а не за кого вы будете голосовать. В данном случае попытки делать букмекерские ставки — тоже способ изучения общественного мнения. Участвовать самому в этой игре мне некогда. Но чтобы ее результаты имели научную ценность, в нее должны активно играть от 1000 до 2000 человек». Политолог вспомнил, что в 90-е годы политтехнологи на своих тусовках устраивали «электоральные тотализаторы», на которых делали настоящие ставки. Но, в отличие от этой маленькой корпоративной радости, «электоральный прогнозный рынок», по мнению Олега Матвейчева, не нарушает действующего законодательства.

По мнению политолога Валерия Островского, через игру ВЦИОМ пытается ответить на фундаментальный вопрос: кто сильнее — холодильник или телевизор. Но своей инициативой льет воду на мельницу действующей власти. «Я не жду особых откровений от этого проекта», – говорит Островский.

Нарушение закона, запрещающего проведение лотерей и азартных игр, связанных с выборами, в инициативе социологов усмотрел политолог Виктор Венгеров. «Для ВЦИОМ это новый способ опроса экспертных мнений, – говорит политолог. – Опросы публиковать можно. Сама игра выглядит, как фондовая биржа. Единственное, что во всем этом смущает, – обещание призов участникам, которые придут к финишу с наилучшим результатом. По духу закона здесь нарушений нет. Но для избирательного законодательства характерен очень формальный подход к букве закона. И обещание приза можно трактовать как нарушение буквы закона». Тем не менее Виктор Венгеров не считает, что «электоральный прогнозный рынок» может каким-то образом повлиять на общественное мнение и итоги выборов.

Электоральный прогнозный рынок ВЦИОМ балансирует на грани юридической корректности — к такому выводу пришел и политтехнолог Валентин Бианки. Но при этом инициативу он считает достойной внимания — и не манипулятивной. «В свое время в США был закрыт крупнейший из рынков прогнозов, потому что он давал настолько точные результаты, что если бы кто-то сумел им манипулировать, то это повлияло бы на реальность. Все этому рынку слишком доверяли, – говорит Валентин Бианки. – Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров пообещал, что программный код их рынка будет открыт, чтобы показать, есть ли возможность манипулировать рынком со стороны его создателей. Я уверен, что нет такой возможности. К тому же у нас этот рынок не получит такого большого внимания, чтобы влиять на общественное мнение». Политтехнолог подчеркивает, что такие рынки – это передовой метод прогнозирования, который на Западе существует не первый год. Но для того, чтобы этот инструмент давал точные результаты, на рынке должно функционировать не менее 1000 активных игроков.

Политтехнолог Петр Быстров считает, что прогнозный рынок ВЦИОМ — это одна из избирательных технологий формирования общественного мнения, только немного модифицированная. «Вероятно, здесь используется психологический эффект присоединения к большинству, – говорит Петр Быстров. – Это творческое развитие технологического приема, когда через косвенные упоминания в СМИ аудиторию убеждают в том, что тот или иной кандидат непременно победит. Рынок ВЦИОМ, скорее всего, должен воздействовать в большей степени на интернет-пользователей, нежели на массовую аудиторию. Да, прогнозные рынки популярны на Западе, но у нашей социологии есть своя определенная специфика. Но я, пожалуй, не буду развивать эту мысль».

Корреспондент «Фонтанки» зарегистрировался в системе и присоединился ко всем трем разделам «прогнозного рынка». Для того, чтобы разобраться, каким образом совершаются покупки акций и делаются ставки, потребовалось некоторое время. В результате пары-тройки, признаем честно, не самых осмысленных манипуляций с акциями «Фонтанка» моментально оказалась на 14-м месте в общем рейтинге трейдеров. Если позицию удастся удержать, редакция рискует получить два билета на экскурсию в Государственную Думу РФ.

Венера Галеева,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях