Проект «Номер Петербурга», анонсированный в «Фейсбуке», моментально сделался модной новинкой. Сообщение, которое поместила в социальной сети автор «Номера» Виктория Евдокимова, очень быстро обросло тысячами перепостов. «Фонтанка» вгляделась в новинку и поняла - мы с этим где-то уже встречались.
По примеру шведов
В нынешнем марте Шведская туристская организация объявила проект The Swedish Number: любой человек мог позвонить по определенному мобильному номеру, и коммутатор соединял его с волонтером, который мог рассказать собеседнику о стране, поделиться информацией, которую не узнать из стандартного путеводителя, и помочь решиться на путешествие в Швецию. Номер проработал 79 дней, на него поступило более 180 тысяч звонков из 183 стран, а собеседниками пользователей стали представители самых разных слоев шведского общества – от водителей грузовиков до премьер-министра Стефана Лёвена. «Шведский номер» собрал около 9,5 миллиона упоминаний в СМИ и соцсетях, а кампания по продвижению проекта получила Гран-при рекламного фестиваля «Каннские львы».
Этот проект стал отправной точкой для создателя «Номера Петербурга» Виктории Евдокимовой. На сайте, концептуально идентичном шведскому первоисточнику, она называет себя «неравнодушной петербурженкой», но сейчас проживает в Москве, находясь в декретном отпуске.
В интервью в эфире «Фонтанки. Офис» Виктория призналась, что, как только увидела в сети страницу проекта The Swedish Number, который ее вдохновил и с которого она скалькировала «Номер Петербурга», события стали развиваться стремительно:
– 9 апреля я увидела шведский проект, 10-го уже звонила в комитет по туризму, а 15-го уже сидела в офисе технических партнеров… У меня не было никаких связей, просто я загорелась этой идеей, и она пришлась по душе моим партнерам.
Одним из таких партнеров Евдокимова называет городской комитет по развитию туризма, для которого проект был незатратным с денежной точки зрения, но сотрудники которого предоставили много материалов, в том числе видео и фото, использованные в промо-ролике и на сайте «Петербургского номера». Глава комитета Андрей Мушкарев допускает, что новая городская «фишка» будет востребована:
– Такие проекты позитивно влияют на имидж Петербурга. Турист всегда ищет что-то новое для себя. Я только что вышел со встречи с Михаилом Борисовичем Пиотровским. Мы с ним обсуждали: нельзя концентрироваться только на вещах, которые уже являются брендами Петербурга. Нужно создавать новые бренды и расширять возможности города, с точки зрения возвратности туриста. Когда турист видит, что происходят те или иные мероприятия или проекты, это побуждает вернуться в Петербург – чтобы увидеть новое. Если турист приехал только один раз – это значит, что мы что-то сделали плохо. Значит, ему было некомфортно, или неинтересно, или произошло что-то непозитивное. Если мы увидим, что «Номер Петербурга» востребован и вызвал живой интерес, то, конечно, будем поддерживать. Если это сделано для того, чтобы просто сделать проект, – наверное, такого результата мы не хотим. То, что интересно для людей, мы будем делать, тому будем помогать и продвигать.
«Я готова к масштабированию»
«Номер Петербурга» планировался к запуску первого июля, но после фейсбучного анонса возникли неизбежные технические сложности. Пока организаторы спешно увеличивают серверные мощности. Дозвониться бывает непросто – по признанию Виктории Евдокимовой, «не на каждого россиянина сейчас хватает петербуржца», также есть сложности с международными звонками и скайпом.
«Самый сложный вопрос – монетизация, не хочу пока об этом думать. Может, будет инвестор, который поможет промасштабировать этот проект», – добавляет автор.
В сети уже существует сайт, анонсирующий, какие именно города присоединятся к проекту. Среди прочих названы Москва, Калининград, Владивосток, Самара, Краснодар, Новосибирск, но пока ссылка ведет на приложение «Номер Петербурга».
Виктория надеется, что к концу июля в проекте будут участвовать 100 тысяч петербуржцев. «Этот проект я делаю очень быстро. Если кто-то меня обгонит – значит, обгонит, – заключает Евдокимова. – И еще я надеюсь, что «Петербургский номер» выйдет за рамки туризма и будет проектом о людях, которые общаются».
«Нет никого, кто знал бы твой номер»
По сути, общение на сервисе остается анонимным. У собеседников нет возможности видеть звонки друг друга. Автор проекта призывает знакомиться друг с другом и обмениваться контактами, если беседа вышла душевной.
Заинтригованные пользователи с восторгом принялись скачивать приложение, позволяющее стать одним из «голосов Санкт-Петербурга», и уже есть пожалевшие. Те, кто разочаровался, жалуются на невозможность удалить свой телефон из базы и указать желаемое время приема звонков: «Вчера мне позвонили поздно ночью, когда у меня на работе важный день. Разбудили. У вас совсем глупые разрабы работают? Неужели сложно догадаться добавить функцию ограничения по времени входящих?!»
Также мобильное приложение неприятно удивляет рекламой некоего петербургского фотографа: такой «бонус» мало кому приходится по душе. «Чушатина, а не приложение. Дальше заставки уйти никуда нельзя», «Приложение для пиара "фотографа"? > первый в мире город с собственным номером телефона. А зачем врать-то?» – негодуют некоторые потенциальные телефонные собеседники.
О подводных камнях, с которыми можно столкнуться при анонимном общении в такого рода проектах, напоминают и специалисты. Вот что рассказала «Фонтанке» специалист института практической психологии «Иматон» и главный редактор «Психологической газеты» Анна Губанова:
– Само по себе спонтанное общение с незнакомыми людьми никакой опасности для человека не представляет. Взрослый человек, зрелая личность умеет услышать другого и адекватно отреагировать: добродушно откликнуться на вежливость, уверенно защититься от хамства... И только практика живого общения с реальными, в том числе незнакомыми, людьми позволяет развить полезный социальный навык поиска и оценки информации и ресурсов. В отдельные периоды жизни – например, в позднем подростковом возрасте, в юности – без спонтанного общения с незнакомцами вообще не обойтись. Как иначе найти друзей, создать семью или устроиться на работу? Люди, не научившиеся налаживанию своих социальных связей, оказываются не у дел. Скорее такие проекты могут быть недоброжелательны к пользователям обилием рекламы или посредством использования в коммерческих целях полученной контактной информации – конечно, нужно читать пользовательское соглашение, а в случае нарушения прав обращаться в надзорные органы. Но это относится к любым интернет-проектам.
Позитивно настроенные граждане благодарят за возможность неформального общения, неоднократно были замечены предложения типа: «Хорошо бы изменить номер Петербурга на 212 85 06». Для тех, кто не «считал» месседж: эта комбинация цифр – название песни группы «Аквариум», посвященной такому социокультурному феномену, как «телефонный эфир», существовавшему в Ленинграде в восьмидесятых годах. Новому поколению и приезжим это понятие ни о чем не говорит, между тем неформальная жизнь колыбели революции во многом «эфиром» определялась.
Использовавшиеся тогда декадно-шаговые телефонные станции допускали технический казус, при котором несколько абонентов могли быть соединены в «голосовой чат»: позвонившие на определенный номер слышали друг друга и анонимно общались, скрываясь за псевдонимами. Разумеется, такая нерегулируемая деятельность беспокоила и компетентные органы, и комсомол, и самих телефонистов, но все равно ленинградский телефонный эфир просуществовал около двух десятилетий и исчез только с улучшением технической оснащенности АТС: на смену декадно-шаговым пришли станции нового поколения, физически не допускавшие такой коммутации. От периода такого романтического общения остались только воспоминания да строки Бориса Гребенщикова:
«Но я не знаю, как идет сигнал,
Я не знаю принципа связи,
Я не знаю, кто клал кабель,
Едва ли я когда-нибудь услышу тебя, тебя, тебя…»
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру».