Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Пищевики не хотят собирать «марки качества»

Пищевики не хотят собирать «марки качества»

1 578
Сергей Куликов/Интерпресс
Источник:

За три месяца после официального запуска «Петербургской марки качества» Смольному не удалось убедить производителей Северной столицы подтверждать с ее помощью достоинства своей продукции.

Система добровольной сертификации «Петербургская марка качества», с помощью которой Смольный рассчитывал решить проблему с массовой фальсификацией продуктов питания, пока не получила поддержку производителей. По их словам, несмотря на обещания, сети не дают специальных условий обладателям знака качества, а город уделяет недостаточно внимания его продвижению. Да и тратить на сертификацию и ее ежемесячное подтверждение каждого наименования товара сегодня предприятиям не с руки.

На начало июля 2016 года «Петербургская марка качества» присвоена 88 наименованиям товара, сообщил в ходе "круглого стола" «Качество продуктов — бомба замедленного действия» руководитель петербургского Центра контроля качества Ростислав Шипицын. Это всего на 20 позиций больше, чем в марте 2016 года, когда проект был официально запущен. Обладателями марки сейчас являются 11 компаний, среди которых «Талосто», «Пискаревский молочный завод», «Дагвино», «Иней», «Петербурженка», «Выборжец» и др.

По мнению Ростислава Шипицына, причиной могут быть жесткие критерии отбора. «Были случаи, когда подавшие заявки компании, увидев всю технологию сертификации, отказывались от прохождения», – отметил он.

Впрочем, глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев не видит в таких темпах ничего страшного. «Такого рода проекты быстро не развиваются. Для производителей это вопрос имиджа, для сетей тоже», – прокомментировал он.

Между тем потребительские свойства продуктов на полках петербургских магазинов оставляет желать лучшего. Так, за шесть месяцев 2016 года лаборатория Центра контроля качества «ПетЭкс» проверила более 64 тыс. образцов в 32 группах. Хотя продукция была признана безопасной (отклонений по бактериологическим показателям и токсичности не обнаружено), были выявлены массовые различные нарушения физико-химического состава. Самыми фальсифицируемыми продуктами оказались мед (нарушения в 37% исследованных образцов), сливочное масло (26%), молоко (24%), мясные консервы (23%), мясо птицы (20%), мясо (18%), рыба и морепродукты (17%).

«Пользуясь тем, что их нельзя проверять без разрешения прокуратуры, недобросовестные предприниматели занимаются подделкой документов и фальсифицированием продукции», – говорит Эльгиз Качаев. Именно для того, чтобы дать потребителю возможность отличать достойный продукт от плохого, Смольный и запустил проект «Петербургская марка качества», – подчеркнул он.

Однако без участия розничных сетей прохождение такой добровольной сертификации лишена для них смысла, считают производители. «Пока мы не видим реального эффекта. К примеру, «Дикси» вывела нашу сметану из матрицы, несмотря на то, что у нее был знак «Петербургской марки качества», – комментирует Георгий Житмарев, заместитель директора «Пискаревского молокозавода» (получил «Петербургскую марку качества» для трех наименований продукции). По его словам, если в течение года участие в проекте не начнет приносить плоды, компания намерена выйти из него.

«Хотя Х5 Retail Group еще весной пообещала поддержать обладателей «Петербургской марки качества», они пока не дали нам специальных условий», – говорит Виктория Михайлова, исполнительный директор производителя колбасных изделий «Иней» (получил марку качества для 25 своих продуктов). По ее словам, пока ретейлер ограничивается только маркировкой полки, но какого-либо влияния на продажи пока не происходит. «У знака еще слишком низкая узнаваемость. Должны подключиться другие сети, и город должен больше тратить на продвижение», – отмечает она.

При этом сами производители либо вовсе не начали наносить знак на упаковки, либо делают его не очень заметным. «Пока мы используем старую упаковку. Продукты в новой упаковке со знаком качества могли еще не поступить в продажу», – говорит Георгий Житмарев

«Мы наносим знак, но не можем делать его слишком ярким – иначе нарушим стиль упаковки и снизим узнаваемость бренда», – добавляет Виктория Михайлова.

Другие участники рынка вовсе не стремятся подтверждать качество своей продукции. Одна из причин — дороговизна процедуры. Стоимость услуг «Петербургской марки качества» — 50 – 60 тысяч за саму сертификацию, еще 60 тысяч придется заплатить за ежеквартальные проверки для подтверждения статуса. «Это не государственный стандарт, это имиджевая вещь, а в нынешних экономических условиях выкидывать деньги на имидж нецелесообразно», – считает Валерий Сергеев, директор по продажам «Мит стар».

В Смольном обещают учесть пожелания производителей. По словам Ростислава Шипицына, город ведет переговоры с ретейлерами о совместном продвижении «Петербургской марки качества». «Например, с «Лентой» мы договорились, что с августа такие товары на полке будут выделяться. Обсуждаем также отдельную страницу в товарном каталоге. Также планируем договориться, чтобы сети снизили входные платежи или давали специальные условия при проведении маркетинговых акций. Но здесь могут возникнуть претензии со стороны Федеральной антимонопольной службы», – сказал он.

Сам город тоже будет продвигать проект. По словам Эльгиза Качаева, комитет по предпринимательству уже договорился с комитетом по печати о размещении социальной рекламы и с комитетом по образованию – о проведении в школах специальных уроков.

Однако, по словам производителей, этого недостаточно. Побудить участвовать в программе могло бы подписание города с сетями меморандума о намерениях, говорит Валерий Сергеев. «Если бы ретейлеры заявили, что поддерживают «Петербургскую марку качества» и готовы выделить ее обладателям определенные квоты на полке, это имело бы смысл А так сети никому ничего не должны», – отмечает он.

При этом платежи за вход на полки сети и так минимизируют, а недавно принятый закон о торговле предписывает все платежи от производителей уместить в 5%, таким образом давать какие-то дополнительные льготы обладателям "Петербургской марки качества" будет проблематично. «Даже если это произойдет, это отразится на конечной цене, то есть заплатит в любом случае потребитель», – считает Виктория Михайлова.

Ретейлеры утверждают, что потенциально не против поддержать обладателей «Петербургской марки качества». «Я готов поставить на полку специальные стикеры, но о каких других специальных условиях идет речь? Те же «Пискаревский молокозавод», «Выборжец» и «Птицефабрика Синявинская» и так не платят никаких бонусов, потому что это социальный продукт. Если я буду продавать их товар бесплатно, то как я буду платить аренду и зарплату?» – говорит глава сети «РеалЪ» Игоря Янковский. По его словам, при формировании ассортимента ретейлер исходит из того, как товар продается. «Мы можем дать владельцу знака качества шанс, но низкий летний сезон – не лучшее время для вывода новинок», – добавляет он.

Вопросами качества озаботились и на федеральном уровне. Вчера глава правительства Дмитрий Медведев подписал стратегию повышения качества пищевой продукции до 2030 года, разработанную Роспотребнадзором. Она предполагает, в частности, совершенствование нормативной базы, системы мониторингов качества продуктов, а также создание единой информационной системы, позволяющей потребителям получить информацию о составе и производителе продукта. «Стратегия Роспотребнадзора – это, по сути, возвращение к ГОСТам 1970 – 1980-х годов. Это будет ответ на общественный вызов», – прокомментировала Ольга Волкова, заместитель директора Северо-Западного филиала Х5 Retail Group.

По мнению Александра Ишевского, заведующего кафедрой технологии мясных, рыбных продуктов и консервирования холодом ИТМО, в нынешней экономической ситуации участники рынка просто не заинтересованы в повышении качества .«Люди не готовы покупать качественные товары из-за низких доходов, производители производить – из-за низкой прибыли», – отмечает он. По словам эксперта, выходом может стать разработка так называемой социальной рецептуры. «К примеру, может быть использован дешевый белок, и за счет этого цена будет приемлемой, но соотношение белков, жиров и углеводов в продукте будет правильным», – пояснил он.

Впрочем, вопрос контроля за исполнением этих норм все равно остается открытым. К примеру, сейчас лаборатории могут только определить лишь соотношение молочных и не молочных жиров в продукте, но не узнать, чем именно он фальсифицирован. «Отсутствуют государственные регламенты проведения самого такого испытания, пока Росстандарт не утвердит их, такие исследования невозможны», – отмечает он.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

«Петербургская марка качества» была создана в 2006 году. В 2015 году Смольный анонсировал перезапуск программы и разработал новый бренд с изображением грифона. В сентябре 2015 года органом, осуществляющим сертификацию, был назначен подведомственный комитету по развитию предпринимательства центр контроля качества.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях